Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершеннолетний и разумный мусульманин, который не находится в пути, и которому ничего не мешает соблюдать пост.






СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. Достоинства месяца Рамадан……………………………………………………. 4

ГЛАВА 2. Достоинства поста…………….……………………………………………………. 10

ГЛАВА 3. Важность поста в месяц Рамадан……….…….…………………………………15

ГЛАВА 4. Важность ночных добровольных молитв в месяц Рамадан……….………20

ГЛАВА 5. Достоинства чтения Корана……..……….…….…………………………………29

ГЛАВА 6. Как люди проводят месяц поста (1 часть)…..…………………………………35

ГЛАВА 7. Как люди проводят месяц поста (2 часть)…..…………………………………42

ГЛАВА 8. Как люди проводят месяц поста (3 часть)…..…………………………………47

ГЛАВА 9. Мудрости поста……………………………….…….…………………………………51

ГЛАВА 10. Обязательные действия во время поста..….…………………………………56

ГЛАВА 11. Желательные действия во время поста ………………………………………63

ГЛАВА 12. Выполнение коранических заповедей……….……..…………………………70

ГЛАВА 13. Этика чтения Корана……………..……….…….…………………………………75

ГЛАВА 14. О том, что нарушает пост…………….….…….…………………………………83

ГЛАВА 15. О том, что не нарушает пост…...……….…….…………………………………88

ГЛАВА 16. Закят…………………………………..……….…….…………………………………94

ГЛАВА 17. Кому следует выплачивать закят……....…….…………………………………102

ГЛАВА 18. Битва при Бадре……….…………..……….…….…………………………………109

ГЛАВА 19. Завоевание Мекки….……………..……….…….…………………………………115

ГЛАВА 20. Причины получения помощи от Аллаха………….……………………………120

ГЛАВА 21. О достоинстве последних десяти дней и ночей Рамадана…….…………127

ГЛАВА 22. Ночь предопределения…….……..……….…….…………………………………132

ГЛАВА 23. Описание Рая………..……………..……….…….…………………………………137

ГЛАВА 24. Описание обитателей Рая……....……….…….…………………………………146

ГЛАВА 25. Описание Ада………..……………..……….…….…………………………………154

ГЛАВА 26. Причины, приводящие человека к Огню (неверие)……………..…………165

ГЛАВА 27. Причины, приводящие человека к Огню (большие грехи)…....…………174

ГЛАВА 28. Закят уль-фитр….…..……………..……….…….…………………………………181

ГЛАВА 29. Покаяние…….………..……………..……….…….…………………………………186

ГЛАВА 30. Заключение…………..……………..……….…….…………………………………192

 

Предисловие

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Поистине, вся хвала Аллаху! Его мы восхваляем, у Него мы просим о помощи и прощении, и к Нему мы обращаемся с покаянием. Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла наших душ и от наших скверных деяний. Кого Аллах поведёт по прямому пути, того никто не введёт в заблуждение. А кого Аллах оставит без помощи, того никто не поведёт по прямому пути.

Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Я также свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Пусть Аллах благословит и приветствует Мухаммада, его семейство, его сподвижников и всех тех, кто последовал за ними наилучшим образом, вплоть до Дня Воздаяния.

А затем:

Это – книга под названием «Собрания в благодатный месяц Рамадан» содержит в себе множество информации о шари‘атских постановлениях, касающихся поста, ночных молитв, закята и всего, что имеет отношение к этому месяцу.

Я прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он сделал наши деяния искренними и посвященными только Ему и принёс нам пользу посредством них. Поистине, Он – Щедрый!


 

Глава первая

Достоинства месяца Рамадан

Хвала Аллаху, Который сотворил всякую вещь – сотворил воду и грунт. От Его взора не скроется даже маленький муравей, ползущий в ночной мгле. От Его знания не ускользает даже мельчайшая частица ни на небесах, ни на земле.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ل َ ه ُ م َ ا ف ِ ي ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ م َ ا ف ِ ي ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ و َ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ه ُ م َ ا و َ م َ ا ت َ ح ْ ت َ ا ل ث ّ َ ر َ ى (6) و َ إ ِ ن ت َ ج ْ ه َ ر ْ ب ِ ا ل ْ ق َ و ْ ل ِ ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ ي َ ع ْ ل َ م ُ ا ل س ّ ِ ر ّ َ و َ أ َ خ ْ ف َ ى (7) ا ل ل ّ َ ه ُ ل َ ا إ ِ ل َ ه َ إ ِ ل ّ َ ا ه ُ و َ ل َ ه ُ ا ل ْ أ َ س ْ م َ ا ء ا ل ْ ح ُ س ْ ن َ ى ﴾

«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом. Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое. Аллах - Тот, кроме Которого нет иного божества, достойного поклонения, и у Которого самые прекрасные имена» [1].

Аллах сотворил Адама и испытал его, затем избрал его, принял его покаяние и повёл по прямому пути. Аллах послал Нуха, который соорудил ковчег согласно велению Аллаха, и ковчег поплыл. Аллах спас Ибрахима от огня, жар которого стал холодным и безопасным, дабы люди взяли это в качестве назидания. Аллах даровал Мусе девять знамений, но Фараон всё равно не внял назиданию и не образумился. Аллах поддержал ‘Ису знамениями, которые изумили человечество. Аллах ниспослал Писание Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а в Писании ясные знамения и верное руководство.

Я восхваляю Аллаха за Его милости, которые не прекращаются. Я прошу Аллаха благословить и приветствовать Своего пророка Мухаммада, который был послан в мать городов[2].

