Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 предпосылки и условия создания Советской судебной системы






 

 

Безусловно, что в истории России 1917 г. стал исключительно значимым этапом, который ознаменовал наступление новой эпохи, кардинально трансформировавшей вектор дальнейшего развития нашего общества, государства, правовой системы. Данный год вместил целый ряд политических и социальных конфликтов, которые привели к неотвратимой ликвидации государственного и общественного строя Российской империи.

К началу 1917 г. организация судебных органов контролировалась, как и ранее, в первую очередь, Судебными Уставами 1864 г., а кроме того, актами военно-судебной реформы 1867 г. Большую долю правонарушений расследовали участковые судебные следователи и следователи по важнейшим и по особо важным делам, а в окраинных регионах – наделенные следственными полномочиями мировые судьи. Отдельно от них расследование дел специальной подсудности вели малочисленные военные следователи, состоявшие в штатах военных судов второго звена и входившие в офицерский состав военного и военно-морского ведомств[1].

Как всем известно, события Февральской революции стали происходить в Петрограде в последнюю неделю февраля 1917 г. В итоге длившегося какое-то время массового бедлама, в который со временем были привлечены военнослужащие частей и подразделений столичного гарнизона, имперское правительство потеряло контроль над происходящим. 27 февраля 1917 г. власть перешла в руки сразу и самопрозглашенных Временного комитета Государственной думы, и Петроградского совета рабочих депутатов. Кульминацией революционной ситуации стало скорое отречение от престола Николая II, которое произошло 2 марта 1917 г[2].

Сразу же началась и организации новой власти. Так в ночь на 2 марта 1917 г. Временный комитет Государственной думы принял решение об образовании Временного правительства (сначала было названо «Временным общественным советом министров»). Применение определения «временный» было преднамеренным: отмечалось, что Правительство будет работать до созыва Учредительного собрания, которое и очертит грядущее государственное устройство России и утвердит Конституцию[3]. В соответствии с п. 4 Декларации Временного правительства от 3 марта 1917 г., выборы в Учредительное собрание планировалось провести на совершенно новых для той России принципах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования[4]. Первым министром юстиции и генерал-прокурором Временного правительства был назначен известный общественный деятель депутат Государственной думы адвокат А.Ф. Керенский (его уже избрали 28 февраля 1917 г. заместителем председателя Петроградского совета рабочих депутатов[5]).

В то же время стали интенсивно формироуются параллельные, не подчиненные Временному правительству властные структуры – различные Советов депутатов. Кроме Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в скором времени появились Советы казачьих, матросских, офицерских депутатов, Советы депутатов трудовой интеллигенции. В прибалтийских губерниях был создан Совет пасторских депутатов[6]. Учитывая то, что формирование Советов происходило беспорядочно, без какой-либо правовой регламентации, с необоснованными нормами представительства, некоторые из этих структур смогли закрепить за собой мощные властные полномочия, тем самым породили чреватое для государственного механизма какой-либо страны явление двоевластия. Что касается отношения к новым властям со стороны судебного ведомства, то большая часть его служащих признали законность Временного правительства. Уже в первые дни марта 1917 г. особые заявления о поддержке Временного правительства приняли коллективы восьми судебных палат, 38 окружных судов, а также служащие центрального аппарата Министерства юстиции[7]. Как позднее отметил бывший следователь по особо важным делам Петроградского окружного суда П.А. Александров, «Февральская революция… не привела к радикальным изменениям в судебном мире и его взглядах. …Временное правительство с этой позиции получило богатое наследство – в целом упорядоченный технический аппарат, который был готов работать в направлении новой политики»[8].

Однако, в октябре 1917 г. в России произошло событие, роль которого следует, бесспорно, определить как эпохальное. Трансформировался социальный строй. В научных исследования в зависимости от политического, а иногда и конъюнктурного мнения ученых данное событие именуют по-разному: октябрьский вооруженный переворот, Великая октябрьская социалистическая революция... То, что фактически реализовали большевики в октябре 1917 г., имело и теоретическую основу. Еще в августе 1917 г. В. И. Ленин в труде «Государство и революция» говорил о непременности всецелой ликвидации старого управленческого аппарата: «Освобождение эксплуатируемого слоя не представляется возможным не только без насильственного переворота, но и без упразднения того аппарата государственной власти, который довлеющим классом был сформирован..»[9].

