Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе






Онтогенетическое развитие мышления представляет собой одну из самых значительных и важных проблем детской психологии.

УСЛОВИЯ развития мышления в филогенезе и онтогенезе
При исследовании развития мышления ребенка всегда необходимо учитывать основное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. По линии филогенетического развития стимулом мышления, в основном, всегда выступали потребности, удовлетворение которых имело более или менее выраженное жизненное значение; здесь мышление возникло и развилось на основе серьезной деятельности — обслуживания и, особенно, труда. Что касается онтогенеза — особенно в пределах детского возраста, то тут положение дел иное. Детским возрастом называется тот период жизни человека, когда ему самому не приходится заботиться об удовлетворении своих основных потребностей — это делают другие, его воспитатели, взрослые. Человек перестает считаться ребенком только после того, когда он становится вынужден сам заботиться об удовлетворении своих жизненных потребностей, то есть собственными силами решать встающие перед ним задачи.
Поэтому в период детства импульсом развития мышления служит необходимость удовлетворения не жизненных потребностей, как это имеет место в филогенезе, а потребностей другой категории, в частности, потребностей развития. Развитие детского мышления происходит, в основном, на почве игры и учебы. Учет данного обстоятельства имеет не только большое теоретическое, но, возможно, еще большее практическое значение, поскольку при воспитании мышления знание того, откуда исходят импульсы мышления ребенка, безусловно имеет фундаментальное значение.

 

Основные периоды развития интеллектуального интереса
На что преимущественно обращает внимание ребенок в различные периоды своего развития? Что его интересует? Ответить на это позволяет анализ вопросов, задаваемых ребенком в различные периоды своего развития. В результате исследований различных авторов, проведенных в этом направлении, сегодня уже можно считать доказанным, что основные этапы развития интереса ребенка совпадают по сути с предложенными Бине и Штерном этапами, хотя ими для этого были использованы совершенно разные методы. В частности, они предлагали испытуемым описать относительно простую картинку и на основе анализа полученного материала пришли к примерно одинаковым выводам.
Согласно Бине, в процессе развития детского интереса следует выделить три периода: период перечисления, описания и интерпретации.
Первый период, имеющий место в дошкольном возрасте, характеризуется тем, что ребенок удовлетворяется перечислением отдельных объектов; по-видимому, его интерес пока еще ограничивается лишь тем, чтобы заметить и назвать объекты, объективировать отдельные явления.
В школьном возрасте, с семи лет, ребенок уже не ограничивается простым перечислением; его уже интересует точное описание объекта и ситуации в целом.

35. Взаимосвязь мышления и речи с позиции классического бихевиоризма, в рамках Верцбургской школы и современных психологических направлений.

Вюрцбургская школа - представители которой в начале XX в. впервые в истории психологии попытались экспериментально исследовать особенности мышления. Вюрцбуржцы интерпретировали мышление как особую духовную активность, оторванную от чувственных образов, от речи. В самонаблюдении мышление действительно выступает как протекающее без опоры на чувственные образы и привычные формы речи. Однако исследования, проведенные объективными методами, свидетельствуют о связи мышления с речью.

Позиция классичес­кого бихевиоризма (мышление — это без­звучная речь), а представление Вюрцбургской школы (мышление и речь имеют раз­ное происхождение и представляют собой различные сущности). Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами. Как считал Выготскийименно внутренняя речь обеспечивает переходный этап между мыслью и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Внутренняя речь порождает развернутое речевое высказывание. С этой точки зрения внутренняя речь выступает как подготовительная стадия. Мышление и речь имеют генетически общий корень. Таков вывод, согласующийся с положениями основоположников марксизма и подтвержденный конкретными исследованиями современной науки.

 

36.Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстргирование, обобщение. Формы мышл: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Основными формами логического мышления являются: понятия; суждения; умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

37.Нарушение мышления и интеллекта: по темпу, стройности, по целенаправленности, по продуктивности.

Мышление- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Интеллект-общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Нарушение мышления и интеллекта, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Основными характеристиками мышления являются: 1) темп, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность и 4) продуктивность. Нарушение мышления и интеллекта по В.Ф. Матвееву:

По темпу

1. Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени).

2. Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени).II.

По стройности

1. Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями).

2. Бессвязность (нет связи между словами).

3. Инкогеренция (нет связи между слогами).

4. Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).

5. Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).

6. Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).III.

По целенаправленности

1. Резонерство (бесплодное мудрствование).

2. Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств).

3. Персеверация (застревание на одной ассоциации)

4. Аутистическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного).

5. Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций).

По продуктивности

1. Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).

2. Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).

3. Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).

4. Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов).

Нарушения интеллекта. Основными формами нарушения интеллекта являются; олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие). Олигофрения бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дебилъностъ, имбецилъностъ, идиотию. Дебилъностъ — легкая степень олигофрении. Способность к обобщению и абстракции снижена. безынициативны и способны только к малоквалифицированному физическому труду. Имбецилъностъ —Они практически необучаемы. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Идиотия —Психика и речь практически полностью отсутствуют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.Деменция — приобретенное слабоумие. может развиться в результате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно протекающей гипертонической болезни с выраженным церебральным синдромом и повторными инсультами, в старческом возрасте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.