Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек, неспособный соблюдать пост, и нет надежды на то, что когда-нибудь он сможет его соблюдать.






Например, человек, который неспособен соблюдать пост из-за старческой слабости или из-за болезни, относительно которой нет надежды на исцеление. Например, человек болеет раком, и нет надежды на то, что он вылечится.

Такой человек не обязан соблюдать пост, ибо он не имеет на это никакой возможности. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ف َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ م َ ا ا س ْ ت َ ط َ ع ْ ت ُ م ْ ﴾

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [131].

А также:

﴿ ل ا َ ي ُ ك َ ل ّ ِ ف ُ ا ل ل ّ ه ُ ن َ ف ْ س ً ا إ ِ ل ا ّ َ و ُ س ْ ع َ ه َ ا ﴾

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» [132].

Такой человек вместо соблюдения поста должен накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день[133]. Он может распределить зерно (или другие продукты питания) между нуждающимися бедняками так, чтоб каждому из них достался мудд пшеницы (или других продуктов питания). Мудд равен 510 граммам высокосортной пшеницы. Также он может приготовить пищу и накормить столько бедняков, сколько дней поста он пропустил.

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается пожилого старика, который неспособен соблюдать пост, то, поистине, Анас (ибн Малик), достигнув старости, в течение одного года или двух лет кормил хлебом и мясом бедняков за каждый пропущенный день поста».

А ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Что касается пожилого старика и пожилой старухи, которые неспособны соблюдать пост, то им следует кормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста» [134].

Шари‘ат – это мудрость Аллаха и проявленная Им милость по отношению к Своим рабам. Шари‘ат основан на легкости, мудрости и совершенстве. Аллах Всевышний обязал каждого человека именно тем, что соответствует именно его ситуации, дабы каждый из людей выполнял именно то, на что он способен. Дабы каждый человек исповедовал религию с открытым сердцем и с умиротворением, будучи довольным своим Господом, своей религией и своим пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

Восхваляйте Аллаха, о верующие, за то, что Он даровал нам эту верную религию и наставил нас на верный путь. Сколь много людей лишены милости этой религии, посему просите Аллаха укрепить вас на этой религии вплоть до самой смерти.

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ إ ن ا ن س أ ل ُ ك ب أ ن ا ن َ ش ْ ه د أ ن ّ َ ك أ ن ت ا ل ل ه ل ا إ ِ ل ه إ ل ا ّ َ أ ن ت ا ل أ ح د ُ ا ل ص ّ َ م َ د ُ ا ل ذ ي ل م ي ل د و ل م ي و ل د و ل م ي ك ن ْ ل ه ك ف و ا ً أ ح د ٌ ، ي ا ذ َ ا ا ل ج ل ا ل ِ و ا ل إ ِ ك ر ا م ِ ، ي ا م َ ن ّ َ ا ن ُ ي ا ب د ي ع َ ا ل س م و ا ت ِ و ا ل أ ر ض ِ ، ي ا ح ي ّ ُ ي ا ق ي و م ُ ، ن س أ ل ك أ ن ت ُ و ف ّ ِ ق ن َ ا ل م ا ت ُ ح ب ّ ُ و ت ر ض َ ى ، و أ ن ْ ت ْ ج ع َ ل ن َ ا م م ّ َ ن ْ ر ض ِ ي ب ك ر ب ّ َ ا ً ، و ب ا ل إ ِ س ل ا م د ي ن ا ً ، و ب م ح م د ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل ّ م ن ب ي ّ َ ا ً ، و ن س أ ل ك أ ن ْ ت ُ ث ب ت ن ا ع ل ى ذ ل ك إ ل ى ا ل م م ا ت ِ ، و أ ن ْ ت غ ف ر َ ل ن َ ا ا ل خ ط ا ي َ ا و ا ل س ي ئ ا ت ِ ، و أ ن ْ ت َ ه ب َ ل ن ا م ن ك ر ح م ة إ ن ّ َ ك أ ن ْ ت َ ا ل و ه ا ب ُ

و ص ل ّ َ ى ا ل ل ه و س ل ّ َ م ع ل ى ن ب ي ن ا م ح م د ٍ و آ ل ِ ه ِ و ص ح ب ه ِ و أ ت ْ ب َ ا ع ه ِ إ ل ى ي و م ا ل د ّ ِ ي ن


 

Глава седьмая

Как люди проводят месяц поста (продолжение)

6 ― Путник (мусафир).

Если человек специально выдвигается в путь, только для того, чтобы не соблюдать пост, то совершает запретный поступок. Такой человек обязан соблюдать пост.

