Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как интегральная форма научных знаний.






Многие выдающиеся философы считали философию наукой о науке. Ее называли наукоучением, метанаукой (наукой о науке), а в западной традиции – эпистемологией (учением о знании) или философией науки. Философия – фундаментальное основание теоретической науки.

Философия науки – это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания. Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по-настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим.

Как известно, существуют различные науки: математика, естествознание, гуманитарные, социальные и технические науки. Количество и уровень знания в любой научной дисциплине непрерывно изменяются в ходе ее исторического развития благодаря как творческим усилиям людей, занятых в науке, так и достаточно тесной взаимосвязи с состоянием культуры и общественной жизни в целом. Изменения особенно заметны в современной науке с присущими ей тенденциями дифференциации и специализации знаний. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как в науке в целом, так и в отдельных научных дисциплинах. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки.

Уже на протяжении XX в. складывались специализированные области знания в философии науки. Например, можно отметить существование философии математики, или исследований в области философских вопросов математики, философии физики (философских вопросов физики), философии биологии (философских вопросов биологии) и т. д. Равным образом философское осмысление материала гуманитарных и социальных наук приводит к появлению, например, философской антропологии, или исследований в области философских вопросов дисциплин антропологического цикла, философии языка (философские вопросы языкознания), философии истории (философские вопросы исторической науки) и т. д. При всей специфичности технических наук, обусловленной их взаимосвязями с самой техникой и инженерно‑ техническим творчеством, философское осмысление их материала тоже порождает вполне особенную область философии технических наук, среди которых в настоящее время интенсивно развивается философия информатики. Разумеется, ни о каком «жестком водоразделе» здесь говорить нельзя: где, так сказать, заканчивается общая философия науки и начинаются философские вопросы конкретных наук? Во всяком случае, в настоящее время существует огромное количество содержательных философских положений, уместных при осмыслении материала любой науки.

 

42. Этапы развития социально-гуманитарных наук:

 

Формирование социально-гуманитарных наук:
- XVI – н.XVII – познавательный идеал научности как дедуктивно построенная математическая система. Эталон, образец теории – геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гуманитарное познание.
- до к.XIX – эталон научности – классическая механика→ разделение всех знаний на теоретический и эмпирический уровень (познавательный идеал – «метод принципов» Ньютона).
- на основе законов механики познать все явления и принципы действительности, в том числе социальные, даже построить философию.
- естествознание, математические и механико-атомистические идеалы и методы познания постепенно проникали в социальные науки.
- функционирование механической картины мира→ общенаучная исследовательская программа→ изучение различных процессов природы, человека и общества (рассмотрение социальных объектов в качестве простых механических систем).
- до н.XIX в. – господствовала тенденция в методологии гуманитарных наук – натурализм – универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания.
- ничего за пределами наук естественных не может считатся объективным→ развитие общества объяснялось либо механическими, либо различными природными факторами.
- натурализм в методологии социальных наук связан с развитием всех разновидностей позитивизма, а также ее структурно-функциональным подходам.
- к.XIX – н.XX в. – кризис натуралистического подхода→ осознание различий природы и культуры.
- культурно-центрическая парадигма→ особый статус социально-гуманитарных наук.
- к.XIX – н.XX в. – очевидно, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент (базисная школа неокантианства, философия жизни).
→ культура как духовное формообразование не может быть подчинена исключительно господству исторических наук.
→ в явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное.
→ явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заметны в них изначально.
→ исследование культурного пространства является научным, когда не ограничивается описанием единичного, а подводит особое под общее, используя культурные понятия, руководствуется определенными ценностями.
→ важная задача науки – с помощью индивидуализации метода и исторических понятий представить исторические явления как нечто неизменное, раз навсегда данное.
→ субъективность.
→ философия истории – всеобщее концептуально- методологическое основание всех наук о культуре.
- н.XX в. → методология социальных наук→ социологическое познание (предмет – культурно значимая индивидуальная действительность) → роль духовного пространства, ценностных компонентов, понимание и объяснение.
- философская герменевтика→ познание истины, понимание, интерпретация.
- современное социально-гуманитарное познание (предмет – сфера человеческой деятельности; ориентирование на пространство, развитие; акцент на индивидуальную уникальность; включение человека в предмет познания; ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия; понимание; текстовая природа; семиотическая проблематика; сочетание эмпирических и теоретических компонентов познания.