Пусть Аллах благословит Мухаммада, а также и Абу Бакра, который был его спутником в пещере. Пусть Аллах благословит и ‘Умара, которому внушалось свыше[3], и он видел на основе света от Аллаха. Пусть Аллах благословит и ‘Усмана, который был мужем двух дочерей пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пусть Аллах благословит и ‘Али, который был двоюродным братом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обладал большими знаниями и был храбрецом. Пусть Аллах благословит и всех остальных сподвижников, чьи достоинства распространились среди всего человечества. Пусть Аллах благословит их всех и приветствует миром!

Братья мои, к нам явился благородный месяц и великое время. В этот месяц Аллах Всевышний увеличивает награду и щедро дарует дары. В этот месяц Аллах Всевышний открывает врата к благу для каждого желающего. Это – месяц добра, благодати и даров. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ش َ ه ْ ر ُ ر َ م َ ض َ ا ن َ ا ل ّ َ ذ ِ ي َ أ ُ ن ز ِ ل َ ف ِ ي ه ِ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن ُ ه ُ د ً ى ل ّ ِ ل ن ّ َ ا س ِ و َ ب َ ي ّ ِ ن َ ا ت ٍ م ّ ِ ن َ ا ل ْ ه ُ د َ ى و َ ا ل ْ ف ُ ر ْ ق َ ا ن ِ ﴾

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» [4].

Этот месяц окружен милостью, прощением и освобождением от Огня. Начало этого месяца – милость, середина его – прощение, а конец – освобождение от Огня.

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступает месяц Рамадан, райские врата открываются, а врата Ада запираются, и шайтаны сковываются цепями» [5].

Поистине, райские врата открываются именно в этом месяце из-за многочисленности праведных деяний, чтобы побудить тружеников к ним. А врата Ада запираются из-за малого количества грехов, совершаемых верующими людьми в этот месяц. Шайтанов сковывают цепями, дабы они не могли заниматься тем, чем занимались в другие месяцы.

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моим последователям дарованы пять особенностей в Рамадане, которые не были дарованы предыдущим общинам: неприятный запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее, чем благоухание мускуса; ангелы просят прощения для них вплоть до самого разговения; каждый день Аллах украшает Свой Рай и говорит: ″ Близко то время, когда праведные рабы Мои сбросят с себя бремя тягот и беспокойства и устремятся сюда″; мятежных дьяволов заковывают в оковы, и они не могут делать того, что они делают в другое время; и постящиеся удостаиваются прощения в последнюю ночь». Люди спросили: «О посланник Аллаха, это – ночь предопределения?» Он ответил: «Нет, просто труженик получает свою награду сполна, когда завершает начатое дело» [6].

Братья мои, Аллах Всевышний приберег эти пять качеств именно для вас, выделив вас среди всех остальных общин. Он одарил этими вещами именно вас, чтобы завершить по отношению к вам Свою милость. Сколь же много милостей и достоинств, дарованных Аллахом вам! Аллах Всевышний сказал:

﴿ ك ُ ن ت ُ م ْ خ َ ي ْ ر َ أ ُ م ّ َ ة ٍ أ ُ خ ْ ر ِ ج َ ت ْ ل ِ ل ن ّ َ ا س ِ ت َ أ ْ م ُ ر ُ و ن َ ب ِ ا ل ْ م َ ع ْ ر ُ و ف ِ و َ ت َ ن ْ ه َ و ْ ن َ ع َ ن ِ ا ل ْ م ُ ن ك َ ر ِ و َ ت ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ب ِ ا ل ل ّ ه ِ ﴾

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» [7].

1 ― Неприятный запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее, чем благоухание мускуса.

Когда человек голоден, запах изо рта изменяется и становится неприятным для людей. Но перед Аллахом этот запах приятнее, чем благоухание мускуса, ибо причиной его возникновения стало поклонение Аллаху и покорность Ему. Всё, что возникло по причине поклонения Аллаху и покорности Ему, является любимым для Него. Аллах возмещает это человеку тем, что лучше, прекраснее и приятнее[8].

Разве ты не знаешь, что мученик, сражавшийся ради возвышения слова Аллаха и убитый на Его пути, явится в День воскресения со своей раной, из которой течёт кровь, но от этой крови будет исходить аромат мускуса[9]?!

А во время хаджа Аллах гордится перед ангелами паломниками, которые собираются в долине Арафат, говоря им: «Посмотрите на этих рабов Моих, которые пришли ко Мне с растрепанными и запыленными волосами!» [10]

Аллаху Всевышнему любимо то, что они пришли с растрепанными и запыленными волосами в это место, ибо их волосы растрепались и покрылись пылью по причине покорности Аллаху и оставления всего того, что запрещено паломнику в состоянии ихрама[11].

2 ― Ангелы просят прощения для них вплоть до самого разговения.

Ангелы – это почитаемые рабы Аллаха, которые не ослушиваются Аллаха, когда Он велит им, и делают то, что им приказано. Они заслуживают того, чтобы Аллах Всевышний ответил на их мольбы, в которых они просят прощения для постящихся. Поистине, Аллах позволил ангелам просить прощения для постящихся, дабы подчеркнуть их высокое положение и разъяснить важность этого обряда поклонения. А постящиеся нуждаются в прощении Аллаха, ибо каждый человек совершает грехи и преступает границы дозволенного.

3 ― Каждый день Аллах украшает Свой Рай и говорит: ″ Близко то время, когда праведные рабы Мои сбросят с себя бремя тягот и беспокойства и устремятся сюда″.

Каждый день месяца Рамадан Аллах Всевышний украшает Свой Рай, подготавливая его для верующих рабов и тем самым приумножая их стремление попасть туда. Аллах Всевышний говорит: ″ Близко то время, когда праведные рабы Мои сбросят с себя бремя тягот и беспокойства и устремятся сюда″.

