Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга о вере 29 страница






Глава 2. О расходовании средств на невольников и грехе того, кто задерживает выдачу им еды

891 Передают, что Хайсама сказал:

[Однажды, когда] мы сидели вместе с Абдуллахом ибн Амром, к нему явился его управляющий. Когда он вошёл к ['Абдуллаху], тот спросил: «Дал ли ты рабам еду?» [Управляющий] ответил: «Нет», и ['Абдуллах] велел ему: «Ступай и дай им [всё, что положено]», а потом сказал: «Посланник Аллаха сказал: " Для того, чтобы совершить грех, человеку достаточно задержать пропитание того, кем он владеет"».

Глава 3. Достоинство расходования средств на детей и жену

892 Передают со слов Саубана [ибн Будждуда] , что посланник Аллаха сказал: «Лучшим динаром, который [может] потратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное на пути Аллаха[1299], и тот динар, который он потратит на своих товарищей[1300] на пути Аллаха».

Абу Киляба[1301] сказал: «[Пророк ] начал с детей». Абу Киляба также сказал: «Какой же мужчина получит награду больше, чем тот, кто расходует [свои средства] на детей, посредством чего Аллах удер­жит их [от запретного] и избавит от необходимости [в этом] (или: при­несёт им пользу)».

893 Передают со слов Абу Мас'уда аль-Бадри , что пророк сказал: «Если мусульманин будет расходовать [средства] на свою семью с верой и надеждой на награду Аллаха, это станет для него садакой»[1302].

Глава 4. Женщина может расходовать деньги мужа на его детей согласно обычаю

894 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды] к пророку пришла Хинд [бинт 'Утба] и сказала [ему]: " О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, [прежде] не было на земле семьи, которой я желала, чтобы Аллах унизил её, так же сильно, как твоей семье, а [сегодня] на земле нет такой семьи, которой я гак же сильно желаю, чтобы Аллах укрепил её, как твоей семье! " [В ответ ей] пророк ш сказал: " Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, и ещё! " [1303]Потом [Хинд] сказала: " О посланник Аллаха, поистине, Абу Суфьян[1304] — человек скупой, так не совершу ли я грех, если стану расходовать его средства на наших детей без его разрешения? " [На это] пророк ш ска­зал: " На тебе не будет греха, если ты станешь расходовать на них [средства] согласно обычаю"».

Глава 5. О том, что на женщину, получившую тройной развод, ничего не расходуется

895 Передают со слов Фатимы бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, что о женщине, получившей тройной развод, пророк сказал: «Ей не [полагается выделять] ни жильё, ни средства [на содержание]».

896 Передают, что, говоря о словах [Фатимы бинт Кайс] «Ей не [пола­гается выделять] ни жильё, ни средства [на содержание]», 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Нет блага в том, что говорит об этом Фатима»[1305].

897 Передают, что Абу Исхак сказал: «[Однажды, когда] я вместе с аль-Асвадом ибн Язидом сидел в величайшей мечети[1306], аш-Ша'би, который тоже был с нами, передал хадис Фатимы бинт Кайс, сооб­щившей, что посланник Аллаха не [выделил] ей жильё и не назна­чил никакого содержания»[1307].

[Абу Исхак сказал]:

[Выслушав его], аль-Асвад взял горсть мелких камешков, бро­сил их в него и воскликнул: «Горе тебе, [как можешь] ты передавать подобные вещи! 'Умар ведь сказал: " Мы не откажемся от Книги Аллаха и сунны нашего пророка ш из-за слов женщины, [ибо] не знаем, [всё] она запомнила или [что-то] забыла! [Разведённой положены] жильё и содержание, [ибо] Всемогущий и Великий Аллах сказал: " Не выго­няйте их из их домов и пусть сами они не уходят, если не будут открыто заниматься развратом" (65: 1).

 

17. КНИГА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ РАБОВ

Глава 1. О достоинстве того, кто освободит верующего раба

898 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как послан­ник Аллаха сказал: " [Если] кто-нибудь освободит верующего раба, то за каждую часть его тела Аллах избавит от Огня каждую часть тела [освободившего, в том числе] — его половые органы за половые органы [раба]"».

Глава 2. Об освобождении отца сыном

899 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Сын [никогда] не [сможет] отблагодарить отца [должным обра­зом], разве что увидит, что тот попал в рабство, купит его и отпус­тит на свободу»[1308].