Если же человек выдвигается в путь по определенным причинам, а не из-за хитрости, то он может выбирать: либо соблюдает пост, либо не соблюдает его. Например, человек отправляется в путь, потому что он пилот самолета или таксист.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ م َ ن ك َ ا ن َ م َ ر ِ ي ض ً ا أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ ف َ ع ِ د ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ أ َ ي ّ َ ا م ٍ أ ُ خ َ ر َ ي ُ ر ِ ي د ُ ا ل ل ّ ه ُ ب ِ ك ُ م ُ ا ل ْ ي ُ س ْ ر َ و َ ل ا َ ي ُ ر ِ ي د ُ ب ِ ك ُ م ُ ا ل ْ ع ُ س ْ ر َ ﴾

«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» [135].

Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы часто находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося» [136].

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Они (сподвижники) считали, что тот, кто находит в себе силу, соблюдает пост, и это хорошо (для него). А тот, кто чувствует слабость, не соблюдает пост, и это хорошо (для него)» [137].

Например, человек работает таксистом и перевозит людей из города в город. Если ему тяжело соблюдать пост, когда он находится в пути, например, из-за жары, то он может соблюдать пост в другое время, когда погода будет прохладной.

Если путнику легко дается соблюдение поста, то лучше соблюдать его, а если ему тяжело, то лучше не соблюдать пост, перенеся его на другое время. Но в любом случае, если человек имеет возможность соблюдать пост, и ему не слишком тяжело, то лучше соблюдать его вместе с людьми, как и делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Передают, что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды во время Рамадана мы двинулись в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в такую сильную жару, что некоторые из нас были вынуждены прикрывать голову рукой. И в тот день среди нас не было постящихся, если не считать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и 'Абдуллаха ибн Равахи» [138].

А иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не соблюдал пост во время пути, заботясь о своих сподвижниках, когда понимал, что им тяжело соблюдать этот пост.

Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что в год победы[139] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Мекку в Рамадане и постился, пока не достиг Кура' аль-Гамим[140], и люди постились вместе с ним. Тогда кто-то сообщил ему о том, что людям тяжело соблюдать пост. После этого он велел принести кубок воды, поднял его, чтобы люди посмотрели на него, и выпил воду[141].

Также сообщается со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что один из летних дней пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к воде, скопившейся после дождя, а люди шли пешком и соблюдали пост. Тогда он сказал: «Выпейте воду, о люди!», но они отказались. Тогда он сказал: «Вы не подобны мне! Поистине, мне легче соблюдать пост, чем вам, да к тому же я еду верхом, (а вы идёте пешком)», но они снова отказались. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спустился с верхового животного и выпил воды, после чего люди сделали то же самое, хотя он и не хотел прерывать свой пост[142].

Если путнику тяжело соблюдать пост, то он не должен его соблюдать. Об этом говорится в хадисе Джабира, который мы привели выше.

Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что в год победы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Мекку в Рамадане и постился, пока не достиг Кура' аль-Гамим, и люди постились вместе с ним. Тогда кто-то сообщил ему о том, что людям тяжело соблюдать пост. После этого он велел принести кубок воды, поднял его, чтобы люди посмотрели на него, и выпил воду. После этого ему сказали: «Некоторые люди продолжают поститься», и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Эти люди —ослушники, эти люди —ослушники!» [143]

Сообщается также, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит? ” (Люди) ответили: “Он постится”, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пост во время путешествия не от благочестия”» [144].

Если постящийся человек находится в пути и ему тяжело довести свой пост до конца, то нет ничего страшного в том, что он прервет пост, при условии, что он находится вне границ своего города. На это указывает хадис Джабира, который был приведен в этой главе уже два раза.

Если путник, который не соблюдает пост, вернулся домой посреди дня Рамадана, то должен ли он удерживаться от еды и питья до конца дня?! Учёные разногласили в этом вопросе.

Некоторые учёные сказали, что он уже должен удерживаться от еды, питья и половой близости с супругой до конца дня из-за уважения к дневному времени Рамадана. Хотя его пост и не считается действительным, так как он не соблюдал его с утра, и поэтому он должен будет возместить его в будущем. Это – известное мнение в мазхабе Ахмада, да помилует его Аллах.

Другие учёные сказали, что он не обязан удерживаться от еды, питья и половой близости с супругой до конца дня, так как это не принесет ему никакой пользы, ибо он все равно должен возместить свой пост в будущем.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто поел в начале дня, тот пусть ест и в конце дня».

То есть: если человеку было дозволено не соблюдать пост по уважительной причине, то ему дозволено есть и пить в течение всего дня.

Это мнение мазхаба Малика и мазхаба аш-Шафи‘и, а также это одно из мнений, передаваемых от Ахмада.

Но следует заметить, что этот человек не должен есть и пить открыто перед людьми, чтобы люди не подумали о нём плохо, не зная о причинах его поступка.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.