Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как предмет психологического анализа.






Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во многих антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большое разнообразие взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Несмотря на множество публикаций, в истории психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наиболее актуальных. Рассмотрим историю появления понятия «сознание» в психологической науке.

В конце 19 в. Р. Декарт выдвинул постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: «Я мыслю». А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект. Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует. Позже это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией. Можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса: непроизвольные и произвольные. Оба типа процессов, а также ряд других свойств сознания продемонстрировал В. Вундт в своих экспериментах с метрономом. С помощью этого прибора В. Вундт выяснил, что сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Также он изучал еще одну важную характеристику сознания – его «объем» и пришел к выводу, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. Процессы такой организации Вундт называл «актами апперцепции». Английский философ Дж. Локк считается идейным отцом метода интроспекции. Он считал, что «сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии. Но новые течения в психологии опровергали старые понятия, крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным. Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу – прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования.

Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем Вильяма Джемса. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о «потоке сознания», т. е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он». Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется. Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. Как альтернатива интроспективной психологии выступил бихевиоризм, представителем которого явился Джон Уотсон. Он заявил, что наука может изучать только то, что объективно наблюдаемо и регистрируемо; переживания же – это нечто субъективное, которое научно изучаться вообще не может. Поэтому психология должна сменить свой предмет: изучать поведение человека и животных, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и регистрируемых объективно реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды.

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое. Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущую силу вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Но представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Он говорил, что в душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» - неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память. Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей, которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и обобщенными. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Основатель психоанализа, австрийский ученый З. Фрейд, в своей модели личности выделял 3 элемента: Ид (глубинный слой бессознательных влечений), Эго (сознательного, посредник между «Оно» и внешним миром) и Суперэго (внутриличностная совесть, своего рода цензура). В общем плане психика представлялась Фрейду, как некая система, состоящая из нескольких компонентов, таких, как сознание, бессознательное и предсознательное. Но Фрейд отнюдь не считал эти компоненты равнозначными. Центральной сферой психики он считал бессознательное. Именно оно определяло мотивы деятельности человека. А сознанию отводилась роль некой инстанции, надстраивающейся над бессознательным. Фрейд трактовал бессознательное как «глубинный слой бессознательных влечений, психическую «самость», основу деятельного индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия» безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей». Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению влияния динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

В настоящее время вопросы сознания не утратили своей актуальности. Сознание является базовым предметом такого современного направления как интегративная психология (Козлов В. В., 1999). Согласно интегративному подходу, высшая конкретная форма органической целостности – человеческая личность, а стержень ее функционирования – индивидуальное свободное сознание. Интегративная психология проводит чёткое различие между сознанием и материей. Сознание обладает качествами активности, открытости, пустотности, ясности и осознавания, а материя – нет. Сознание не обладает физическими преградами и может наполняться любыми формами и содержаниями, а материя ограничена и инертна. Но сознание и материя влияют друг на друга, и их состояние взаимно обуславливает друг друга (Козлов В. В., 1999). Однако субстанциальной причиной сознания может быть только сознание, а субстанциальной причиной материи – только материя. Именно этот факт задает изначально возможность трансформации и просветления. Предметом интегративной психологии является изучение как опыта необычных (изменённых) состояний сознания, так и так называемых «переходных состояний» психики человека – от переживания паттерна холотропного, индивидуализированного, разделённого, атомарного сознания (как по отношению к внешнему миру, так и к внутреннему) к состояниям расширенного сознания, единого в своём переживании, как самого себя, так и мира; от состояния борьбы, деструкции, отрицания – к состоянию единства, консолидации, сотрудничества с самим собой, с другими людьми, со всем миром (Козлов В. В., 1999). Предметом интегративной психологии является и изучение таких переходных состояний, как конфликты (внутренние и внешние), бессознательные импульсы, отчуждение от себя и мира, невозможность творчества, любви, сотрудничества, психосоматические заболевания и различные неврозы. Все эти состояния в интегративной психологии рассматриваются как различные среды реализации сознания в личности, обладающие в самих себе реальным потенциалом преодоления их негативного аспекта и развития в свою противоположность. Это приводит к концептуально важному моменту интегративной психологии, где она выступает в своём прикладном аспекте как психология развития, «восхождения» личности к себе самой – к высшей интегрированности индивидуального сознания [В. В.Козлов «Интегративная психология»]. Сознание является активным открытым пространством энергии, которое наполняет внешнюю и внутреннюю жизнь смыслом, отношением и переживанием. Одновременно с этим прошлое, настоящее и будущее одновременно присутствуют в нашем сознании. Где мы, кто мы, кем мы являемся и даже концептуальный образ мира – это мир сознания. Все, что мы можем обнаружить в этом мире – продукт сознания (Козлов В. В., 1999).

Итак, проблема сознания в психологии решалась на протяжении многих веков. Начиная с изучения простейших элементов сознания (у Вундта, например), до нахождения сложных элементов и их взаимодействия (например, у А. Н. Леонтьева). От изучения сознания субъективными методами (интроспекционисты, например), до установления объективных методов изучения сознания (культурно – исторический подход Выготского, деятельностный подход). Изучали сознание и функционалисты, и структуралисты, и гештальтисты, и Вюрцбургская школа. Но проблема сознания не решена до конца и по сей день. В современной психологии категория сознания является наиболее трудной для объяснения. Общее учение о сознании как высшей, специфически человеческой форме психики, является стержнем психологии человека. На современном этапе развития психологии существование сознания представляет собой основной и предельно достоверный психологический факт бытия в мире для каждого человека. Новый взгляд на сознание вносит интегративная психология, делая его базисным предметом для изучения в психологической науке. С точки зрения интегративной психологии сознание вечно, целостно, трансцендентно по отношению к материи, свободно от идентификации, возможно вне жизни, активно. В настоящее время сознание и бессознательное не изучены до конца и открывают новые горизонты для изучения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.