Глава 3. О [человеке, желающем] освободить раба, которым он владеет совместно с кем-либо

900 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что посланник Аллаха сказал: «[Если] кто-нибудь [пожелает] освободить раба, [которым он владеет] совместно с кем-либо, и у него хватит денег, [чтобы купить] этого раба, пусть его оценят по справед­ливости, после чего ему следует выплатить другим совладельцам их доли, и тогда раб будет свободен [полностью]. [Если же денег на это не хватит, раб] будет свободен [частично]».

Глава 4. Упоминание о стремлении раба

901 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «[Если] кто-нибудь [захочет] освободить раба, [которым он владеет] совместно с кем-либо, [этот раб будет свободен] полностью [при условии нали­чия] денег [у того, кто пожелает дать ему свободу][1309]. Если же у него нет денег, то рабу [следует] предложить добиться [этого и предоста­вить] ему посильную работу, [чтобы он мог сам выплатить оставшу­юся часть]».

Глава 5. Освобождение по жребию

902 Передают со слов 'Имрана ибн Хусейна, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек (в другой версии [этого хадиса сказано также] «из числа ансаров») незадолго до смерти освободил шестерых своих невольников, помимо которых другого имущества у него не было. [Узнав об этом], посланник Аллаха [велел] позвать этих невольни­ков к себе, разделил их на три [части], бросил среди них жребий и осво­бодил двоих, а четверых оставил в неволе, после чего резко [отчитал их хозяина].

Глава 6. [Право] покровительства принадлежит тому, кто освободил раба

903 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: [Когда-то] Барира пришла ко мне и сказала: «[Члены] семьи, [которой я принадлежу], заключили со мной договор о самовыкупе за девять укий [серебра сроком] на девять лет [при условии, что я] еже­годно [буду выплачивать им] по одной укии, помоги же мне». Я сказала ей: «Если твои [хозяева] пожелают, чтобы я [выплатила] им [всё сразу], а потом освободила тебя, после чего [право] покровительства будет принадлежать мне, я сделаю [это]»[1310]. [Барира] передала [слова 'Аиши] своим [хозяевам], но те отказались принять [её предложение и сказали, что пойдут на это только в том случае], если [право] покровительства останется за ними. После этого она пришла ко мне и рассказала об этом. Прикрикнув на неё, я воскликнула: «Нет, клянусь Аллахом, если [они выдвигают такое условие, я не сделаю этого]!» — и [мои слова] услы­шал посланник Аллаха . Он спросил меня, [о чём идёт речь, и когда] я рассказала ему [об этом], сказал: «Купи её и освободи, но поставь им условие, что [право] покровительства останется за тобой, ибо [право] покровительства принадлежит [только] тому, кто освободил [раба]». Я так и сделала, а вечером посланник Аллаха [обратился к людям с] проповедью. Он должным образом воздал Аллаху хвалу и возбла­годарил Его, а потом сказал: «А затем: почему люди выдвигают такие условия, которых нет в Книге Всемогущего и Великого Аллаха? Любое условие, которого нет в Книге Всемогущего и Великого Аллаха, недейст­вительно, [ибо] Книга Аллаха в наибольшей степени достойна [того, чтобы следовать ей], а условие Аллаха является наиболее надёжным. Почему же среди вас находятся люди, которые говорят: " Освободи такого-то, а [право] покровительства останется за мной"? [Право] покровительства принадлежит лишь тому, кто освободил [раба]!»

 

Глава 7. Предоставление освобождённой рабыне права выбора мужа

904 Передают, что жена пророка 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С Барирой [связаны] три [установления] сунны. [Во-первых], когда она получила свободу, ей было предоставлено право выбора, [и она могла по своему желанию уйти от] мужа[1311] [или остаться с ним]. [Во-вторых, однажды] посланник Аллаха зашёл ко мне в то время, когда на огне стоял котелок, и попросил поесть.

Ему принесли хлеб и какие-то приправы из тех, что были дома, и он сказал: " Разве я не вижу, что на огне стоит котелок с мясом? " Ему сказали: " Да, о посланник Аллаха , но это — мясо, которое Барира получила в качестве садаки, и мы не хотели кормить тебя им". [На это пророк ] сказал: " Для неё это садака, а для нас — подарок от неё". [По поводу того, что имело отношение к Барире], пророк также сказал: " [Право] покровительства принадлежит тому, кто освобо­дил [раба]"».

Глава 8. [Право] покровительства запрещается продавать или дарить

905 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пере­дал, что посланник Аллаха запретил продавать или дарить [право] покровительства.

