Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема деятельности в психологии. Структура деятельности. Функции деятельности. Условия деятельности.






Деятельность — это процесс активного отношения человека к действительности в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В деятельности проявляются, а также, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика. Введение категории деятельности в психологию изменило представление о психическом как уникальном, специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена. Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к вопросам исследования психического. Последнее стало рассматриваться и как результат (психический образ, умение, состояние, чувство и др.), и как процесс.

При определении деятельности как объекта психологического исследования были раскрыты аспекты изучения психики: процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динами­ки), исторический аспект (позволяет исследовать пси­хическое с точки зрения законов и закономерностей его развития), структурно-функциональный аспект (опре­деляет возможности анализа психического как слож­ной многоуровневой системы, выполняющей опреде­ленные функции).

 

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

  1. Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования.
  2. Мотив – то, почему осуществляется деятельность.
  3. Цель – то, ради чего осуществляется деятельность.

4. Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п.

  1. Действие – то, как осуществляется деятельность.

6.Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).

Выделяют 5 основных функций:

1. системообразующая - организует и опосредует связи между разноуровневыми свойствами индивидуальности, создает новую систему этих свойств, способствует образованию новых динамических систем

2. компенсаторная - заключается в реализации, посредством стиля, таких качеств, которые могут компенсировать недостаточно развитые другие качества с точки зрения требований успешности деятельности

3. интегративная - направлена на формирование комплекса индивидуально-стилевых особенностей деятельности и системы взаимодействия в его структуре.

4. инструментальная - связана с реализацией индивидуальной, специфической системой средств, приемов и способов осуществления взаимодействия

5. адаптивная - проявляется как эффект действия регулятивных механизмов, позволяющих синхронно перестраивать деятельность в связи с новыми, специфическими условиями.

12)Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»

Индивид - это единичный представитель вида " homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом.

Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Наряду с понятием " личность" употребляются термины " человек", " индивид", " индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой..

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

13. Темперамент: сущность, типологии, свойства. Современные представления о свойствах темперамента.

Темперамент — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. Cвойства темперамента — это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы. К основным свойствам темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность, баланс реактивности и активности, темп реакций, пластичность - ригидность, экстраверсия - интроверсия, эмоциональная возбудимость.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами темперамента. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Т.меланхолический-п реобладание подавленного настроения, слабость волевых процессов, присущи интровертированность, высокий нейротизм. По И.П. Павлову — слабый тип ВНД.

Т.сангвинический -живость, подвижность эмоциональных реакций, быстрота и сила волевых проявлений, экстравертированный, стабильный (низкий показатель нейротизма).По И.П. Павлову — сильный, уравновешенный.

Т. флегматический. Эмоционально вялый, устойчивый, мало зависящий от внешнего влияния, медлительный, интровертированный, стабильный. По И.П. Павлову — сильный, уравновешенный, инертный.

Т. холерический - возбудимый, порывистый, склонный к бурным аффективным реакциям, присущи экстравертированность, высокий нейротизм. По И.П. Павлову — сильный, неуравновешенный.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.