Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 6. 2






В творчестве вологодских мастеров второй половины XVII века старые иконописные традиции постепенно уступали место новому стилю, который сформировался под влиянием живописи других художественных центров - Москвы, Костромы и Ярославля. Для этого стиля были характерны развитые пейзажные и архитектурные формы, стремление передать объем предметов и глубину пространства, сложные ракурсы и позы фигур, подчеркнутая изысканность и декоративность, а также эмоциональность образов. Кроме того, мастера этого времени активно использовали и перерабатывали различные западноевропейские образцы - прежде всего, гравюры.
Некоторые из этих качеств отразились в иконе второй половины XVII века «Вход в Иерусалим» (илл. 104) из вологодской церкви Спаса на Болоте. На этой иконе Иерусалим представлен в виде чудесного многобашенного города. В его декоративной и красочной архитектуре формы западноевропейского происхождения сочетаются с элементами, типичными для более ранней русской иконописи. Особенности личного письма указывают на знакомство иконописца с творчеством мастеров Оружейной палаты, хотя в целом лики этой вологодской иконы не являются точным воспроизведением более натуралистической, «живоподобной» манеры письма столичных изографов.
В XVII веке для выполнения больших заказов мастера часто образовывали артели, где каждый иконописец выполнял ту работу, в которой он был более всего искусен. Такую артель возглавлял один из ведущих вологодских иконописцев второй половины XVII века Ермолай Сергиев. Именно он вместе со своими учениками в 1686-1687 годах писал иконы для нового иконостаса кафедрального Софийского собора по заказу архиепископа Гавриила. Вологодские иконописцы того времени охотно восприняли новую манеру письма. Замечательным примером иконописи нового направления в собрании музея является огромная икона «Архангел Михаил» (илл. 105), написанная Григорием Агеевым, Федором Григорьевым и Тимофеем Петровым в 1687 году. Первоначально она находилась в иконостасе вологодской церкви Иоанна Богослова, располагающейся в старой части города близ Ленивой площади. Еще в начале XX века в этом храме хранилось много интересных икон, и его по праву можно было назвать настоящим музеем иконописи XVII столетия.
Изображение архистратига написано на золотом фоне. В его правой руке - обнаженный меч, за спиной - огромные распахнутые крылья с крупными разноцветными перьями. Образ архангела отличается грациозностью и мягкостью, типичными для иконописи этого времени. Узорчатые доспехи Михаила переливаются золотом, золотые цветы вытканы на его одеждах и плаще, ножны меча также покрыты затейливым орнаментом. Круглящиеся формы и сложные складки одежд, часто встречающиеся в живописи позднего XVII века и напоминающие о приемах искусства барокко, в вологодской иконе приобрели несколько гипертрофированный характер, отразившийся в нарушении пропорций фигуры архангела.
В 1692 году вологодские изографы Ермолай и Яков Сергиевы, Петр Савин и Семен Карпов создали икону «Воскресение Христово, с клеймами страстей» (илл. 106), также происходящую из церкви Иоанна Богослова. Во вкладной надписи, размещенной под средником, указано, что образ был написан по обещанию Федора Тимофеева сына Сычугова и сына его Якова. Вероятно, мастера этой иконы были знакомы с западноевропейским искусством, поскольку многие клейма восходят к гравюрам Библии Пискатора, которые часто использовались русскими иконописцами.
Внимание художников, писавших эту икону, было сосредоточено на развитии сюжета: их персонажи живут деятельной жизнью, они полны движения и экспрессии. Во многом это связано со стремлением как можно точнее и убедительнее изобразить сцены Страстей, поскольку тема Страстей Христовых имела огромное значение для религиозного сознания позднего XVII века. Фоном страстных сцен служат пышные архитектурные формы, которые написаны с использованием элементов прямой перспективы. Любовно проработаны архитектурные детали, одежды персонажей покрыты тончайшими узорами.