Близко то время, когда праведные рабы оставят мирскую жизнь, оставят её утомления и страдания, и начнут упорно совершать праведные деяния, которые принесут им счастье в обоих мирах. Эти праведные деяния помогут им в обитель мира и благополучия.

4 ― Мятежных дьяволов заковывают в оковы, и они не могут делать того, что они делают в другое время.

У них не получается сбивать праведных рабов Аллаха с прямого пути и отдалять их от добрых дел. Такова помощь Аллаха Своим рабам. Аллах Всевышний удерживает от людей их врага, который призывает своих сторонников стать одними из обитателей Пламени. И поэтому вы видите, как праведные мусульмане в Рамадане устремляются к добру и сторонятся зла усерднее, чем в любое другое время.

5 ― Постящиеся удостаиваются прощения в последнюю ночь.

Поистине, Аллах Всевышний прощает грехи членам общины Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в последнюю ночь, если они провели этот месяц так, как следовало его провести: соблюдали пост и совершали ночные добровольные молитвы. Пречистый Аллах оказывает им милость в конце месяца Рамадан, воздавая им сполна за совершенные благодеяния. Поистине, труженик по окончании работы должен сполна получить заслуженное вознаграждение.

Поистине, Аллах Всевышний оказал милость Своим рабам с трёх сторон.

Во-первых, Аллах Всевышний узаконил для Своих рабов такие праведные деяния, которые становятся причиной прощения грехов и возвышения степеней. Если бы Аллах Всевышний не узаконил эти деяния, то Его рабы не смогли бы поклоняться Ему, совершая их. Ведь, обряды поклонения можно извлечь только из откровения Аллаха, которое Он даровал Своим посланникам.

Именно поэтому Аллах Всевышний порицает тех, кто узаконивает такие обряды поклонения, которые не узаконил Он. Аллах Всевышний назвал это проявлением многобожия (ширка), сказав:

﴿ أ َ م ْ ل َ ه ُ م ْ ش ُ ر َ ك َ ا ء ش َ ر َ ع ُ و ا ل َ ه ُ م م ّ ِ ن َ ا ل د ّ ِ ي ن ِ م َ ا ل َ م ْ ي َ أ ْ ذ َ ن ب ِ ه ِ ا ل ل ّ َ ه ُ ﴾

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» [12]

Во-вторых, Аллах Всевышний оказал Своим рабам помощь, направив их к совершению праведных деяний, оставленных многими другими людьми. Если бы Аллах Всевышний не помог им и не направил их, то они не смогли бы ничего совершить. Только Аллах оказывает благодеяния рабам и дарует им милости!

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ي َ م ُ ن ّ ُ و ن َ ع َ ل َ ي ْ ك َ أ َ ن ْ أ َ س ْ ل َ م ُ و ا ق ُ ل ل ّ َ ا ت َ م ُ ن ّ ُ و ا ع َ ل َ ي ّ َ إ ِ س ْ ل َ ا م َ ك ُ م ب َ ل ِ ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ م ُ ن ّ ُ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ أ َ ن ْ ه َ د َ ا ك ُ م ْ ل ِ ل ْ إ ِ ي م َ ا ن ِ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ ص َ ا د ِ ق ِ ي ن َ ﴾

«Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: " Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду"» [13].

В-третьих, Аллах Всевышний оказал милость Своим рабам, даруя им огромную награду. За совершение одного благого деяния Аллах Всевышний записывает за рабом от десяти до семисот и многим более добрых дел[14]. Хвала же Аллаху, Господу миров!

Братья мои, наступление месяца Рамадана – это великая милость для того, кто застиг его и выполнял все свои обязанности в этом месяце. Это – великая милость для каждого, кто возвращается на путь Господа, кто кается в грехах и устремляется к покорности Аллаху, кто расстается с беспечностью и вспоминает о Нём.

Поэт сказал:

«О тот, кому не хватило грехов в месяце Раджабе,

И ты продолжил ослушиваться Господа своего в месяце Ша‘бане!

Вот явился к тебе после них месяц поста,

Не превращай же его в месяц ослушания!

Читай Коран и усердно прославляй Аллаха,

Ведь это — месяц прославления и Корана!

И сколько было тех, кто постился до тебя,

Из числа твоих родных, соседей и братьев!

Смерть уже забрала их, но ты пока жив.

Как же близко то, что кажется далеким!»

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ أ ي ْ ق ِ ظ ن َ ا م ن ر َ ق َ د َ ا ت ا ل غ ف ل ة ، و و ف ْ ق ن ا ل ل ت ّ َ ز و د ِ م ن ا ل ت ّ َ ق ْ و َ ى ق َ ب ْ ل َ ا ل ن ّ ُ ق ْ ل َ ة ، و ا ر ز ق ْ ن َ ا ا غ ْ ت ِ ن َ ا م ا ل أ و ق ا ت ِ ف ي ذ ي ِ ا ل م ُ ه ْ ل َ ة ، و ا غ ْ ف ِ ر ل َ ن َ ا و ل و َ ا ل ِ د ِ ي ْ ن ا و ل ِ ج َ م ِ ي ع ا ل م س ل ِ م ِ ي ن ب ر َ ح ْ م ت ِ ك ي ا أ َ ر ح م ا ل ر ا ح ِ م ي ن.

و ص ل ّ َ ى ا ل ل ه و س ل ّ َ م ع ل ى ن ب ي ّ َ ن ا م ح م د ٍ و ع ل ى آ ل ه و ص ح ب ِ ه ِ أ ج م ع ي ن

Глава вторая

Достоинства поста

Братья мои, знайте, что пост – это одно из самых достойных поклонений и одно из самых великих деяний покорности. Относительно достоинств поста существует много хадисов, распространенных среди людей.

