Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование пространственного праксиса
Ребенку предлагается показать правую, левую руку; правую, левую стороны. Выполняются речевые пробы Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «... правый глаз»; «... левое ухо»; «левый глаз». «Покажи левой рукой левое ухо»; «... левый глаз»; «... правое ухо»; «.., правый глаз». Инструкции даются вразбивку. Логопед показывает предметы, находящиеся вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа. Ребенку предлагается сложить картинки из 2—4 частей, разрезанные как по вертикали, так и по горизонтали если ребенок задание выполнил правильно, ему предлагается сложить картинки, разрезанные по диагонали. Данное задание является не только информативным но и прогностическим, так как дети с дизартрией, как правило затрудняются в выполнении этого задания. Сложить фигурки из палочек по образцу, затем по памяти. Сначала из двух-трех, потом из четырех палочек. Исследование произвольной Мимической моторики Ребенку предлагаются следующие упражнения: - оскал — покой, поднимание верхней губы; - надувание обеих щек, по очереди; - поднимание бровей — покой, наморщивание лба;
- наморщивание носа; - поочередное зажмуривание глаз. Отметить; сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; синкинезии. Одиночные движения языком: - положить широкий язык на нижнюю губу; - положить узкий язык на нижнюю губу; - язык «жалом» при открытом рте; - узким языком коснуться правого — левого углов рта; - показать язык «чашечкой» при открытом рте;
- положить широкий язык на верхние зубы при открытом рте и растянутых в улыбке губах; - выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте. Серии движений языком: - открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот; - открыть рот, показать попеременно (5—б раз) узкий и широкий язык, закрыть рот; - открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот; - те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений.
Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка замена движений языка; слюнотечение. Подъязычная связка (уздечка) языка: - положить широкий язык на нижнюю губу и постараться дотронуться им до середины (или ниже) подбородка; -это же движение выполнить узким языком; - поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу; -поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—б раз). Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом. Мягкое небо (обследовать визуально): • предложить покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе. Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины.
Твердое небо • обследовать визуально и отметить: нормальное, излищне низкое, куполообразное «готическое» расщелины Зубы • обследовать визуально и отметить: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие высокие, вне челюстной дуги, язычный наклон зубов и т. д. Прикус • обследовать визуально и отметить: открытый передний; открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти) Губы • нормальные тонкие, толстые, укороченная верхняя губа. Расщелина верхней губы. Общее звучание речи Ребенку предлагается рассказать стихотворение составить рассказ по серии сюжетных картинок побеседовать с логопедом Отметить - характерные особенности голоса: по силе — нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий по высоте нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, монотонный по тембру — с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый - тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи). Отметить: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох; - выразительность речи: дикция отчетливая, смазанная, невнятная; темп – нормальный, ускоренный, замедленный; ритм — норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно)
Исследование произношения звуков Произнести за логопедом гласные звуки: [А], [О], IУ], [Ы], [И], [Э]; согласные звуки: свистящие— [С], [С’], [ 3], [3’], [Ц]; шипящие — [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; сонорные звуки: ротовые [Л], [Л’], [Р], [Р’]; носовые — [М], [М’], [Н], [Н’]; йотированные звуки — [Я], [Е], [Ё], [Ю], [И] (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки. Отметить отсутствие, замену, искажение звука.
|