Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важные аспекты контроля






Для понимания сущности контроля необходимо выделить ряд аспектов:

- Контроль — один из процессов, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Для того, чтобы контрольные процессы могли реализоваться, необходимо, чтобы в системе были организованы также следующие управленческие процессы (элементы управления)[1]:

- установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;

- корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

- Контроль направлен на недопущение разрастания проблемы (отклонения фактического состояния системы (объекта) от заданного).

- Важнейшей составляющей контроля является обратная связь.

- Контроль не должен быть чрезмерным, так как несущественные отклонения фактического состояния объекта (управляемой системы) от заданного, вызывающие срабатывание контрольных механизмов, делают эту систему неэкономичной. Также важно учесть, что чрезмерный контроль может переориентировать элементы управляемой системы с достижения поставленных целей на удовлетворение требований контроля.

Онявляется одним из эффективных показателей обучения. Рассмотрим три составляющих контроля поведения и деятельности: контроль действий, эмоций и когнитивный контроль. Контроль обеспечивает эффективность учебных действий путем обнаружения неправильных решений и внесение исправлений в действие.

5. Коррекция.

При коррекции обучающиеся изменяют содержание действий, если были отклонены условия выполнения. Они вносят дополнения и коррективы в план.

6. Оценка направлена на то, чтобы выявить правильность выполнения учебных действий. От того, как выполнены действия, зависит эффективность обучения. Самооценивание помогает учащимся оценить и разобраться в своих способностях и умениях, осознать свою деятельность. Успешная саморегуляция школьника проявляется в его способности научения самого себя. Следовательно, воля, мотивы, когнитивные способности и смыслы учебной деятельности являются важнейшими условиями в успешном процессе обучения.

7. Саморегуляция – способность регулировать свои эмоциональные, интеллектуальные составляющие. Саморегуляцияэмоциональных состояний также является условием для успешной учебной деятельности, которая сопряжена с эмоциональными, интеллектуальными нагрузками у школьников.

Постоянная напряженность учебной деятельности, неправильный режим труда и нехватка отдыха приводят некоторых обучающихся к быстрому утомлению, к снижению работоспособности и эмоциональному истощению. Способность к саморегуляции и самоуправлению сохраняется у учащихся с определенной способностью справляться со стрессом и владением навыками саморегуляции.

При рефлексии ученик осознает основания способов действия, реализуемых в учебной деятельности. Как способ развития, т.е. особый способ организации коммуникативного взаимодействия в процессе учебной деятельности.

Федеральный государственный стандарт ожидает получить в результате обучения такого выпускника, который овладеет всеми этими сторонами регуляции. Они обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий связано с формированием произвольности. Под произвольностью понимается умение обучающегося контролировать свое поведение и действия, планировать, корректировать выполняемые действия.

Критериями сформированности регулятивных универсальных учебных действий являются умения:

- выбирать средства, которые помогут в организации своих действий

- запоминать правила, удерживать их

- планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, правилу, с использованием норм

- предугадывать результаты и возможные ошибки

- начинать и заканчивать действие в нужный момент

- предотвращать ненужные реакции.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий должно происходить на всех этапах урока и во всех видах деятельности. И это формирование должно идти от простого к сложному. Обучающиеся при этом должны уметь работать в парах или группах, например, при выполнении творческих заданий. На всех уроках обучающийся должен уметь ставит цель, планировать последовательность своих действий, находить пути решения проблем, выбирать из них наиболее удачные, а затем оценивать результаты и корректировать свою работу при нахождении ошибок.

Учитель и ученик должны взаимодействовать друг с другом для того, чтобы психологические условия являлись условием для формирования саморегуляции. Совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы являются наилучшим методом для организации учебной работы школьников.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий будет проводиться успешно, если учитель:

- приучит обучающихся устно проговаривать план действий по решению задачи, контролировать качество действий, которые он выполняет, давать оценку этому качеству, корректировать допущенные ошибки;

- будет поощрять активных, инициативных и тех, кто прилагает усилия на решение задач, даже если дан неверный ответ;

- использовать во время уроков такие методы, как взаимопроверка, сотрудничество при выполнении заданий, дискуссии;

- будет применять технологии продуктивного чтения, проблемного ведения диалога, оценивания образовательных достижений обучающихся.

