Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные фонды предприятия, их сущность и структура






Основные фонды предприятия – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. В зависимости от сферы функционирования основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. К производственным относятся основные фонды, непосредственно участвующие в производственном процессе или создающие условия для его осуществления. Основные непроизводственные фонды – это объекты социальной сферы(детские сады, ясли, спорт сооружения), а также объекты, предназначенные для бытового обслуживания персонала предприятий. Основные фонды предприятия классифицируются по видам экономической деятельности его подразделений. Основные производственные фонды промышленного предприятия могут быть разделены на промышленно-производственные, непосредственно участвующие в производственном процессе, обеспечивающие его функционирование, обслуживающие его, и непромышленные(здания, сооружения и оборудования подсобного хозяйства, принадлежащие предприятию). Основные производственные фонды в соответствии с их назначением в производственном процессе и натурально-вещественным признакам подразделяются на: 1)здания – архитектурно-строительные объекты, создающие необходимые условия для труда и хранения материальных ценностей. 2)Сооружения – инженерно-технические объекты, выполняющие технические функции по обслуживанию процесса производства и не связанные с изменениями предмета труда(тоннели, эстакады). 3)Передаточные устройства – устройства, с помощью которых передаются электрическая, тепловая и механическая энергия, а также жидкие и газообразные вещества(линии связи, газовые сети). 4)Машины и оборудование. 5)Транспортные средства – средства для перемещения людей и грузов по территории предприятия. 6)Инструмент – участвует в осуществлении производственного процесса в качестве непосредственного формообразующего элемента. 7)Производственный инвентарь и принадлежности – служат для облегчения выполнения производственных операций, создания условий безопасной работы, хранения предметов труда. 8)Хозяйственный инвентарь – выполняет функции по обслуживанию производства и обеспечению условий для работы (столы, шкафы, пишущие машинки). Видовая структура основных фондов по промышленным видам экономической деятельности. Основные производственные фонды разделяются на активную и пассивную части. К активной части относятся основные фонды, непосредственно участвующие в превращении предметов труда в готовую продукцию. Это рабочие машины и оборудование, инструмент и приспособления. К пассивной части относятся основные средства, создающие необходимые условия для превращения предметов труда в продукцию и тем самым способствующие процессу производства — здания, сооружения, передаточные устройства и др. Отнесение тех или иных видов основных фондов к активной или пассивной части зависит от принадлежности предприятия к тому или иному виду деятельности. Так, например, для машиностроительного производства активной частью являются машины и оборудование, для добычи нефти — нефтедобывающие установки и скважины. Один и тот же вид основных фондов может быть отнесен как к активной части, так и к пассивной, в зависимости от роли, выполняемой в производственном процессе. Так, если транспортер служит составляющей технологического процесса или для межоперационного перемещения деталей, то его можно отнести к активной части основных фондов. В случае же использования для перегрузки поступающих на предприятие материалов, его роль пассивна.

24. Рентабельность производства – как показатель эффективности

Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность, или доходность.
Общая рентабельность (производства) отражает результативность использования имущества предприятия й эффективность производства, показывая величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных и оборотных средств. Она определяется как отношение Суммы валовой прибыли к средней за данный период стоимости основных и оборотных средств: Р=(Ц-Сс)*К/С*100%, где Ц- цена ед. продукции, Сс- себестоимость, К – объем продукции, С – стоимость основных и оборотных средств.
В общей рентабельности отражаются изменения себестоимости продукции, величина и уровень использования производственных фондов, рост производительности труда, изменение объема реализации продукции (работ, услуг), факторы ценообразования.

 

25. Показатели рентабельности
Рентабельность продукции может быть рассчитана как по реализованной, так и по товарной продукции. Она позволяет соизмерить затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг) с полученной прибылью; определяется по основным видам продукции: круглые лесоматериалы, пиломатериалы (хвойные, лиственные) и т.д. Рентабельность продукции можно рассчитать по всей продукции (реализованной, товарной) и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.
Рентабельность товарной продукции показывает, сколько прибыли может быть получено с каждого затраченного на ее производство рубля.
Рентабельность реализованной продукции характеризует не только эффективность затрат на ее производство и реализацию, но и отражает изменения в политике ценообразования предприятия, эффективность управления затратами на предприятии через рациональное распределение общехозяйственных и других расходов.
Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Формула рентабельности:

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка
Рентабельность активов = (Чистая прибыль / Среднегодовая величина активов) х 100%
Рентабельность активов показывает, какая прибыль получена организацией с каждого затраченного рубля.
Рентабельность Основных Производ. Фондов = (Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость основных средств) х 100%
Показатель показывает реальную доходность от использования основных средств в процессе производства продукции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.