Абсолютному упразднению подверглись: жандармерия, полиция, тюрьмы и суды. Следует также отметить, что царские тюрьмы как самые малопривлекательные заведения предыдущего порядка были фактически демонтированы. В 1917-1918 гг. было разрушено более 400 пенитенциарных учреждений Российского государства. В истории государства был один день, когда в тюрьмах не находилось ни одного правонарушителя. Жестким изменениям подверглась и судебная система, которая осталась от Временного правительства. Являясь профессиональным юристом, В.И. Ленин отмечал, что всецелая ликвидация судебной системы приведет к бардаку и сумятице в социуме. Одновременно, заменить ее тот час же было нечем. В силу этого обратились к компромиссному варианту: упразднить верхушку судебной системы России – Сенат, судебные палаты, окружные суды, но сберечь пока в нетронутом виде систему местных судов, а конкретно мировых судей. Но последние – выходцы из буржуазных ячеек, не перенялись идеями социалистических преобразований и не согласились работать на революционный пролетариат. Только малая часть из них приступила к своим обязанностям. Кроме того, в предвидении такого варианта развития событий левые эсеры предлагали не ускорять ликвидацию старого суда[10].

Правовой беспорядок и государственный скептицизм – такие черты были присущи политической обстановке в России в первые дни после большевистской революции. Наступил всеобъемлющий кризис судебной системы России. Данный этап еще недостаточно исследован в историко-правовой литературе и ждет своих новых разработок. Но и на сегодня, базируясь на известных фактах и архивных материалах, можно отобразить ситуацию тех дней. Освобожденные из тюрем уголовники принялись за ограбление и насилие. Вседозволенность, поддерживаемая революционными лозунгами, стала традиционным явлением в октябре-ноябре 1917 г. Вооруженные отряды Красной гвардии, а позже и ВЧК арестовывали правонарушителей. Но что с ними было делать? Расстрелять всех сразу было невозможно, а судов не существовало. Также, в нефункционирующих судебных учреждениях накопилось множество неразрешенных гражданских дел.

В данной ситуации неорганизованно, самопроизвольно, еще до первых декретов о суде в различных регионах государства образуются свои революционные суды (чаще всего, по почину местных Советов рабочих и крестьянских депутатов). Их создает не правительство, не власть, в большинстве случаев они фактически возникают по инициативе пролетариата[11]. Именовались они по-всякому и формировались различное время.

Построение нового советского суда происходило на базе правотворчества революционных масс. «...Революционные массы после 25 октября 1917 г., – отмечал В.И. Ленин, – перешли на истинный путь и обосновали насущность революции, начав образовывать свои, рабочие и крестьянские суды, еще до каких-либо декретов о ликвидации буржуазно-бюрократического судебного аппарата»[12].

Как уже говорилось, не существовало даже общей тенденции в названии данных судов: революционные народные суды, суды общественной совести, революционные трибуналы, крестьянские суды и т.п. Однако воможно определить некоторые сходные черты, присущие всем этим судам. Во-первых, они базировались на представительстве делегатов от Советов, партийных большевистских организаций и левых эсеров. Далее следует отметить, что количественный состав, устройство, подсудность были определены делегатами от пролетариата. Одним из первых судов подобного направления являлся Петроградский суд в Выборгском районе. При расследовании дел в заседании суда имели право принимать участие все находящиеся в помещение судебного заседания. Вердикт также объявлялся с учетом точки зрения выступающих. Время от времени уголовные и гражданские дела изучались и разрешались прямо на сходках крестьян либо сборах волостных Советов. В указаниях о формировании первых революционных судов традиционно оговаривалось, что остовом своего функционирования они считают волю революционных масс, не принимают во внимание правовые нормы, которые противоречат задачам революции, и принимать во внимание только голос судейской совести[13].

Таким образом, формирование новых советских судов шло параллельно с функционированием прежних судебных учреждений, которые выносили приговоры и решения согласно законам и от имени низложенного Временного правительства. В.И. Ленин действительно был прав, когда в труде «Государство и революция» говорил, что и при первой фазе коммунизма какой-то период будет функционировать право буржуазии и старые буржуазные судебные практики.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.