Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь графики, пространственной организации текста и смысла






Формальные и содержательные особенности поэзии Вс. Некрасова. Связь графики, пространственной организации текста и смысла. Специфика авторской и читательской позиций. Анализ стихотворений.

Формальные особенности минимализма в поэзии Вс. Некрасова(ОН БЫЛ МИНИМАЛИСТОМ)

  • Минимализм — это не просто эстетика малых форм. Как раз формы могут быть и громоздкими. Но минимализм — эстетика малого, «минимума». Это особый тип художественной стратегии, актуализированный постмодернистской эпохой.
  • Хотя многие минималистские произведения и в самом деле невелики по объему, суть не в объеме, а в том, что автор сознательно ограничивает своё воздействие на объект, преобразуемый в произведение искусства лишь самым необходимым минимумом.

 

Формальные и содержательные особенности поэзии Вс. Некрасова

  • Всеволод Некрасов, говоря о своём понимании конкретной поэзии и того, чем занимались лианозовцы в конце 50-х — начале 60-х годов, трактует всё это как поиск «фактичности, конкретности» стиха, «лирической конкретности», выявляемой живой, конкретной речью.
  • Стих Вс. Некрасова и на стих-то на первый взгляд не похож. Это не каллиграфия, а какие-то каракули. Вместо стройных столбцов, за­кованных в ритмически подобные строфы, — полная графическая свобода и даже " расхристанность".
  • Вс. Некрасов ориентируется на речь предельно упрощенную, бедную, сотканную из концептов — устоявшихся, клишированных, долго бывших в употреблении и совершенно стершихся высказыва­ний, а также — " из междометий, из интонации, из пауз"
  • Нередко поэт выстраивает целые ряды-перечни, состоящие из концептов, — своеобразные знаковые каталоги, характеризующие советский менталитет:

1. Сюда входят газетно-журнальные заголовки (" пути и судьбы // навстречу жизни // сильнее смерти // за тех кто в море"),

2. " общие места" печати (" Москва столица", " защита мира", " простой совет­ский"),

3. широкоупотребительные фразеологизмы (" отсюда вывод", " не в курсе дела", " давай не будем"),

4. урезанные строки популярных песен (" любимый город // веселый ветер"),

5. пословицы,

6. поговорки,

7. присказки (" не кот наплакал // не вор не пойман // закон не писан", " Одесса мама")

 

  • Писатель отказывается от стиха традиционного типа, точнее — подвергает его деконструкции, преображая неузнаваемо. Имитируя непрофессионализм, неумелость, черновое письмо, Вс. Некрасов активно экспериментирует в области графического оформления, метрики, ритмики, фоники, обновляет образную систему.

 

Связь графики, пространственной организации текста и смысла

Чтобы сделать привычное, а потому незамечаемое, кажущееся нормальным, видимым, писатель использует новые — очень протяжен­ные пространственные отношения между словами.

Это качество поэтики Вс. Некрасова отражает обилие крупных пробелов (предполагающих наличие длительных пауз), коротких (нередко состоящих из одного слова или буквы) строк, отсутствие знаков препинания (в сущности, ненужных из-за обилия пробелов и краткости строк), особое расположение стихов на плоскости листа.

  • Межстиховое пространство выполняет у Вс. Некрасова роль под­текста, корректирующего понимание текста. Слова не сливаются, нейтрализуя смыслы, они обособлены, выделены, проакцентированы. В пробелах как бы умещается не высказанное вслух, подразумевае­мое, квинтэссенция чего — выраженное вербально.
  • Параллельно с обособлением Вс. Некрасов может, напротив, сливать многократно повторяемые слова (группы спов), создавая " заумные" знаковые образования, перетекая через которые изна­чальный смысл меняется на противоположный





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.