Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






У. Джеймс и его вклад в психологию. Э. Титченер и структурная психология. Основные положения гештальтпсихологии.






Основной вклад:
1. Джеймса принято считать отцом американской психологии: он написал первый учебник по психологии, он был первым профессором психологии в американских университетах (начал преподавать психологию в 1875 году), он основал первую психологическую лабораторию в США (в 1875 году), но так как эта лаборатория была плохо оснащена и использовалась преимущественно в учебных целях, прийнято считать, что первая экспериментальная психологическая лаборатория была основана в 1879 году Вильгельмом Вундтом
2. Функционализм. Как ревностный эволюционист и убежденный сторонник функционализма он заявлял, что сознание, со всеми его функциями, следует рассматривать как орган первичной адаптации к окружающей среде и подчеркивал важность изучения процессов и функций, а не содержаний и структур сознания. Он считал привычку, " базовым телесным принципом" (“bottom a physical principle”).
3. Методы психологии: он использовал интроспекцию, изучение продуктов деятельности и сознания, изучение анатомии и физиологии.
4. Сознание. Он провозгласил, что психическая жизнь представляет собой непрерывно текущее и изменяющееся единство. Он считал, что сущностными признаками сознания является адаптивность, активность, избирательность и телеологичность. Он ввел термин " поток сознания", который оказал значительное влияние на модернистскую литературу и искусство.
5. Воля. Джеймс утверждал, что воля реализует убеждения, что она первична, а знания инструментальны, а сам разум способен свободно выбирать между любым количеством вариантов.
6. Эмоции. Джеймс в 1884 и Ланге в 1885 году, независимо предложили теорию Джеймса-Ланге, согласно которой эмоции в первую очередь зависят от наших физиологических реакций: так «мы страдаем, потому что ощущаем, что плачем» или «при встрече с медведем мы убегаем и поэтому начинаем чувствовать страх».
7. Педагогическая психология. Цикл его лекций в Кембридже «Беседы с учителями о психологии» (1899) считается первым учебником по педагогической психологии.
8. Психология религиозного опыта. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» (1902) он подчеркивал важность различных " измененных состояний сознания", он также считал, что расширение и углубление диапазона чувствительности может привести к состоянию экстаза и самообновлению или исцелению верой. Он также нтересовался мистицизмом, спиритизмом, телепатией и ясновидением.
9. Теория гениальности. В своих лекциях «Великие люди и их окружение», он заявлял, что гениев надо воспринимать как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина. Он ввел понятие «восприимчивость к историческому моменту» и подчеркивал,, что «Гениальность — это всего-навсего непривычный взгляд на вещи.
10. Его философская система включает три состовляющие, волюнтаризм, который утверждал идею свободы воли и «мягкого детерминизма", прагматизм, ставшим основным американским образом мышления и «радикальный эмпиризм», в котором утверждается, что эмпирически наблюдаемая и непосредственно постигаемая Вселенная не нуждается в сверхъестественных объяснениях природных явлений.

Эдвард Титченер - Разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в изучении структуры ассоциации и связей, ее образующих. Путь к этому - в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.

Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!

Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучение замкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии.

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.