Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Учение о Шеоле






 

Если уж и есть тема, в раскрытии которой мы, казалось бы, могли надеяться на определенное единство мнений в каббалистической традиции, то я бы предположил, что это не что иное, как вопрос о воздаянии и наказании в грядущем мире, особенно последнее. На самом деле все обстоит наоборот, и это тем более затруднительно объяснить, что никакими языковыми ухищрениями невозможно представить проблему временного и вечного наказания, уготовленного невоплощенным душам, как реальную часть Тайной Доктрины. Мне кажется, учителя часто высказывались столь эмоционально и эти высказывания были настолько пропитаны злобой дня, что это придавало особый смысл письменному слову в большей мере, чем любой глубокомысленный принцип символической интерпретации. Сначала я буду говорить о том, что происходит в момент смерти, а затем о наказании в Шеоле и его длительности.

Множество вещей, скрытых от тела и ума, пока человек жив и здоров, открываются душе, когда она парит между жизнью и смертью1. Сверху сходят три вестника и начинают вести счет дням, прожитым человеком, грехам, им совершенным, и всем делам, содеянным им здесь, на земле. Умирающий устно исповедуется по всем этим вопросам и подписывается под этим proces-verbal* своей рукой – психически или как, понимайте как знаете2. Вслед за тем его судят, поскольку зогарическая теология, как и теология католической церкви, признает частный и всеобщий суд в конце времени. Покидая этот нижний мир, человек дает отчет своему Господу на основании той записи, о которой говорилось выше. Поднявшись в другой мир, он встречает многих людей, которых знал в земной жизни. Как мы знаем, он видит также Адама, сидящего перед Садом Эдем, так что может усладиться вместе с теми, кто соблюдал заповеди Наставника. Адам всегда окружен сонмом праведников, познавших, как избегнуть пути, ведущего в преисподнюю, и собранных, чтобы войти в Райскую обитель3.

В другом месте говорится, что, когда душа покидает этот мир, ее останавливает некоторое число ангелов, в чьем ведении находятся служения строгости, и не позволяют ей пройти в дверь, через которую она может попасть в Высший Мир, если на земле она не оставила залог, то есть сына4. Тот, кому дано насладиться наследием Божьим и приобщиться Ему навсегда в земле жизни, должен оставить мужское потомство, дабы Закон Божий не лишился своих служителей во всех поколениях5.

Еще в одном месте сказано, что день смерти – это день Господа6. Когда Святой Благословенный изъявляет желание, чтобы душа вернулась к Нему, она возвращается, если того достойна7. В случае праведника о его прибытии через врата смерти возвещается на протяжении тридцати дней непосредственно перед этим событием в Саду Эдем8. Все эти дни душа по ночам покидает тело и возносится на небеса с целью ознакомления с уготованным ей местом в грядущем мире9. Далее, по традиции, о которой говорится в Зогаре, в момент смерти умирающему позволено увидеть умерших родственников и друзей, причем, чтобы он узнал их, они являются ему с той внешностью, которую он помнит по их земному существованию10. Если умирающий достойный человек, родные и близкие приветствуют его с радостью; если нет, ему предстают только грешники, искупающие свои грехи в аду. Все они отягчены скорбью. Родные и близкие сопровождают душу в другой мир и показывают ему место, где он будет наслаждаться за свои заслуги или искупать свои преступления.

