Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура административного правоотношения. Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты






Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические факты. Субъектом административно правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:

-граждане России;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, предприятия, учреждения, организации; служащие государственных органов и организаций; представители общественных объединений;
- органы местного самоуправления

Отличают следующие типы субъектов административного права - индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: жители, иностранцы, лица без гражданства, а кроме того лица, хотя и имеющие особый административно-правовой статус, однако участвующие в административных правоотношениях в качестве индивида (к примеру, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент).
Коллективными субъектами административных правоотношений являются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют возможность выступать в отношениях с иными субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, компании, коллективы, предприятия и их отделения, управленческие органы). Характеризующим показателем субъектов административно-правовых взаимоотношений считается наличие у них материального либо процессуального административно- правового статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности). В этом случае разговор идет о двух таких категориях:

- административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);

- административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от дей ствий и решений административных органов, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Административная правосубъектность у граждан Российской Федерации появляется с этапа рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и иных юридических лиц - с момента их регистрации в определенном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих начинается с момента зачисления их на должность. Общим объектом регулирования административно правовых норм, равно как и других правовых норм, считаются общественные взаимоотношения, а непосредственным объектом - действия субъектов, действия сторон.[14] В любом конкретном административно правовом взаимоотношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые сопряжены с объектом правоотношения. Подобным образом, объектом правоотношения считаются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом. Сущность административно-правовых взаимоотношений составляют права, прямые обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а кроме того процессуально-правовой режим их реализации, исполнения, соблюдения либо правовой защиты. Одним из компонентов содержания административного правоотношения считаются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового взаимоотношения, призванные осуществлять публичные прямые обязанности правомочия.[15] Объекты правоотношения подразделяются на непосредственные и отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и иных видов правоотношений) считается поведение человека, его действия, деяния. А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) равно как на предметы материального мира, таким образом и на продукты духовного творчества. Административно-правовые взаимоотношения возникают при наличии обстоятельств, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны появиться конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают действия либо события. Подводя итог вышесказанному можно прийти к выводу о том, что структура административно-правовых отношений достаточна проста и очевидна и включает в себя субъект, объект и юридические факт.

2. ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридических фактов. В научной литературе юридические факты определяются как «предусмотренные правовыми нормами обстоятельства, влекущие установление, изменение и прекращение правоотношений». Отсюда, понятие юридического факта включает два основных момента:

- наличие явлений дей ствительности - событий или дей ствий (материальный момент);

- их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический момент).

Понятие «юридический факт», таким образом, обладает довольно сложным содержанием, отражающим явления как материального, так и идеального характера.

В плане понятий ной характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты:

1. По своей социальной природе юридические факты - это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свой ством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, и может произой ти так, что законодатель на каком-то этапе развития общественных отношений перестанет связывать правовые последствия с данным юридическим фактом.[16] Однако делается это не произвольно, не по прихоти законодательного органа, а под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому юридические факты имеют глубокую общественную природу и представляют собой еще один выход права на практику, еще один канал связи права с социальной сферой. Таким образом, юридические факты - это общественно-юридические явления.

2. Юридические факты опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т.п.) по своей природе и механизму дей ствия тоже являются юридическими фактами.

3. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодей ствии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в дей ствие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения.

4. Указания на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм. Наряду с нормами и субъектами права юридические факты выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений.

Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по характеру порождаемых юридических последствий - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;

2) по характеру дей ствия - факты однократного дей ствия (истечение срока, нанесение материального ущерба) и факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности);

3) по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения - юридические деяния (дей ствия и бездей ствие) и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихий ное бедствие). Относительными являются события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убий ство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования - юридическим событием;

4) с точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, на преступления и проступки (по степени общественной опасности);

Неправомерные юридические факты дей ствия называются правонарушениями.

Признаки (состав) правонарушения:
а) субъект правонарушения (тот, кто нарушил) должен быть
б) объект правонарушения (тот, на кого направлено) должен быть
в) вина субъекта должна быть доказана и определена (умысел или неосторожность)
г) наличие внешних признаков деяния (вещественные доказательства). Только совокупность всех признаков может определить нарушение.

Если принять в соображение как различие событий и дей ствий, так и различие правомерных и неправомерных фактов, то получим четыре категории юридических фактов:

1) правомерные события;
2) правомерные дей ствия;
3) неправомерные события
4) неправомерные дей ствия.

Подобная классификация юридических фактов представляет, однако, определенные неудобства. Проблема в том, что не при любом правомерном действии имеет значение внутренняя область. Многие правомерные действия людей юридически смотрятся абсолютно, так же как и события, так что внутренняя сторона их не имеет никакого значения. Будут ли они сознательными действиями либо нет - юридическое значение их остается абсолютно одним и тем же.[17] К примеру, уничтожение собственной вещи одинаково влечет за собой окончание права на нее, все равно, будет ли оно истреблено обдуманно либо нет, и то же самое последствие наступило бы и в том случае, если бы вещь погибла случайно, в силу действия сил природы. По этой причине все такие правомерные действия, для юридических последствий которого безразлична их внутренняя сторона, относятся к числу событий и вместе с ними называются юридическими фактами в тесном смысле, a в особую группу выделяются только лишь те правомерные действия, юридическое значение которых обуславливается намеренным их совершением. Данные действия технически называются юридическими действиями. Необходимо заметить также, что неправомерные события имеют юридическое значение лишь настолько, насколько ими порождается длящееся неправомерное состояние, требующее восстановления права. По этой причине вместо неправомерных событий говорят обычно о неправомерном, состоянии. В конечном итоге, неправомерные действия одним словом называют правонарушениями.

Таким образом, с указанными изменениями мы получаем следующие четыре категории юридических фактов:

1) собственно юридические факты;

2) юридические дей ствия;
3) неправомерные состояния;
4) правонарушения.
Юридическими фактами в тесном смысле слова называются такие события и дей ствия, которые не представляют собою ничего противного требованиям юридических норм и которым независимо от намеренности их совершения присвоено определенное юридическое значение, заключающееся или в установлении новых прав и обязанностей, или в изменении и прекращении уже существующих.[18] Так как право и обязанность всегда служат лишь результатами разграничения юридической нормой сталкивающихся интересов, то юридическое значение присваивается лишь тем фактам, которые могут служить признаком или причиной наличности известных интересов, или их изменения и исчезновения. Так, например, рождение в пределах данного государства и от его граждан предполагает наличность интереса считаться подданным этого самого государства и потому порождает право местного подданства.

5) в зависимости от волевой направленности правомерные дей ствия делятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные дей ствия (правовые последствия связываются не с самим дей ствием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);

6) в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридических фактов).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных дей ствий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть, относящий ся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

В данном вопросе мы выяснили, что для возникновения, изменения или прекращения конкретного административного правоотношения необходим юридический факт, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.