Поистине, Аллах Всевышний вменил соблюдение поста в обязанность всем общинам. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ص ّ ِ ي َ ا م ُ ك َ م َ ا ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ م ِ ن ق َ ب ْ ل ِ ك ُ م ْ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت َ ت ّ َ ق ُ و ن َ ﴾

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь» [15].

Если бы это поклонение не было таким великим и если бы творения не нуждались в нём, то Аллах Всевышний не вменил бы в обязанность всем общинам именно это поклонение.

Поистине, пост является причиной прощения грехов и служит искуплением скверных поступков. Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто во время Рамадана станет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» [16].

Речь идёт о верующем человеке, который доволен тем, что Аллах вменил пост в обязанность, и надеется на награду Аллаха. Он соблюдает этот пост, не испытывая никакой ненависти к нему и не сомневаясь в награде Аллаха. Поистине, Аллах прощает такому человеку все его прежние грехи.

Сообщается также со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение пяти ежедневных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после предыдущего искупают прегрешения, совершённые между ними, если только не было среди этих прегрешений тяжких грехов» [17].

Поистине, награда за соблюдение поста не ограничивается определенным количеством, напротив, постящийся получит ее без всякого счета.

Сообщается также со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Любое дело сына Адама (совершается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него”». Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного [18] и не шумит; если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): “Поистине, я — человек, соблюдающий пост! ” Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется, когда станет разговляться, а когда встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился» [19].

А версии, приводимой Муслимом, сказано: «Всякое (благое) дело сына Адама умножится, (а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным, (но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: “За исключением поста, ибо, поистине, пост (соблюдается) ради Меня, и Я воздам за него (ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня! ”» [20].

Этот великий хадис указывает на некоторые достоинства поста.

Во-первых, среди всех благодеяний Аллах избрал для Себя только пост, так как он занимает особое место. Всевышний любит, когда Его рабы постятся, поскольку именно в это время верующий демонстрирует искренность в служении Ему. Пост – это тайна между рабом и его Господом. Никто не может увидеть, что человек постится, кроме Аллаха Всевышнего. Поистине, постящийся, находясь в одиночестве, может нарушить свой пост, но не делает этого. Постящийся знает, что у него есть Господь, Который наблюдает за ним даже тогда, когда человек находится где-то совсем один. Он знает, что его Господь запретил нарушать пост, и потому оставляет еду и прочие искушения из-за страха перед наказанием Аллаха и из-за стремления к Его награде.

Суфьян ибн ‘Уейна, да помилует его Аллах, сказал: «В День Воскресения Аллах будет рассчитывать Своего раба и возместит совершенные им несправедливости из его благодеяний. Когда же из всех благодеяний не останется ничего, кроме поста, Аллах покроет за счет него все остальные несправедливости и введет его в Рай» [21].

Во-вторых, поистине, Аллах Всевышний сказал о посте: «… и Я (Сам) воздам за него». Аллах Всевышний отнёс воздаяние за пост к Себе. За каждое благое деяние человеку воздается десятикратно, и так награда может возрасти до семисоткратной или даже больше этого. Что же касается поста, то Аллах Всевышний воздаёт за него от Себя безо всякого счёта, ибо Он – Самый Щедрейший из всех щедрых. Посему награда постящихся будет великой и неисчислимой.

Пост заключает в себе терпение, ибо человек удерживает свою душу в покорности Аллаху, удерживает свою душу от того, что нарушает этот пост, терпеливо переносит голод, жажду и слабость. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إ ِ ن ّ َ م َ ا ي ُ و َ ف ّ َ ى ا ل ص ّ َ ا ب ِ ر ُ و ن َ أ َ ج ْ ر َ ه ُ م ب ِ غ َ ي ْ ر ِ ح ِ س َ ا ب ٍ ﴾

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» [22].

В-третьих, поистине, пост является щитом, защищающим человека от пустословия и сквернословия. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не шумит».

Также пост является щитом, защищающим человека от Огня. Сообщается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост является щитом, посредством которого человек защищает себя от Огня» [23].

В-четвертых, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса. Ведь, этот запах возникает по причине поста, и поэтому у Аллаха Всевышнего он считается благим и любимым. Это указывает на великое положение поста пред Аллахом. Ведь, даже неприятная и отвратительная среди людей вещь считается пред Аллахом благой и любимой, ибо она возникла по причине покорности Аллаху.

В-пятых, постящийся испытает две радости: первая радость – когда станет разговляться, а вторая радость – когда встретится со своим Господом.

В мирской жизни постящийся радуется тому, что Аллах оказал ему милость и позволил соблюдать пост, который является одним из лучших благих деяний. Сколько людей, которые лишены этой милости и не постятся! А в конце дня постящийся радуется тому, что Аллах позволил ему вкушать еду и питье, и вступать в половую близость с супругой.

А когда постящийся встретит своего Господа, он обрадуется, получив полноценное воздаяние за свой пост. Эта награда будет дарована именно тогда, когда человек более всего будет в ней нуждаться. Будет сказано: «Где постившиеся?» — и они войдут в Рай через врата, именуемые Раййан. Никто не сможет войти в Рай через эти врата, кроме постящихся[24].