В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающийся сможет:

1. Дополнять, а также корректировать план и способы действий, если это необходимо.

2. Самостоятельно ставить учебную задачу.

3. Корректировать ошибки, оценивать свою работу.

4. Регулировать свои действия.

Выделяются такие правила формирования регулятивных универсальных учебных действий:

1. Если получили задание – повторите его. Это поможет лучше понять содержание задания.

2. Подробно спланируйте действия, которые собираетесь выполнить.

3. Умейте определять конкретные, а не общие цели. Сформулируйте и поставьте их до выполнения.

4. Применяйте взаимоконтроль и взаимопроверку, если у вас возникли трудности оценивания.

Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.

Возрастосообразным является также использование проектной деятельности по самостоятельно выбранной теме. Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, кода присвоенный учениками алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (жизненные, или компетентностные, учебно – практические задачи). Учитель в этом случае является консультантом.


Выводы по І главе

 

Первая глава носит общетеоретический характер, нами были рассмотрены работы известных деятелей по психологической, педагогической, лингвистической и методической литературе. Они рассматривают каждый вид регулятивных универсальных учебных действий подробно.

Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что обучение регулятивным универсальным учебным действиям находится на начальной стадии изучения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает самостоятельность, целеполагание, оценку, анализ, саморегулирование и т. д. Новые образовательные стандарты нацеливают на то, чтобы обучающиеся овладели этими навыками для более успешной учебной деятельности во всех направлениях, не только на уроках русского языка, но и на всех других предметах.

В современном образовательном процессе становится все более актуальным применять в обучении такие приемы и методы, которые формируют у учащихся умение самостоятельно ставить цели, искать пути их решения, оценивать свою работу, анализировать, находить нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Следовательно, все учащиеся должны формировать регулятивные универсальные учебные действия для самостоятельной организации своей образовательной деятельности.

ГЛАВА II. СОВРЕМЕНОЕ СОСТОЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ

2.1 Анализ рабочей программы и учебника по русскому языку для 5 классов.

 

Для анализа учебной программы в 5 классе мы взяли рабочую программу, составленную на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Сама программа рассчитана на 204 часа, но в данном случае адаптирована на 140 часов (4 часа в неделю), рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. При этом при распределении учебного времени в 5 классе необходимо учитывать актированные дни в связи с понижением температуры воздуха. Усвоение программы при большом количестве актированных дней планируется за счет сжатия тем «Лексика», «Типы речи», «Синтаксис и пунктуация».

Рабочая программа включает следующие структурные части:

Пояснительная записка, которая включает в себе следующие части:

1) статус документа;

2) общая характеристика учебного курса (цели и задачи обучения);

3) внедрение регионального компонента на уроках русского языка;

4) общие учебные умения, навыки и способы деятельности;

5) результаты изучения предмета «Русский (неродной) язык»;

6) основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за курс 5 класса;

7) перечень учебно-методического обеспечения;

8) содержание учебного предмета;

9) учебно-тематический план;

10) формы, методы и приёмы обучения;

11) виды деятельности обучающихся на уроке:

12) нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку

13) календарно – тематический план;

Программа включает разделы:

‑ «Пояснительная записка», в которой описана значимость предмета «Русский язык» в достижении целей общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его место в базисном плане, отличительные особенности программы.

‑ «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

‑ «Тематическое планирование», которое содержит учебные темы и количество часов для каждой темы, дана характеристика основного содержания тем и видов деятельности учащихся, описаны наиболее оптимальные виды контроля, предложен региональный компонент.

‑ «Рекомендации по оснащению учебного процесса», где представлена характеристика средств обучения и учебного оборудования, с помощью которых обеспечиваются результативность преподавания русского (родного) языка в современной школе.