Глава 9. О том, кто перейдёт под покровительство людей, не являющихся его покровителями

906 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Про­клятия Аллаха, ангелов и всех людей [падут] на того, кто перейдёт под покровительство [кого-либо из] людей без позволения своих [закон­ных] покровителей, и в День воскресения Аллах не примет от него ни обязательное (сарф), ни дополнительное ('адль)» [1312] .

Глава 10. [Хозяину], ударившему своего невольника, [следует] освободить его

907 Передают, что Абу Мас'уд аль-Ансари сказал: «[Как-то раз], избивая своего невольника, я услышал позади себя голос: " Знай, о Абу Мас'уд, что Аллах может [сделать] с тобой больше, чем ты с этим рабом! " — и обернулся. Оказалось, что это был посланник Аллаха , и тогда я сказал: " О посланник Аллаха, он свободен ради Аллаха" [про­рок же ] сказал: " Поистине, не сделай ты этого, тебя непременно опа­лил бы Огонь! [или: коснулся бы Огонь!)"».

 

908 Передают со слов Зазана, что [однажды] Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, позвал к себе своего раба, увидел на его спине след [от удара] и спросил: «Я причинил тебе боль?» Тот ответил: «Нет», [и тогда Ибн 'Умар] сказал: «Ты свободен». Потом он что-то под­нял с земли[1313] и сказал: «Мне не полагается за [его освобождение] даже такой платы, [ибо] поистине, я слышал, как посланник Аллаха ска­зал: " Искуплением [греха человека], который ударит своего раба в на­казание за то, чего тот не совершал, или даст ему пощёчину, [должно послужить] освобождение [этого раба]"».

909 Передают, что [однажды] какой-то человек дал пощёчину рабыне Сувайда ибн Мукаррина , и Сувайд сказал: «Разве ты не знаешь, что [бить человека по] лицу запретно?» Он также сказал: «При [жизни] посланника Аллаха у меня было шесть братьев, и у нас был только один слуга. [Как-то раз] один из нас дал пощё­чину [этому слуге, после чего] посланник Аллаха велел нам отпус­тить его на волю».

Глава 11. Строгое [предупреждение] тому, кто несправедливо обвинит невольника в прелюбодеянии

910 Передают со слов Абу Хурайры , что Абу аль-Касим сказал: «[Человек, который] обвинит своего невольника в прелюбодеянии, сам подвергнется за это наказанию в День воскресения2, если [этот неволь­ник и в самом деле] не окажется таким, как он сказал».

 

 

Глава 12. Невольников [следует]

хорошо кормить и одевать и не возлагать на них то,

что им не по силам

911 Передают, что аль-Ма'рур ибн Сувайд сказал:

[Как-то раз, проезжая] через ар-Рабазу, мы [встретили] Абу Зарра, на котором был такой же плащ, как и на его рабе, и стали говорить ему: «О Абу Зарр, если бы ты [взял оба плаща и] соеди­нил их друг с другом, то получилась бы " хулля" [1314]». [В ответ на это] он сказал: «[Однажды] я [поссорился] с одним из моих братьев [в исламе], мать которого не была арабкой, и стал бранить [этого человека, упоминая о происхождении] его матери. [После этого] он пожаловался на меня пророку , а [через некоторое время] я встретил пророка , и он сказал [мне]: " О Абу Зарр, поистине, ты — человек, [всё ещё придерживающийся обычаев] джахилии! " [1315]Я сказал: " О посланник Аллаха, [если] кто-нибудь будет поносить людей, они [вправе] поносить отца и мать [такого человека]! " [1316] [На это пророк ] сказал: " О Абу Зарр, поистине, ты — человек, [всё ещё придерживающийся обычаев] джахилии! Они[1317] — ваши братья, которых Аллах сделал подвластными вам, так кормите же их тем, что едите сами, и одевайте их в то, что носите сами, и не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь! "»

912 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Если слуга кого-либо из вас будет готовить для него еду, находясь вблизи от огня и [вдыхая] дым, а потом принесёт её, пусть [хозяин] посадит его вместе с собой, [чтобы этот слуга] поел. Если же еды будет мало, пусть [хозяин] даст ему кусок-другой».

 

Глава 13. Награда, [которую получит] раб, если будет проявлять искренность по отношению к своему хозяину и должным образом поклоняться Аллаху

913 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что посланник Аллаха сказал: «Поистине, если раб будет про­являть искренность по отношению к своему хозяину[1318] и должным обра­зом поклоняться своему Господу, [он получит] награду дважды».

 

914 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ска­зал: «Праведному подневольному рабу [уготованы] две награды».