В этом хадисе также указание на то, что постящийся не должен отвечать тому, кто ругает его или пытается поссориться с ним. Он должен сообщить этому человеку о своём посте, чтобы люди поняли, что он избегает ссор из-за уважения к своему посту, а не из-за слабости. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ا د ْ ف َ ع ْ ب ِ ا ل ّ َ ت ِ ي ه ِ ي َ أ َ ح ْ س َ ن ُ ف َ إ ِ ذ َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ب َ ي ْ ن َ ك َ و َ ب َ ي ْ ن َ ه ُ ع َ د َ ا و َ ة ٌ ك َ أ َ ن ّ َ ه ُ و َ ل ِ ي ّ ٌ ح َ م ِ ي م ٌ (34) و َ م َ ا ي ُ ل َ ق ّ َ ا ه َ ا إ ِ ل ّ َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ص َ ب َ ر ُ و ا و َ م َ ا ي ُ ل َ ق ّ َ ا ه َ ا إ ِ ل ّ َ ا ذ ُ و ح َ ظ ّ ٍ ع َ ظ ِ ي م ٍ ﴾

«Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» [25].

Также пост будет заступаться перед Аллахом за постящегося в День Воскресения. Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост и Коран будут заступаться за раба в День воскресения. И тогда пост скажет: «Господи, я лишил его еды и вожделения, позволь же мне заступиться за него!» А Коран скажет: «Я лишил его сна ночью, позволь же мне заступиться за него!» И они оба заступятся за него» [26].

Братья мои, всех этих наград невозможно достичь, пока постящийся не станет соблюдать пост должным образом и будет сторониться всего запретного во время поста, а затем станет приносить покаяние перед Господом за допущенные ошибки.

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ا ح ف ظ ْ ص ي ا م َ ن ا و ا ج ع ل ْ ه ش ا ف ع ا ً ل َ ن َ ا ، و ا غ ِ ف ْ ر ل َ ن َ ا و ل و ا ل د ي ن ا و ل ج م ي ع ا ل م س ل م ي ن

و ص ل ّ َ ى ا ل ل ه و س ل ّ م ع ل ى ن ب ي ن ا م ح م د و ع ل ى آ ل ه و ص ح ب ه


 

Глава третья

Важность поста в месяц Рамадан

Поистине, соблюдение поста в месяце Рамадан – это великий столп из столпов Ислама. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» [27].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам строится на пяти (столпах):

- свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха,

- выстаивании молитвы,

- выплате закята,

- совершении хаджа,

- соблюдении поста в месяце Рамадан» [28].

Мусульмане единогласны в том, что соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным деянием, и в этом нет абсолютно никаких разногласий. Если человек отрицает обязательность соблюдения поста в месяц Рамадан, то он становится неверующим, которого следует призвать к покаянию. Если же он откажется покаяться, его убивают как вероотступника, а затем не омывают, не заворачивают в саван, не совершают над ним заупокойную молитву, не просят для него милости от Аллаха, и не хоронят его на кладбищах мусульман. Его просто закапывают в землю где-нибудь вдалеке, чтобы люди не испытывали неудобства из-за запаха его трупа.

Соблюдение поста в месяц Рамадан было вменено в обязанность во 2-ом году хиджры, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение девяти лет.

В самом начале люди могли выбирать между соблюдением поста и между кормлением бедняков, хотя соблюдение поста предпочтительнее. Затем люди были лишены права выбора, и стал обязательным именно пост.

Передают, что Саляма ибн аль-Аква', да будет доволен им Аллах, сказал: «После того как был ниспослан аят, в котором сказано:

﴿ و َ ع َ ل َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي ُ ط ِ ي ق ُ و ن َ ه ُ ف ِ د ْ ي َ ة ٌ ط َ ع َ ا م ُ م ِ س ْ ك ِ ي ن ٍ ﴾

" Тем же, кто может поститься, но с трудом, во искупление следует накормить одного неимущего" [29].

Каждый, кто не хотел соблюдать пост и намеревался искупить это, так и делал, что продолжалось до тех пор, пока не был ниспослан следующий аят, который отменил это установление» [30].

А в следующем аяте уже было сказано:

﴿ ف َ م َ ن ش َ ه ِ د َ م ِ ن ك ُ م ُ ا ل ش ّ َ ه ْ ر َ ف َ ل ْ ي َ ص ُ م ْ ه ُ و َ م َ ن ك َ ا ن َ م َ ر ِ ي ض ً ا أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ ف َ ع ِ د ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ أ َ ي ّ َ ا م ٍ أ ُ خ َ ر َ ﴾

«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [31].

В этом аяте Аллах Всевышний вменил в обязанность именно соблюдение поста, не предоставив людям другого выбора.

Соблюдение поста становится обязательным только тогда, когда точно станет известно о наступлении месяца Рамадан. Человек не должен поститься до наступления месяца Рамадан, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала рамадана, если только человек не делает это постоянно [32]: (в таком случае) пусть он постится в этот день» [33].

Вынести решение о наступлении месяца Рамадан можно при наличии хотя бы одного из двух факторов:

1 — Видение новой луны — ибо Аллах Всевышний сказал:

﴿ ف َ م َ ن ش َ ه ِ د َ م ِ ن ك ُ م ُ ا ل ش ّ َ ه ْ ر َ ف َ ل ْ ي َ ص ُ م ْ ه ُ ﴾

«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» [34].

А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы увидите новую луну, то соблюдайте пост» [35].

Луну необязательно должен увидеть каждый человек непосредственно. Если луну увидел тот, чьему свидетельству следует доверять, то пост становится обязательным для всех остальных людей. В данном случае принимается свидетельство человека, который является:

· Совершеннолетним;

· Разумным;

· Мусульманином;

· Заслуживающим доверия;

· Обладающим хорошим зрением.

Что касается ребенка, то его свидетельство о наступлении месяца не принимается, так как ему ещё не доверяют из-за возраста. Тем более не принимается свидетельство сумасшедшего человека.

Также не принимается свидетельство о наступлении месяца от неверующего человека. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что один из бедуинов пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил о том, что он увидел молодой месяц. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха?» Бедуин ответил: «Да». Тогда он спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад является Посланником Аллаха?» Бедуин ответил: «Да». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Биляль! Вели людям поститься с завтрашнего дня» [36].