Программа содержит:

- отобранную информацию из области фонетики, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также о роли языка в жизни людей, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- речеведческие понятия, с помощью которых основана система работы по развитию связной речи учащихся, информация об основных нормах русского литературного языка;

- информация об орфографии, пунктуации, графике;

- перечисление видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа разработана системно, научно и доступно, а также преемственно и перспективно между различными разделами курса.

Уроки построены на основе знаний, умений и навыков по дисциплине, которые сформированы у обучающихся в процессе действия принципов развивающего обучения. Учитывая трудности перехода из начальной школы, обучение русскому языку в 5 классе происходит на должном доступном уровне, прохождение учебного материала легким, быстрым темпом, выдвигающим основную роль теоретических знаний. На первый план выступает раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для усвоения учебного материала. Ускорить темп, повысить плотность процесса обучения позволяет использование разнообразных видов работы: письменной и устной, с помощью учителя, самостоятельной и др. Благодаря деятельности в коллективе, группе, снижается усталость и утомляемость учащихся от одинаковой работы, возникают условия для самоконтроля и анализа выполненных заданий.

Для того, чтобы учащиеся активизировали познавательную деятельность и сознательность, на уроках представлены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

При расположении материала в программе учитывались возрастные возможности учащихся. Предусмотрены уроки о русском языке, в которых описаны значение, роль русского языка в нашей стране и за рубежом. Для того, чтобы учащиеся прочно усваивали материал, в программе в основном предусмотрено повторение. В 5 классе в разделе " Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для того, чтобы различные виды разбора были организованно-систематизированы, предусмотрены примеры из художественной литературы.

В разделах учебника " Русский язык. 5 класс" включены огромное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены познавательные, разнообразные задания, возбуждающие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов выполняются разные задачи: это речевое развитие учащихся, формирование общеучебных умений (понимать, слушать, осознавать, планировать, анализировать) и др.

Основной целью рабочей программы является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся через реализацию в курсе русского языка междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» и других.

Одной из задач программы является развиватие общеучебных умений и универсальных действий: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, формулировать цель деятельности, планировать, анализировать и при необходимости изменять её и другие.

По программе всего 140 часов, 4 контрольных диктанта, 9 проверочных диктантов, 9 зачетных работ по темам, 2 изложения, 3 сочинения.

Для анализа учебника мы взяли «Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина» Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

Учебник содержит 776 упражнений, из них 151 упражнение по формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Анализ показал, что примерно 23% упражнений нацелены на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Проанализировав задания в учебнике, можно привести несколько упражнений по формированию регулятивных универсальных учебных действий:

Упражнение 5, стр. 2.

Учащиеся в этом упражнении должны:

1. Выразительно прочитать текст. Найти его основную цель. Объяснить согласны ли они с ней.

2. Выписать выделенные слова, обозначить в них корень и объяснить правописание.

3. Рассказать, какие интересные сведения о русском языке они узнали, изучая его в начальной школе.

Упражнение 74, стр. 35.

1. Пользуясь морфемными моделями, учащиеся должны доказать, что суффикс несет информацию о лексическом значении слова и показывает, какой частью речи оно является; окончание указывает, в какой форме слово употреблено.

2. Определить правильное произношение слов тезис, морфема, модель.

3. Каким словариком учащиеся пользуются, чтобы ответить на вопрос.

4. Упражнение 68, стр. 33.

Задание:

1. Провести морфемный разбор слов кисловатые, лисенок, (на) шкафчике, убегут, пользуясь образцом рассуждения, данным в рубрике «Знайте и применяйте!» (с.32).

2. Выполнить упражнение, доказать, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова.

Упражнение 137, стр. 65.

Учащиеся выполняют задание:

1. Списать, выделяя корни в словах с пропущенными буквами. Объяснить написания этих морфем.

2. Доказать, что в транскрипции слова «скрыто» два слова. Какое из них использовано в первом тексте? А что изменится, если одно слово употребить вместо другого? Сделать вывод. Составить и записать предложения с данными существительными.

3. Опираясь на второй текст, сформулировать лексическое значение слов изморозь и изморись. Проверить себя по толковому словарю.

Упражнение 291, стр. 133.

1. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически показать, какую синтаксическую роль выполняют однородные члены.

2. Выписать из последнего предложения все словосочетания. Провести разбор трех из них (на выбор).

3. Провести фонетический разбор выделенных слов.

Упражнения на коррекцию. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение действия.

Упражнение 36, стр. 21:

Учащиеся должны:

1. Произнести слова правильно. Затем записать их, распределяя на 2 группы, иллюстрирующие: 1) озвончение или 2) оглушение согласных, которые на письме передаются подчеркнутыми буквами. Сделать орфографический разбор.

2. Рассмотреть рисунок и попробовать объяснить его лингвистический смысл. Какое фонетическое явление он иллюстрирует? Привести соответствующие примеры.

Упражнения на контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию. Анализировать ошибки, исправлять их, корректировать знания.

Упражнение 59, стр. 28.

Учащиеся должны:

1. Объяснить, что означает выражение “непроизносимые согласные”. Привести соответствующие примеры.

2. Списать, объясняя, нужно ли вставлять букву на месте скобок.

3. Провести фонетический разбор слов.

Упражнение 57, стр. 58.

Учащиеся должны рассмотреть рисунок и попробовать объяснить, в чем заключается его лингвистический смысл. Какое фонетическое явление иллюстрирует этот рисунок? Пользуясь материалами упр. 39, записать соответствующие примеры.

Упражнение 56 стр. 58.

Учащиеся должны записать слова с приведенными ниже корнями, в которых подчеркнутый, а в другом - глухой. Сделать орфографические выводы.

Упражнение 404 стр. 7.

Учащиеся должны для данных слов найти исходные. Записать словообразовательные пары, вставляя буквы. Обозначить морфемы, с помощью которых образованы слова. Проверить себя по словообразовательному словарику.

Упражнение 412 стр. 11.

Учащиеся должны выразительно прочитать текст, определить его тему, основную мысль. Установить, какие орфографические правила иллюстрируют эти слова. Провести синтаксический разбор последнего предложения. Рассказать что они знают о Японии. Составить и записать два – три предложения так, чтобы они стали продолжением текста.

Упражнение 413 стр. 12.

Прочитать текст. Рассказать о чем он. Объяснить значение первого слова. Рассказать, почему грибы растут кругами. Списать, выделяя морфемы, в которых пропущены буквы. Какие орфографические правила иллюстрируют эти примеры.

Упражнение 421 стр. 14.

Из словообразовательного словарика выписать словообразовательные пары, в которых: 1) существительное образовано от существительного; 2) существительное образовано от глагола. Определить способы образования выписанных слов.

Упражнение 449 стр. 24.

1. Установить, как образовано каждое слово, и на основании этого распределить существительные на две группы. Доказать, что слова второй группы образованы по схеме: имя существительное – глагол – имя существительное.

2. Рассказать в чем особенность произношения звуков на месте буквенного сочетания вк в записанных вами словах?

3. Познакомиться с планом словообразовательного разбора и, пользуясь им, провести разбор выделенных слов. Доказать, что в результате такого анализа будут построены словообразовательные цепочки.

 

Упражнение 466 стр. 32.

1. Выразительно прочитать текст и сравнить два текста. Определить тему, которая их объединяет. Какой текст представляет собой художественное описание, в какой – научное? Доказать. Подходит ли фотография к обоим текстам или к одному (какому?) Обосновать свою точку зрения.

2. В каком значении используются слово золотой в сочетание золотой дождь в первом тексте? Найти во втором тексте слова, которые передают то же самое значение, что и выражение золотой дождь.

3. Списать второй абзац первого текста. Во всех словах выделить корни. В предложениях отметить грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания. В чем сходство и в чем различие первого и последнего предложений этого абзаца? Как вы думаете, почему дважды повторяется мысль?

4. В третьем абзаце первого текста найти сложные предложения, составить их схемы и объяснить постановку знаков препинания.

 

2.2 Типичные ошибки

 

Проблемный метод обучения, диалоговые технологии, практическая направленность уроков и занятий — всё это позволяет учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать. Но особое значение в развитии регулятивных УУД имеет систематическая практика по работе с типовыми заданиями (задачами), направленными на актуализацию регулятивных действий у обучающихся.