Это одна сторона истории11; другая состоит в том, что, когда души тех, кто изучал Доктрину, покидают тело, которое состоит из четырех стихий, они восходят на небеса – или в ту часть или область, которая отведена четырем Животным12. По более общему положению, дух, который человек стяжал при жизни, привлечет его душу после смерти. Если это Святой Дух, он будет вознесен им в высшие области, и там, вступив в ангельский сонм, он станет служителем Святого Благословенного13. В Высшем Мире он будет услаждаться светом, к которому стремился здесь, на земле. Это называется «отражение сияния света»14, то есть отраженного областью, которая над всеми областями. Души облачены в одеяние, называемое Покровом Наставника, без которого они были бы не в состоянии приступить к свету и созерцать его15. Насколько я могу судить, этот покров то же самое, что в другом месте названо одеждами. Они хранятся в особом Дворце, причем каждая абсолютно соответствует той душе, для которой она предназначена16. Они, так сказать, расшиты всеми благими делами, совершенными им или ею. Однако души облачаются в эти одежды только на тридцатый день после смерти, потому что за это время должны быть искуплены прегрешения, совершенные на земле, независимо от благочестия или виновности. Это искупление огнем и прохождение через огненную реку17. Есть еще, кроме того, двенадцатимесячное18 наказание тела в могиле19, в течение которого так называемый животный дух – Нефеш – привлекается туда и претерпевает страдания вместе с ним; но праведники от всех этих наказаний освобождены. Вместе с тем, принимая во внимание, что никакого чистилища впереди нет, эти испытания кажутся излишними.

Что же касается тех, кому предназначено попасть в ад, я разобью различия и сходства на две группы, рассматривая сначала те положения, в которых утверждается, что их муки будут длиться вечно. Получается так, что Святой Благословенный прощает раскаявшегося; но горе тем, кто этого не сделал и упорствует в нечестии. Такие после смерти будут брошены в ад и уже не выйдут оттуда во веки вечные20. Та же идея следующим образом изложена в другом пассаже. Души тех, кто осквернял свое тело, и всех нечестивцев вообще нисходят в преисподнюю и никогда не выйдут оттуда21. О таких сказано: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в могилу не выйдет»22*. Но в Зогаре в данном случае могила – Шеол – понимается как ад, вопреки очевидному смыслу стиха. Точно так же попасть в руки того, кого называют Ангелом Оправдания, – значит быть обреченным на вечную смерть23. Этих примеров достаточно для освещения одного аспекта нашей темы, и следует отметить, что они достаточно четкие и ясные24.

То же можно сказать и о тех, что подпадают под другую категорию, хотя они, может, и более яркие. Для нашей задачи нам достаточно двух отрывков; в первом со всей определенностью утверждается, что виновные караются адским пламенем, но что они не прокляты на веки вечные25. Действительно, по традиции этот период равнялся двенадцати месяцам, то есть сроку страданий Иова26. Это первое положение; второе – что в конце времени все виновные будут спасены, за исключением Ханаана27. Сказано, что эта тайна известна тем, кому ведомы дороги и пути Тайного Учения28. Мы уже знакомы с дозогарической традицией касательно Ханаана, которая составляет часть Тайны пола. Она относится к той же области мистической конструкции, что и тайна, окутывающая брак Вирсавии (Батшебы) и Урии до того, как она стала супругой Давида29. Там же сказано, что те, кто знает эту тайну, будут в состоянии понять, почему Святая земля была дана в наследие Ханаану до появления израильтян.

Встает вопрос, есть ли средний член, который позволил бы примирить два ряда противоречивых заявлений, и если заранее принять как само собой разумееющееся, что Учителя Тайной Доктрины, как они представлены в Зогаре, нередко бывали весьма раскованны в своих высказываниях, то искомое мы найдем почти в самом конце великого памятника30. Там на основании другой традиции утверждается, что в аду имеется несколько отделений – одно над другим, – соответствующих различным уровням или степеням виновности, свойственной человеку. Самое нижнее носит имя Аваддоны; брошенный туда грешник останется там на всю вечность, поскольку в этом отделении нет двери, через которую можно выйти. Об этом месте сказано: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в могилу [Шеол] не выйдет»31. Вместе с тем, уверяет Зогар, несмотря на это, в другом месте в Писании читаем: «Господь… низводит в преисподнюю и возводит [из нее]»32. Первый пассаж относится к самой нижней части ада, а второй к тому его отделению, из которого возможно выйти33. Ханаану не отводится конкретное место, а беспросветная картина глубочайшей из глубочайших бездн преисподней несколько просветляется бессознательно гротескным уверением, что оно предназначено тем, кто по неразумию пропускал слово «Аминь», завершающее молитву.