Также не принимается свидетельство тех, кто не заслуживает доверия, либо по причине того, что часто лжет и торопится, либо по причине слабого зрения.

Если же в человеке собрались все вышеперечисленные условия принятия свидетельства, то для наступления месяца достаточно свидетельства даже одного человека.

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Люди пытались разглядеть молодой месяц, и я сообщил пророку, мир ему и благословение Аллаха, о том, что увидел его. Тогда он принял решение поститься и приказал людям сделать то же самое» [37].

Если человек точно убежден в том, что увидел новую луну, то он обязан сообщить об этом правителю мусульман. Если же человек находится вдали от правителей и не имеет вообще никакой возможности сообщить им о наступлении месяца, то ему следует поститься самому.

Если правительство, например, посредством радио, объявляет о наступлении или окончании месяца Рамадан, то необходимо действовать в соответствии с этим объявлением. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел Билялю сообщить людям о наступлении месяца Рамадан, после чего люди были обязаны соблюдать пост.

Также следует знать, что при появлении новой луны нет необходимости определять фазы Луны, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, связал начало поста именно с появлением новой луны, а не с её фазами. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы увидите новую луну (Рамадана), то соблюдайте пост. Если вы увидите новую луну (Шавваля), то прекращайте пост» [38].

2 — Окончание тридцати дней Ша‘бана — ведь, лунный месяц не может длиться больше тридцати дней или меньше двадцати девяти дней. Иногда два, три и даже четыре месяца подряд могут состоять из тридцати дней. А иногда два, три и даже четыре месяца подряд могут состоять из двадцати девяти дней. Но чаще всего из тридцати дней состоят либо один, либо два месяца, после чего следует месяц из двадцати девяти дней.

Когда заканчивается тридцатый день месяца, то в соответствии с шари‘атом автоматически наступает следующий месяц, даже если новой луны никто не увидел. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда увидите новую луну (Рамадана), начинайте поститься, и когда (снова) увидите новую луну (следующего месяца) [39], прекращайте поститься, если же будет облачно, и вы ничего не увидите, отсчитайте тридцать дней [40]» [41].

А в версии аль-Бухари сказано: «Если же новая луна будет скрыта от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца Ша‘бан» [42].

Также сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выжидал окончание Ша‘бана так, как не выжидал окончание ни одного другого месяца. Когда же появлялся молодой месяц в Рамадане, он начинал поститься. Если же было облачно, то он отсчитывал тридцать дней предыдущего месяца, а затем начинал пост» [43].

Из всего вышесказанного становится ясным, что не нужно поститься до тех пор, пока не появится новая луна. Если же луны не видно, то следует довести количество дней месяца Ша‘бан до тридцати.

Запрещено поститься в тридцатый день месяца Ша‘бан, ибо передают, что ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Кто постится в день сомнения [44], тот ослушивается Абу аль-Касима, да благословит его Аллах и приветствует [45]» [46].

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ و ف ّ ِ ق ْ ن ا ل ا ت ّ ِ ب َ ا ع ِ ا ل ه ُ د ى ، و ج ن ّ ِ ب ن َ ا أ س ْ ب َ ا ب ا ل ه ل ا ك ِ و ا ل ش ّ َ ق ا ء ، و ا ج ع ل ش َ ه ر ن َ ا ه َ ذ َ ا ل َ ن َ ا ش ه ر َ خ ي ر ٍ و ب ر ك ة ٍ ، و أ ع ِ ن ّ َ ا ف ي ه ِ ع ل ى ط ا ع ت ك ، و ج ن ّ ِ ب ْ ن ا ط ر ق َ م ع ص ِ ي ت ك ، و ا غ ْ ف ر ل ن ا و ل و ا ل د ي ن ا و ل ج م ي ع ا ل م س ل م ي ن ب ر ح م ت ِ ك ي ا أ ر ْ ح َ م َ ا ل ر ا ح م ي ن ، و ص ل ّ َ ى ا ل ل ه و س ل ّ َ م ع ل ى ن ب ي ن ا م ح م د ٍ و ع ل ى آ ل ه و أ ص ح ا ب ِ ه و ا ل ت ا ب ع ي ن َ ل ه م ب إ ِ ح س ا ن ٍ إ ل ى ي و م ِ ا ل د ّ ِ ي ن

Глава четвертая

Важность ночных добровольных молитв в месяц Рамадан

Поистине, Аллах Всевышний узаконил для Своих рабов разнообразные поклонения, дабы рабы совершали все эти поклонения по чуть-чуть, дабы им не наскучило однообразное поклонение.

Поистине, Аллах Всевышний установил обязательные поклонения (фараид), которые нельзя оставлять и нельзя допускать в них упущения. А также Он установил желательные поклонения (науафиль), которые ещё больше приближают раба к своему Господу.

Например, Аллах Всевышний вменил в обязанность совершение пяти молитв в течение суток, за каждую из которых полагается десятикратное воздаяние[47]. И Аллах Всевышний побудил рабов совершать еще больше добровольных молитв, помимо пяти обязательных, дабы они еще больше приблизились к Нему.

Среди этих желательных молитв можно выделить молитвы, совершаемые до и после обязательных молитв (рауатиб). Например, желательно совершить молитву в два рака‘ата до совершения обязательной утренней молитвы (фаджр). Также желательно совершить молитву в четыре рака‘ата до совершения обязательной обеденной молитвы (зухр), и ещё молитву в два рака‘ата после совершения обязательной обеденной молитвы (зухр). Также желательно совершить молитву в два рака‘ата после совершения обязательной вечерней молитвы (магриб). Также желательно совершить молитву в два рака‘ата после совершения обязательной ночной молитвы (‘иша) [48].