[Абу Хурайра сказал]: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Абу Хурайры, если бы не борьба на пути Аллаха, хаджж и [необходимость] проявления почтения по отношению к моей матери, то, поистине, я бы хотел умереть, будучи рабом!»

[Передатчик этого хадиса сказал]: «Известно, что, пока мать Абу Хурайры была жива, он не совершал хаджж[1319], чтобы [не расставаться] с ней».

Глава 14. О продаже [раба], которому была обещана свобода после смерти хозяина, если у того нет иного имущества, кроме [этого раба]

915 К этой главе относится хадис, который уже приводился в «Книге о расходовании средств» (см. хадис № 890 и примечание к нему).

 

 

18. КНИГА О ТОРГОВЫХ СДЕЛКАХ

Глава 1. Продавая съестное, [отдавай] подобное за подобное

916 Ма'мар ибн 'Абдуллах передал, что [однажды] он [велел] слуге [взять один] са' пшеницы и послал его [на рынок], сказав: «Продай это и купи [на вырученные деньги] ячменя». Слуга ушёл и [отдал кому-то эту пше­ницу], получив [взамен] больше са' [ячменя], а когда [вернулся к] Ма'мару, рассказал ему об этом. Ма'мар спросил его: «Зачем ты это сделал? Отправ­ляйся [обратно], верни [ячмень и впредь] ни в коем случае не бери [за съест­ное ничего], кроме подобного, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит и да приветствует Аллах его и [членов] его семьи, сказал: " [Продавая] съестное, [следует отдавать] подобное за подобное"». [Ма'мар также] сказал: «В то время едой для нас служил ячмень». [Кто-то] сказал ему: «Но ведь [пшеница] не подобна [ячменю]», [на что Ма'мар] ответил: «Я боялся, что [одно действие] будет подобно [другому]»[1320].

Глава 2. Съестные припасы запрещается перепродавать, пока они не будут получены [тем, кто их купил]

917 Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха М сказал: «Пусть тот, кто закупит съестные при­пасы, не перепродаёт их, пока не получит сполна [то, что он купил]»[1321].

Ибн 'Аббас сказал: «Я думаю, что это касается и всего остального»[1322].

 

918 Передают, что [однажды] Абу Хурайра спросил [халифа] Мар- вана: «Так ты разрешил [вести такую] торговлю, [которая по сути является] ростовщичеством?» Марван сказал: «Я этого не делал». Абу Хурайра сказал: «Ты разрешил продавать расписки[1323], а посланник Аллаха запрещал перепродавать съестные припасы, пока [покупа­тель] не получит сполна [то, что он купил]».

[Сулейман[1324]] сказал: «[А через некоторое время] Марван обратился к людям с проповедью и запретил продавать [эти расписки]». Сулейман сказал: «И я видел, как стражники брали [эти расписки] из рук людей».

Глава 3. Перевозка съестных припасов, проданных [тому, кто купил их], не отмеряя

919 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кто закупит съестные припасы, не перепродаёт их, пока не получит сполна [то, что он купил]». [Ибн 'Умар] сказал: «Обычно мы покупали [доставлявшиеся в Медину] караванами съестные припасы, не [отмеряя их][1325], а посланник Аллаха запретил нам перепродавать [купленное], пока мы не увезём [эти при­пасы оттуда, где они были куплены]».

Глава 4. Продажа съестных припасов, отмеряемых мерами, за те, что мерами не отмеряются

920 Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха запретил [заключать торговые сделки такого вида, как] " музабана" когда [человек] продаёт [несобранные] плоды со своего [участка] за [отмеренные] мерой финики, если речь идёт о пальмах, или [несобранный виноград] за [отмеренный] мерой изюм, или [несобранный урожай] за [отмеренные] мерой съестные при­пасы, если речь идёт о посевах. Он запрещал всё это».

Глава 5. Продажа подобного [количества] фиников за подобное

921 Передают со слов Абу Хурайры и Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен Аллах ими обоими, что [как-то раз] посланник Аллаха направил в Хайбар одного ансара [из рода] бану 'ади, которого он назначил [соби­рать закят в этом оазисе]. [Через некоторое время] тот доставил финики [copra] джаниб[1326], и посланник Аллаха спросил его: «Все ли финики Хай­бара таковы?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, нет, о посланник Аллаха. Мы покупаем один са' [таких фиников] за два са' [фиников разных сортов]». Тогда посланник Аллаха сказал: «Не делайте так, а [продавайте] подоб­ное [количество] за подобное (или: продавайте это и покупайте на [выру­ченные деньги] то) и [поступайте] так же [со всем], что надо взвешивать».