Эти науки в своем развитии прошли ряд этапов: классический, неклассический, постнеклассический. Классический этап в развитии социально-гуманитарного знания начинается с XVI века по вторую половину XIX века. Этому этапу характерно то, что развитие механики и математики создало эталон научного знания, идеал, к которому стали стремиться гуманитарные науки. Позиция эта в науке называется натурализм. Суть его в том, что природные закономерности принимаются за универсальный принцип объяснения всех явлений, происходящих в обществе и связанных с человеческим бытием. Все это породило принципы жесткой причинно-следственной связи и количественной оценки в изучении духовных явлений и всего социума, стремление к созданию единственно верной науки о природе, человеке и обществе. Неклассический этап (XIX - начало XX века), характеризуется тем, что в социально-гуманитарных науках происходит переход от натурализма к антинатурализму. В науках об обществе стала доминировать направленность знания на изучение жизни людей, а не жизни природы.Социально-гуманитарные науки на этом этапе используют новые методы исследования, которых не было на этапе классики. Это, прежде всего, философский и герменевтический методы, которые способны прояснить индивидуально-личностные, неформализуемые, интуитивно выражаемые стороны социального. Понимать, иметь здравый смысл иногда важнее, чем знать. Естествоиспытатель знает, а философ - понимает. Постнеклассический этап в обществознании приходится на 50-70 гг. ХХ века, который в литературе называют постмодернизмом. Этот этап связан с именами известных западных ученых (Р.Барт, Ж.Батай, Ж.Делез, Ж.Доррида, Ж.Лиотар, М.Фуко и др.). Главными чертами постнеклассического социально-гуманитарного знания явились: идея ценности хаоса и беспорядочного мира; мир теряет свой стержень, теряет свой смысл, теряет порядок и разумность; новое понимание свободы как свободы от всяких норм и традиций в жизни общества; деконструкция всех философских оснований и введение в культуру некую гибридность, метафоричность, эклектизм, неопределенность и т.п., создание «философии сингулярности», «философии желания».однако главная идея постнеклассики - деконструкция не привела к созданию новых позитивных идей и выродилась в разрушение различных систем и структур ради самого разрушения. Сегодня постнеклассика в развитии социально-гуманитарного знания себя практически исчерпала

43. Социально-гуманитарные науки как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания:

Предыстория возникновения и развития социально-гуманитарного знания: Вербальные формы знания об окружающем мире; Знания, аккумулированные в мифах, в религиозных верованиях, магии, фольклоре, обрядах, обычаях, мистериях, здравом смысле СГЗ участвует в формировании социума и наполняет собой его культуру: Впервые в чистом виде выделены Аристотелем – в дальнейшем развивается в качестве учебных дисциплин и теософии-философии, Институционализация СГЗ в 18-19вв.История сгз: В первой пол. XIX в. конституциировалась объектно-предметная область СГЗ, лоистая по своей конституции, что и определило структуру наук, а именно выделение социальных наук (экономика, политология, социология, юриспруденция и т. д.) и гуманитарных (филология, история, культурология, философия и др.), имеющих различие в предмете, методе и функциях. Предметом социальных наук стало общество, законы его развития, общественные отношения и пр.Предметом гуманитарных наук стала внутренняя духовная жизнь человека, ее глубинные смыслы.Как отражение запада: Социальные науки отвечали уровню западной рациональности и служили целям западной модернизации: в концептуально-мировоззренческом смысле (источники легитимности социального развития), в социально-технологическом (обеспечение функционирования социальной системы). Распространение наук и их развитие в других странах стало частью усвоения западного опыта или процесса модернизации в целом.

Российский контекст применения социального знания Социально-гуманитарные науки являются феноменом, зародившимся на Западе, так как, во-первых, наука вообще возникла в техногенных цивилизациях, во-вторых, именно техногенные общества больше всего нуждались в разработках рекомендаций по реформированию данных обществ. С вовлечением традиционных обществ Востока в общие мировые процессы социально-гуманитарные науки приобрели общечеловеческое значение. Большим значением они стали обладать и в России, так как именно в России в последнее время происходили масштабные общественные преобразования. Характерным для России является постоянная смена парадигм социально-гуманитарных наук: например, в конце 20 – начале 21 веков многие российские обществоведы перешли от идеи приоритета общества над человеком к идее о приоритете человека над обществом, от материалистической теории общества – к идеалистической, от конфликтной теории общества – к солидаристской.

В 20 – начале 21 веков социально-гуманитарные науки продолжают развиваться, они уточняют свой предмет исследования, более точно определяют цели по отношению к общественной практике, активнее применяют методы математики и компьютерного моделирования, конвергируются с естественно-техническими науками.

44. Сходства и различия наук о природе и наук об обществе. Современные трактовки проблемы:

В настоящее время существует несколько тысяч различных наук, каждая из которых имеет свой предмет и свое особое содержание.

Вошло в традицию разделять науки на естественные, изучающие природу, и общественные (или социально-гуманитарные), изучающие общество. Однако четко и однозначно провести грань между естественными и общественными науками сложно. Есть немало наук, занимающих пограничное, промежуточное положение между естественными и общественными науками. Например, география включает в себя изучение и природы (физическая география), и общества (экономическая география). На стыке естественных и общественных наук находится экология, изучающая взаимодействие общества и природы. Кроме этого, естественные и общественные науки не охватывают всего множества наук. Существуют науки, которые не являются ни естественными, ни общественными. Сюда относится комплекс технических наук, а также логика и математика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.