Среди этих желательных молитв можно выделить также ночную добровольную молитву, ибо Аллах Всевышний похвалил тех, кто выстаивает её. Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ ب ِ ي ت ُ و ن َ ل ِ ر َ ب ّ ِ ه ِ م ْ س ُ ج ّ َ د ً ا و َ ق ِ ي َ ا م ً ا ﴾

«Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» [49].

А также:

﴿ ت َ ت َ ج َ ا ف َ ى ج ُ ن ُ و ب ُ ه ُ م ْ ع َ ن ِ ا ل ْ م َ ض َ ا ج ِ ع ِ ي َ د ْ ع ُ و ن َ ر َ ب ّ َ ه ُ م ْ خ َ و ْ ف ً ا و َ ط َ م َ ع ً ا و َ م ِ م ّ َ ا ر َ ز َ ق ْ ن َ ا ه ُ م ْ ي ُ ن ف ِ ق ُ و ن َ (16) ف َ ل َ ا ت َ ع ْ ل َ م ُ ن َ ف ْ س ٌ م ّ َ ا أ ُ خ ْ ف ِ ي َ ل َ ه ُ م م ّ ِ ن ق ُ ر ّ َ ة ِ أ َ ع ْ ي ُ ن ٍ ج َ ز َ ا ء ب ِ م َ ا ك َ ا ن ُ و ا ي َ ع ْ م َ ل ُ و ن َ ﴾

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» [50].

А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшей молитвой после обязательной является добровольная ночная молитва» [51].

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, люди, распространяйте салям [52], кормите (людей), поддерживайте родственные связи, молитесь по ночам, когда другие люди будут спать, и тогда вы войдете в Рай с миром» [53].

Среди добровольных молитв, совершаемых ночью, можно выделить молитву «уитр». Минимальное количество её рака‘атов – один, а максимальное – одиннадцать.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто желает совершать молитву ″ уитр″ в один рака‘ат, пусть сделает это» [54].

Также человек может совершить молитву «уитр» в три рака‘ата, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто желает совершать молитву ″ уитр″ в три рака‘ата, пусть сделает это» [55].

Если человек желает, он может совершить молитву «уитр» сразу в три рака‘ата, а если желает – может совершить отдельно молитву в два рака‘ата, а затем еще одну молитву в один рака‘ат, что в совокупности составит три рака‘ата.

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, совершил молитву «уитр» в три рака‘ата и произнес ″ таслим″ [56] только в самом конце[57].

Также сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно совершал два рака‘ата молитвы, затем произносил ″ таслим″, а затем совершал ещё один рака‘ат молитвы ″ уитр″ [58].

Также человек может совершить молитву «уитр» сразу в пять рака‘атов, усаживаясь для чтения ташаххуда (ат-тахийата) и произнесения ″ таслима″ только после последнего рака‘ата.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто желает совершать молитву ″ уитр″ в пять рака‘атов, пусть сделает это» [59].

Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто совершал ночью добровольные молитвы общим количеством в тринадцать рака‘атов, в том числе — уитр в пять рака‘атов. Совершая уитр, он садился только в конце этой молитвы [60]» [61].

Подобным же образом человек может совершить молитву «уитр» сразу в семь рака‘атов.

Сообщается, что Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно совершал молитву ″ уитр″ либо в пять рака‘атов, либо в семь рака‘атов, не произнося между этими рака‘атами ″ таслим″ и не разговаривая» [62].

Также человек может совершить молитву «уитр» в девять рака‘атов, сев для чтения «ташаххуда» после восьмого рака‘ата, а затем молящийся, не произнося «таслим», встаёт на девятый рака‘ат, после чего снова читает «ташаххуд» и произносит слова «таслима».

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился, совершая девять рака‘атов. В это время он садился только после восьмого рака‘ата, поминая Аллаха, воздавая Ему хвалу и обращаясь к Нему с мольбами, а потом поднимался на ноги без таслима. Затем он совершал девятый рака‘ат, после чего садился, поминал Аллаха, воздавал Ему хвалу и обращался к Нему с мольбами, а потом вслух произносил таслим, и мы слышали его слова» [63].

Человек может совершать ночную добровольную молитву в одиннадцать рака‘атов. Если он желает, то может произносить слова «таслима» после каждых двух рака‘атов, а затем в конце совершить один рака‘ат молитвы «уитр».

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал между ночной (‘иша) и утренней (фаджр) обязательными молитвами (добровольную) молитву в одиннадцать рака’атов, произнося слова ″ таслима″ после каждых двух рака‘атов, а в конце совершая один рака‘ат молитвы ″ уитр″» [64].

Также человек может совершить ночью сначала молитву в четыре рака‘ата, затем еще одну молитву в четыре рака‘ата, а затем – молитву в три рака‘ата.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Сначала) он совершал четыре рака‘ата, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, потом ещё четыре (рака‘ата), и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, после чего совершал ещё три» [65].

Ханбалиты[66] и шафи‘иты[67] разрешают совершать уитр в одиннадцать рака‘атов с одним ташаххудом или с двумя ташаххудами после последнего и предпоследнего рака‘атов.

Что же касается добровольной ночной молитвы в месяце Рамадан, то у неё есть особое достоинство по сравнению с молитвами в другие месяцы.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» [68].

«…с верой…» — с верой в Аллаха и в ту награду, которую Он обещал этим молящимся.

«…и надеждой на награду Аллаха…» — то есть: совершая эту молитву, желая этой награды, а не ради показного благочестия и не ради славы, не ради имущества и не ради авторитета.

