Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Филогенетическая и онтогенетическая память.






Существует также разделение памяти на филогенетическую и онтогенетическую. Филогенетическая память представляет видовую память, т.е. она отражает детерминированные генотипом врожденные или проявляющиеся по мере развития способности всех представителей того или иного вида опознавать и определенным образом реагировать на некоторые значимые для выживания всех представителей данного вида (ключевые) раздражители. В ее основе лежат безусловные рефлексы и инстинкты. Онтогенетическая память обеспечивает накопление и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

На основе указанных двух видов памяти существуют два вида поведенческой активности: поведенческая активность врожденная и приобретенная.

Разрабатывая теорию функциональной системы, П.К. Анохин сформулировал основные закономерности, благодаря которым происходит приспособление новорожденного к новой среде. Ведущая роль здесь принадлежит наследственным факторам. Зафиксированный в генетической программе видовой опыт обеспечивает возможность реализации адаптивных функциональных систем. Генотип вида обеспечивает возможность реализации приспособительных функциональных систем. Генотип в данном случае выступает носителем «филогенетической памяти», которая инициирует последовательность процессов созревания в направлении, обеспечивающим полноценную адаптацию. По образному замечанию П.К. Анохина, генетическая информация разворачивается в соответствии с будущими условиями.

Уже к моменту рождения ребенок обладает целым рядом врожденных функциональных систем, которые дают ему возможность адаптироваться к изменившимся условиям существования. К их числу относится, например, система сосания.

Данная система предположительно возникла в мезозойскую эру у предков млекопитающих и совершенствовалась на протяжении всей их эволюции; в настоящее время представляет собой инвариантную систему с жесткой генетической детерминацией. Очевидно, что такие функции как сосание должны иметь жесткую генетическую детерминацию, так как они определяют выживаемость новорожденного в новых для него условиях. Функциональные системы такого типа являются признаком целого класса млекопитающих, в основе инвариантности подобных систем предположительно лежит особая система генов, стабилизация которой проходила на всем пути эволюции данного класса.

Однако большинство поведенческих систем формируется в ходе онтогенеза и несет на себе печать индивидуального опыта животного и человека. Формирование и накопление в индивидуальном опыте человека и животных подобных систем составляет содержание индивидуальной онтогенетической памяти. Приобретаемые поведенческие системы в большинстве случаев обладают способностью менять составляющие их компоненты. Например, система, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до цели можно дойти, добежать, допрыгать, доползти). По-видимому, чем сложнее ожидаемый поведенческий результат, тем более индивидуализирована функциональная система, которая обеспечивает его достижение и тем более индивидуализировано содержание памяти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.