106. Воскресение Христово, с клеймами страстей. Ермолай и Яков Сергиевы, Петр Савин и Семен Карпов. 1692 г. 107. Воскресение Христово, с праздниками. Иван Григорьев Марков. 1702 г.

В начале XVIII века в Вологде работал знаменитый иконописец Иван Григорьев Марков. Его творчество явилось последним всплеском традиций древнерусской живописи в Вологде.
Марков унаследовал достижения предыдущего поколения мастеров и развил традиции миниатюрной живописи. В экспозиции музея представлены три иконы его письма. Две из них - «Воскресение Христово с праздниками» 1702 года (илл. 107) и «Святитель Николай Чудотворец, с житием» 1713 года (илл. 108-110) - отличаются удивительно тонкой работой. Образ Николая Чудотворца художник написал совместно с Иваном Никифоровым. Мастера заполнили все поле иконы сюжетными композициями с изображением сцен жития святителя, так что крупномасштабный, статичный образ Николы буквально «потерялся» среди обильных узоров и многочисленных персонажей.

108. Святитель Николай Чудотворец, с житием. Иван Григорьев Марков. 1713 г. 109. Деталь: Чудо о трех девах 110. Деталь: Спасение патриарха Афанасия

Ивану Маркову также принадлежит икона «Преподобные Зосима и Савватий, с видом Соловецкого монастыря» 1709 года (илл. 111, 112), поступившая в музей из Цареконстантиновской церкви в Вологде. Образцом для нее послужила гравюра с изображением монастыря, выполненная в 1699 году Василием Андреевым.

111. Преподобные Зосима и Савватий, с видом Соловецкого монастыря. Иван Григорьев Марков. 1709 г. 112. Преподобные Зосима и Савватий, с видом Соловецкого монастыря. Деталь

Композиция иконы строится по строгой схеме. Святые иноки - основатели Соловецкого монастыря - стоят по краям иконы в одинаковых позах, с развернутыми свитками в руках. Между ними представлена обитель, изображенная с высоты птичьего полета, с видом на ворота, выходящие к бухте Благополучия. Здания обители пронумерованы буквенными цифрами и перечислены в «реестре». Холмистый пейзаж заполнен густой порослью кустарников и деревьев, отдельно стоящими храмами, небольшими часовнями и хозяйственными постройками, фигурками монахов и паломников. Среди хозяйственных построек на иконе отмечены кузница, токарня, амбары, иконная палата с монастырской больницей под ней. Все эти особенности позволяют считать икону ранним образцом русской пейзажной живописи.
Небольшая икона «Плач Богородицы при кресте», исполненная в первые десятилетия XVIII века (илл. 113), очень интересна в иконографическом отношении. Это символическое изображение событий вечера Великой Пятницы, восходящее к искусству католического Запада. Богоматерь представлена в молении перед крестом с распятым Спасителем, а в нижней части иконы изображены орудия Страстей. Композиция наполнена ощущением скорбного покоя перед грядущим Воскресением.

113. Плач Богородицы при кресте. Начало XVIII в. 114. Богоматерь Владимирская, с избранными святыми. Борис Демидов. 1707 г.

Великоустюжский мастер Борис Деомидов в 1707 году написал икону «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» (илл. 114). Икона создана по «обещанию Соли Вычегодской жителю Семену Григорьеву сыну Телятеву». В среднике на зеленом фоне помещен образ Богоматери Владимирской и Новозаветной Троицы в облачной полусфере. На полях иконы узкими полосами располагаются розовые клейма с избранными святыми в молитвенных позах. Это СимеонБогоприимец, Алексий человек Божий, Прокопий и Иоанн Устюжские, великомученица Екатерина и преподобная Феодора. Зеленый фон и тщательная светотеневая моделировка ликов свидетельствуют о том, что мастер следовал манере иконописцев Оружейной палаты, хотя сами фигуры святых решены в более плоскостной манере.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.