Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество А. Тарковского






· ТАРКО ´ ВСКИЙ Арсений Александрович[12(25).6.1907, Елисаветград — 27.5.1989, Москва] — поэт, переводчик.

· К поэзии Арсений приобщился с ранних лет, посещая с отцом гастрольные вечера Ф. Сологуба, К. Бальмонта, Игоря Северянина.

· В 1945 подготовил книгу «Стихотворения разных лет»

· Первые стихи он опубликовал в 1926 в студенческом сб., но как оригинальный поэт предстал перед читателями лишь в 1962

· Его книги «Перед снегом» (1962) и «Земле —земное» (1966) стали лит. событием, а вошедшие туда стихи четырех предшествующих десятилетий — явлением современности.

·. В дальнейшем только сб. «Зимний день» (1989) добавит новые произведения в творческое наследие Т., а вышедшие при его жизни «Волшебные горы» (Тбилиси, 1978), «От юности до старости» (1987), «Быть самим собой» (1987) и др. окажутся лишь книгами избранного

· говорить об эволюции Т.-поэта трудно и вряд ли целесообразно, ибо Т.— «поэт позиции», а не «поэт пути».

· Выделяется разве что «поселковая повесть» «Чудо со щеглом» (из книги «Зимний день»

· В лирике же поэтическая тематика Т. весьма устойчива. Это стихи о времени и бес-смертии («Только грядущее», «Жизнь, жизнь», «Зуммер»),

· об истории и мировой культуре («Анжело Секки», «Пауль

· Клее», «Феофан Грек», «Григорий Сковорода» — и «Петровские казни», «Конный рейд», «Юродивый в 1918»);

· это космические мотивы («Телец, Орион, Большой Пес», «Посередине мира»)

· и в их контексте стихи о войне («Песня подпулями», «Иванова ива»); это стихи

· о природе («Деревья», «Степная дудка», «Я учился траве, открывая тетрадь»),

· об искусстве («Слово», «Словарь», «Риф-ма»).

· У Тарковского причастность к миру культуры означает власть над временем и бессмертие, несмотря на смертность.

· Однако все эти темы переходят одна в другую и в конечном счете обретают равно-правие в общей картине мира, где важнейшими поэтическими категориями оказываются «память» и «судьба».

· Постоянно обращаясь к прошлому, верша «суд памяти», поэт нетпринимает ограниченной возможности словати личного поступка: он претендует на абсолютную духовную власть.

· Стихия природы и стихия слова для него почти тождественны: жажда жизни, пробивающая омертвевшую кору, проявление той же силы, что дарует поэтам «и в могилах звучащую речь»

· Описания Т., как правило, подвижны, угол зрения постоянно меняется, даже в неторопливых стихах антологического характера.

· С начала 1990-х Т. начинает писать прозу — рассказы и повести. Он продолжает отстаивать свою тему в лит-ре: рассказывает том, почему любит енисейскую жизнь, о ее редкостной красоте, о людях, живущих трудной жизнью среди мощи природного мира.Первая публикация прозы Т.— рассказ «Васька».

Специфика лирического «я» в стихотворениях.

· Отношения, складывающиеся между поэтом и миром в лирике Арсения Тарковского, верно было бы— помня всю условность метафоры — назвать средневековыми. Таковы отношения сюзерена и вассала, владыки и прихожанина, Прекрасной Дамы рыцарских преданий и странствующего стихослагателя. Ни о какой взаимности, ни о каком равноправии и речи быть не может: слишком велика иерархическая дистанция, разводящая мир и человека, слишком несоизмеримы их уделы.

· Творческому сознанию лирического героя Тарковского свойственна рефлексия. Поэтическая стихия направлена на субъективное познание самой себя.

· Лирический герой А. Тарковского свободен в своих фантазиях, как раскрепощен и его поэтический дух, стремящийся к желанному, в отличие от презренного античным поэтом, уединению. Между творческими судьбами Тарковского можно провести, хотя и условно, определенную биографическую параллель. Известен факт изъятия книг античного поэта из публичных библиотек сразу после его ссылки. А в 1946 году издательство " Советский писатель" решило опубликовать книгу Тарковского, но не успело. После всех корректур она была снята с производства.

· У Тарковского причастность к миру культуры означает власть над временем и бессмертие, несмотря на смертность. Его лирический герой ощущает себя подмастерьем Феофана Грека, слышит в себе голоса Сковороды, Анжело Секки, Пушкина, Ван Гога.

· Жизнь лирического героя Тарковского в социуме менее активна, он сохраняет тайну своей личности в духе неоромантической традиции.

· В поэзии Тарковского образ собеседника не объективируется. Поэт не представляет, как Ахматова, разговор с читателем «до света». Залогом встречи поэта и читателя является публикация стихотворения, что становится важным событием для автора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.