Глава 6. Продажа груды фиников

922 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха запретил продавать груду фиников, объём которой неизвестен, за финики, [количество которых] отмерено и известно».

Глава 7. Не следует продавать финики, пока они не созреют

923 Передают, что Джабир сказал: «Посланник Аллаха запретил (или: запретил нам) продавать финики, пока они не созреют»[1327].

924 Передают, что Абу аль-Бахтари сказал:

Я спросил Ибн 'Аббаса о [том, как следует] продавать [плоды] финиковых пальм, и он сказал: «Посланник Аллаха запретил про­давать [финики с] пальм, пока их нельзя будет есть и взвешивать»[1328]. Я спросил: «Что значит " взвешивать"?» — и человек, который был у [Ибн 'Аббаса], сказал: «Пока [их количество нельзя] будет опреде­лить приблизительно».

Глава 8. Запрещается продавать финики, пока не выяснится, что они пригодны для употребления в пищу

925 Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха запретил продавать [финики с] пальм, пока [плоды] не начнут поспевать, [как запретил продавать зерно в] колосьях, пока они не побелеют и [не выяснится, что зерно] не поражено болез­нью. [Ибн 'Умар передал также, что пророк ] запретил [делать это] как продавцу, так и покупателю.

Глава 9. Торговая сделка [вида] «музабана»

926 Как передал Бушайр ибн Ясар, вольноотпущенник [рода] бану хариса, Рафи' ибн Хадидж и Сахль ибн Абу Хаема передали ему, что посланник Аллаха запретил [заключать торговые сделки вида] «муза­бана», когда несобранные финики [продаются] за сушёные, [и этот запрет распространялся на всех], кроме [нуждающихся], которым он позволил [делать это].

Глава 10. Продажа несобранных фиников, количество которых определяется приблизительно, за сушёные

927 Передают со слов Зайда ибн Сабита , что посланник Аллаха разрешил нуждающимся продавать несобранные финики за сушёные, которыми будут питаться их семьи, приблизительно определяя, сколько сушёных фиников можно будет получить после сбора урожая.

Глава 11. Какое количество несобранных фиников можно продать за сушёные

928 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха раз­решил нуждающимся продавать несобранные финики за сушёные при условии, что их будет менее пяти васков[1329] (или: не более пяти васков), приблизительно определяя, сколько сушёных фиников можно будет получить после сбора урожая.

Глава 12. О бедствии, имеющем отношение к продаже несобранных фиников

929 Передают со слов Джабира ибн 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: «Если ты продашь своему брату несобранные финики, а потом их поразит какое-нибудь бедствие, [которое уничтожит эти финики], тебе ничего не разрешается брать с него, ибо как можешь ты взять деньги своего брата, не имея на это права?»

Глава 13. Заимодавцы [могут] взять [лишь] то, что найдут

930 Передают, что Абу Са'ид аль-Худри сказал: «При жизни посланника Аллаха один человек купил несобранные финики, кото­рые [впоследствии] были [уничтожены] поразившим их [бедствием, в результате чего] он влез в большие долги. Посланник Аллаха т сказал: " Подайте ему", и люди подали ему [что-то], но этого не хватило, [чтобы рассчитаться с] долгами полностью, и тогда посланник Аллаха ска­зал тем, кому задолжал [этот человек]: " Берите то, что нашли, а больше вы ничего не получите"».

Глава 14. О том, кто продаст пальму вместе с финиками

931 Передают, что 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: " Финики с пальм, купленных кем-либо после опыления, принадлежат тому, кто их продал, если покупатель не поставил условие, [что урожай доста­нется ему]"».

Глава 15. Торговые сделки [таких видов, как] «мухабара» и «мухакаля»

932 Передают, что Зайд ибн Абу Унайса сказал: «Абу аль-Валид аль- Макки, сидевший у 'Ата ибн Абу Рабаха, передал нам со слов Джабира ибн 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха щ запретил [такие виды торговых сделок, как] " мухакаля", " муза- бана" и " мухабара", и [он запретил] покупать [несобранные финики с] пальм, пока они не покраснеют (или: не пожелтеют; или: пока какие- либо из них нельзя будет есть)».

«Мухакаля» — продажа несобранного урожая за известное коли­чество зерна. «Музабана» — продажа [фиников, которые ещё не соб­раны с] пальм, за [известное количество] васков сушёных фиников. «Мухабара» [1330] — [аренда земли за] треть, четверть или [иную извест­ную долю будущего урожая][1331].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.