Благодаря новым учебникам с грифом ФГОС материал параграфов на этапе открытия нового знания структурирован так, чтобы на уроке открытия нового знания можно было бы использовать проблемно - диалогическую технологию.

В каждом параграфе присутствуют проблемные ситуации, для того чтобы ученик мог вместе с учителем самостоятельно формулировать учебную проблему, искать пути их решения, выдвигать свое мнение и предложения, пытаться оценивать свою работу. В этих частях учебного материала указано плашкой «Постановка проблемы урока». Сформулировав проблему, осознав основной вопрос урока, ученики планируют свою работу, обучаясь самостоятельно формулировать цели урока. С помощью вопросов под плашкой «Вспоминаем то, что знаем», ученики повторяют информацию которая у них есть, для изучения новой темы. В плашке «Решение проблемы» есть необходимый учебный материал, с помощью которого учитель может организовать подводящий диалог по изучению нового, при помощи учебника в качестве информации. Обучающиеся работают по плану, сравнивая свои действия с целью и корректируя их при ошибках с помощью учителя. В плашке «Обобщение новых знаний» содержится главный вывод параграфа, позволяющий школьникам учиться вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Систематическая работа по развитию регулятивных универсальных учебных действий позволяет надеяться, что за годы обучения в школе ученики смогут получить необходимый для личностного становления регуляторный опыт, который составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации подростка в будущем.

Типичные ошибки при формировании регулятивных навыков в 5 классе могут возникнуть при целеполагании, когда обучающиеся должны уметь сформулировать цели, задачи и находить пути их решения в таких заданиях, где предполагается установление связи между элементами и определением последовательности действий. Обучающиеся должны понимать, что им сначала нужно сделать, как это сделать и как добиться правильного результата.

При прогнозировании обучающиеся могут затрудниться в определении возможных вариантов ответа. Они должны уметь выявлять и прогнозировать причины трудностей заданий, с учетом имеющихся знаний. В заданиях могут быть задачи с недостающими и лишними данными, учащиеся должны осознать, какой результат у них выйдет, какие трудности могут возникнуть и почему.

Обучающиеся также могут затрудниться в контроле и самоконтроле. Они могут ошибиться при пошаговом контроле выполнения действия, контроле результата работы по образцу и правилам, при использовании различных способы осуществления контроля за деятельностью своей и одноклассников.

Ошибки могут совершать при регулятивной оценке. Обучающийся должен уметь определять качество и уровень работы, знаний, понимать что он усвоил и что предстоит усвоить, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Учащимся предлагается по уже готовым или выбранным в совместной деятельности с учителем критериям оценить результат деятельности или процесс его выполнения, в таких задачах как «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Мне было интересно», «Для меня было открытием…»

При осуществлении учебных действий обучающиеся выполняют учебные действия в различных формах. Предполагается установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Типичные ошибки возникают в таких заданиях как: «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», «Найди лишнее слово».

При саморегуляции обучающиеся способны сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий, могут стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач. Ошибки возникают в заданиях, где основой является познавательный интерес обучающихся, например: «Ты сможешь найти зашифрованное слово, выполнив несколько заданий».

 

2.2. Из опыта работы учителя

 

Введение ФГОС – это новая ступень модернизации российского образования. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В. В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». Таким образом, неотъемлемой частью ядра нового стандарта является формирование универсальных учебных действий.

В соответствии с этим учитель должен учить так, чтобы обучающиеся самостоятельно умели решать проблемы, искать пути их решения. Отсюда следует, что современный урок русского языка, направленный на формирование регулятивных универсальных учебных действий, является проблемно - диалогическим уроком. По словам Мартынова Федора Никоноровича, учителя русского языка и литературы, в начале года было сложно придерживаться такой системы работы, потому что ФГОС начинается с 5 класса, а потому сразу сформулировать цели, задачи самостоятельно многие не могли. В классе всего 15 процентов обучающихся, которые справлялись с этим заданием. Но в итоге, несмотря на то, что не все сумели формулировать и решать проблемы самостоятельно, количество справляющихся увеличилось до 72%.