В этой связи заслуживают упоминания еще два пункта, поскольку они свидетельствуют о том, что Зогар мог бы снабдить подходящим материалом благочестивого автора «Ада, открытого Христианам». Сказано34, что нечистые души, брошенные в Шеол, время от времени выводятся оттуда и проводятся через небесные сферы и эта экскурсия предваряется следующим возгласом: «Такова участь преступивших заповеди своего Наставника». Затем их возвращают в отведенное им место наказания. Справедливости ради следует добавить, что об этом нравственном испытании говорится в той части Зогара, где срок проклятия сводится к двенадцати месяцам, после чего душа возвращается на свое место. Это первый пассаж, второй беглая картина35, где душам, пребывающим в Раю, по заведенному порядку показывают грешников, подвергаемых наказанию. Так эсхатология воспроизводит сама себя в сознании своих создателей. Я вовсе не хочу утверждать, будто в данном месте Зогар является неким посттомистским текстом или что святой Фома Аквинский был знаком с зогарическим Толкованием на Книгу Исход, я лишь указываю, что и там и тут мы сталкиваемся с одинаковым понятием.

Подытожим сказанное: 1) в аду есть три начальника, действующие в качестве надзирателей над теми, кто осужден за убийство, кровосмешение и идолопоклонничество36. Если это понимать буквально, Варавва вышел бы на волю чистым, без единого пятнышка; но здесь явно речь идет о том, что возглавляют список преступлений преступления гораздо более серьезные; 2) наказание осуществляется огнем и льдом37, однако в другом месте поясняется38, что низвергающиеся сверху воды холодны как лед, а огонь, поднимающийся снизу, – это вода, которая обжигает; 3) души язычников никогда не выйдут из ада.

Полагаю, ничего более забавного не было сказано на предмет воздаяния, однако то здесь, то там видятся проблески более глубокой мысли. Так, например, говорится, что те, кто согрешил на земле, но на земле же и был наказан, не будут мучиться в вечности, если здесь проявили должное смирение40. И часто я замечаю в учителях Израиля откровенную снисходительность и склонность к милосердию, распространяющуюся и на язычников. Создается впечатление, что все люди будут оправданы на всеобщем суде41, одно место можно даже понять так, что сам Сатан станет вновь ангелом света42. Так через взлеты и падения «разорванный круг» вновь обретает цельность.

Есть еще существенные дополнения и альтернативы; кроме всего прочего, они непреднамеренно служат доказательством того, что эсхатология в Зогаре предельно динамична: все взгляды и их альтернативы возможны и имеют право на существование. Души тех, кто умер не покаявшись, уходят обнаженными и не находят одеяния43, но в другом месте сообщается, что какое-то подобие одежды необходимо для существования личности. Они претерпевают наказание в аду, но многие из них будут спасены в конце времени: это те, кто хотел покаяться, но не успел приступить к делу. Они осуществят дело покаяния в Шеоле, и потому его врата впоследствии распахнутся перед ними. И нет ничего приятнее этого для Святого Царя; этот взгляд достаточно ярко иллюстрируется в другом месте. Еще сказано, что даже праведные и близкие к совершенству сходят в ад, 1) потому что все виновны хоть в каком-то прегрешении; 2) и потому что они приводят грешников, которые хотели покаяться при жизни, но могут сделать это только после смерти44. Так, Зогар неустанно склоняется к милости, как я уже говорил, хотя и не оставляет ни малейшей надежды тем, кто не помышлял о спасении45: им уготована вечная кара46. Это прежде всего относится к тем, кто вел распущенный образ жизни; им не делается передышки и в Субботу, как и всем, заслужившим осуждение47. Правда, в другом месте говорится, что адское пламя стихает в этот день48. Благодаря этим и другим замечаниям мы со всем основанием можем истолковать в буквальном смысле довольно расплывчатые высказывания в Зогаре о том, что все люди – и иудеи, и язычники – в конечном итоге обретут какого-то рода спасение и что ад отдаст свою добычу в конце дней, как демонов и князя демонов, так и людей, в том числе Ханаана.

Одно последнее слово: учителя Зогара поощряют молитвы за усопших, один из них просит другого посещать его могилу в течение семи дней после погребения и там молиться о его душе49.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.