Ночная добровольная молитва в месяц Рамадан совершается и в начале ночи, и в конце. К этим молитвам относится и молитва «тарауих». Мусульманин должен стремиться совершать эту молитву, должен заботиться о ней и желать награды Аллаха. Ведь, месяц Рамадан состоит всего лишь из считанного количества дней, потому разумный верующий должен воспользоваться этим случаем, пока это еще возможно.

Сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву «тарауих» в месяц Рамадан вместе с коллективом мусульман в мечети, а затем оставил это, боясь того, что данная молитва станет обязательной для его общины.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды (в месяц Рамадан) поздно ночью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из дома и стал молиться в мечети, а некоторые люди молились, следуя его примеру и находясь позади него. Наутро же эти люди стали рассказывать об этом другим. На следующую ночь их в мечети собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали об этом другим. На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из дома, он совершил молитву, и они помолились, следуя его примеру. На четвёртую же ночь мечеть уже не смогла вместить всех желавших помолиться. А наутро пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на утреннюю молитву, по завершении которой он повернулся к людям, произнёс слова свидетельства и сказал: «А затем, поистине, (то, что вы) находились (здесь), не осталось скрытым от меня, но я побоялся, что (эта молитва) будет сделана для вас обязательной, но вы не сможете её совершать!» [69]

Сообщается также со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мы соблюдали пост вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, но он не совершал с нами ночную добровольную молитву, пока до конца месяца не осталось семь дней. Затем он начал совершать с нами ночную добровольную молитву и так прошла треть ночи. На следующую ночь он уже не стал молиться с нами. Затем в следующую ночь он начал совершать с нами ночную добровольную молитву и так прошла половина ночи. Тогда мы сказали: ″ О, посланник Аллаха, почему бы тебе не помолиться с нами до конца ночи?! ″ А он ответил: ″ Поистине, человеку, совершавшему молитву вместе с имамом, до тех пор, пока тот не закончил, будет записано совершение молитвы на протяжении всей ночи″» [70].

Праведные предшественники разногласили относительно того, из какого именно количества рака‘атов должна состоять молитва «тарауих».

Некоторые сказали, что молитва «тарауих» совершается в сорок один рака‘ат. Некоторые сказали, что молитва «тарауих» совершается в тридцать девять рака‘атов. Некоторые сказали, что молитва «тарауих» совершается в двадцать девять рака‘атов. Некоторые сказали, что молитва «тарауих» совершается в двадцать три рака‘ата. Некоторые сказали, что молитва «тарауих» совершается в девятнадцать рака‘атов. Некоторые сказали, что молитва «тарауих» совершается в тринадцать рака‘атов. Некоторые сказали, что молитва «тарауих» совершается в одиннадцать рака‘атов. Среди них существовали и другие мнения на этот счёт.

Более правильное мнение заключается в том, что молитва «тарауих» вместе с «уитром» совершается в тринадцать или одиннадцать рака‘атов.

Сообщается, что однажды ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: «Как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время Рамадана?» На что она ответила: «Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать рака‘атов» [71].

Также сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, имевший в виду добровольную ночную молитву, сказал: «Молитва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояла из тринадцати рака‘атов» [72].

Сообщается также со слов ас-Саиба ибн Йазида, да будет доволен им Аллах, который сказал: «‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, повелел Убаййу ибн Ка‘бу и Тамиму ад-Дари совершать с людьми ночную добровольную молитву в одиннадцать рака‘атов» [73].

Праведные предшественники сильно удлиняли молитву «тарауих».

Сообщается со слов ас-Саиба ибн Йазида, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Обычно чтец прочитывал сотни аятов и доходило даже до того, что мы опирались на палки из-за долгого стояния» [74].

И это в отличие от большинства людей сегодня, которые совершают молитву «тарауих» очень быстро. Они забывают, что спокойствие является одним из столпов молитвы, без которого она считается недействительной. В результате же они губят свое поклонение, теряют время, доставляют неудобство пожилым, слабым и больным людям, молящимся позади них. Поэтому учёные считают нежелательным торопливое совершение молитвы, не позволяющее остальным молящимся выполнять желательные действия во время молитвы. Что же тогда сказать о тех имамах, которые не позволяют людям совершать даже обязательные действия в молитве?! Просим у Аллаха Всевышнего защиты от этого.

Мужчинам не следует пропускать молитву «тарауих». Наоборот, они должны стремиться к награде Аллаха. Также не следует уходить до тех пор, пока имам не закончит совершение молитвы «тарауих» и молитвы «уитр», чтобы получить такую награду, будто он простоял в молитве всю ночь[75].

Женщинам также дозволено присутствовать на молитве «тарауих» в мечети, если это не повлечёт за собой искушений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха» [76].

Но женщина обязана одевать хиджаб и скрывать свои украшения. Ей нельзя использовать благовония и нельзя повышать голос. Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ل َ ا ي ُ ب ْ د ِ ي ن َ ز ِ ي ن َ ت َ ه ُ ن ّ َ إ ِ ل ّ َ ا م َ ا ظ َ ه َ ر َ م ِ ن ْ ه َ ا ﴾

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» [77].

«…за исключением тех, которые видны…» ― речь идёт об украшениях, которые невозможно скрыть, например, джильбаб и тому подобное.

Сообщается, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел женщинам приходить на праздничные молитвы. Тогда Умму ‘Атыя сказала: «О, посланник Аллаха, среди нас есть такие, у кого нет покрывала (джильбаба)». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть такой женщине одолжит покрывало её сестра по вере» [78].

Женщинам желательно совершать молитву вдали от мужчин, начиная выстраивать ряды с самых последних рядов. Что же касается мужчин, то они, наоборот, должны стремиться к первым рядам.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Во время молитвы лучшим из рядов для мужчин является первый, а худшим — последний, лучшим же из рядов для женщин является последний, а худшим —






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.