При подготовке к уроку нужно точно знать, какое новое знание будет открыто на уроке. Также нужно хорошо продумать проблемную ситуацию и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.

На этом этапе учитель чаще всего использует сравнительный анализ фактов, мнений, предположений. Когда учитель сравнивает, он старается добиться того, чтобы ученики осознали несовпадение, которое вызывает затруднения при формулировке проблемы урока. Учитель привел пример при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне». Ученики видят на доске слова с одинаковыми корнями, но разными гласными в них. Это вызывает непонимание и вопросы. Учащиеся вступают в диалог, в ходе которого формулируется проблема и планируются пути ее решения. Так на данном этапе происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Особый интерес у обучающихся, по словам учителя, вызывает игра «Светофор», которая способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий. Перед началом урока проводится подготовительная работа. Учащиеся готовят необходимый материал для игры (разноцветные бумажные кружки). Нынешний век охвачен информационно-коммуникативными технологиями, но несмотря на это, учащиеся играют с энтузиазмом. В начале урока все получают необходимые материалы. Эту игру можно использовать на любом этапе урока, когда нужно проверить знания учащихся. Игра сразу выявляет, кто как усвоил изученный материал. Учитель привел пример по теме «Спряжение глаголов»:

1) глаголы борются, колышутся относятся к первому спряжению (надо поднять зеленый кружок, потому что утверждение верно);

2) глаголы таять, сеять относятся ко второму спряжению (надо поднять красный кружок, потому что утверждение неверно);

3) в окончаниях глаголов пишет, дышит пишется буква и (надо поднять желтый кружок, потому что утверждение не совсем верно) и т.д.

В ходе выполнения заданий учащиеся ведут диалог с учителем, комментируя свои действия. После оценивают свою работу, считая количество треугольников за правильные ответы. Благодаря игре «Светофор» учащиеся учатся выполнять итоговый и пошаговый контроль по результату, формулируют собственное мнение и позицию, стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Сразу с первой минуты не все учащиеся могут сконцентрироваться на выполнении задании, нужно чтобы каждый был привлечен к игре, комментировал свой выбор кружка определенного цвета, и спустя время все ответы становятся логичными, объективно оценены. Учащиеся с удовольствием участвуют в этой деятельности.

Еще один пример на уроке русского языка по формированию регулятивных учебных универсальных действий из опыта учителя: это задание, в котором, используя 5 грамматических признаков, необходимо доказать, что слово «синева» является именем существительным. Большинству учащихся это задание вначале кажется сложным, но к концу года с ним справляется почти 90% учащихся.

Таким образом, при подготовке к уроку необходимо помнить, что задания должны нацеливать обучающихся на поисковую и исследовательскую деятельность, носить проблемный характер, способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Однако главной задачей учителя остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым, ведь человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения, и роль педагога в формировании духовно - нравственных ценностей ребенка огромна.

Выводы по ІІ главе

Федеральный государственный образовательный стандарт начинается в 5 классе, естественно, что и обучающимся, и учителям сложно все это сразу реализовать, ориентируясь на цели стандартов. В этом случае учитель играет ключевую роль в том, как в итоге все усвоят эти навыки. С помощью анализов мы может сделать выводы о типичных ошибках, в каких заданиях и упражнениях учащиеся затрудняются больше всего.

Проанализировав рабочую программу и учебник по русскому языку для 5 классов, мы выявили, какие разделы изучаются в течение года, какое количество упражнений есть на формирование регулятивных универсальных учебных действий, привели примеры заданий, подробно объяснили, на что нацеливают эти упражнения. Также проанализировали, какие типичные ошибки учащиеся совершают при формировании регулятивных универсальных учебных действиях, рассмотрели из опыта учителя, как учащиеся справляются с федеральными государственными образовательными стандартами и в каких формах обучения им легче усваивать навыки.

 

 

 

ГЛАВА III. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.