Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг регион. ситуаций и регион. проблем. Типы регион. развития, инструменты регулирования в отношении различных типов. Регион. эконом. диагностика.






Под региональным мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем. Задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях.

Предметом регионального мониторинга являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими или динамическими параметрами. Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко — качественных) показателей, определяющих состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей (в первую очередь для обозначения удельных характеристик).

Под региональной проблемой понимается системное проявление дисбаланса в функционировании (состоянии, развитии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий. К числу региональных проблем можно отнести и пока еще редкие проявления «точек роста», нуждающихся в особом внимании.

Различают 3 типа регионального развития:

Асимметричный (дисгармоничный) - тип регионального разви­тия, при котором регионы, имеющие относительное преиму­щество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относи­тельное отставание, - его усугубляют.

Гармоничный (симметричный) - тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокра­щается.

Нейтральный - тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается не­изменным.

Депрессивный регион - регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.

Экономическая диагностика регионов – это определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, кризисных, а также «перегретых» и перспективных регионов. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений

Экономическое состояние региона обследуется с помощью системы индикаторов. Вся совокупность индикаторов оценки развития регионов разбивается на следующие группы:

1. Экономические индикаторы, к которым относятся: экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; энергетическая и продовольственная безопасность; финансовое самообеспечение региона и т.д.

2. Социальные индикаторы, включающие в себя: уровень безработицы и занятости в регионе; динамика номинальных и реальных доходов; структура доходов и расходов; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры и др.

3. Экологические индикаторы, в числе которых выделяют: антропогенную нагрузку на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод и др.

4. Демографические индикаторы, характеризующие информацию о количестве городского и сельского населения, о его половозрастной структуре, трудоспособном населении, уровне образования, плотности населения, сальдо миграции и др.

5. Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе, которые анализируют наличие и состояние в регионе: трудового потенциала, отражающего численность трудовых ресурсов, половозрастной состав и профессиональный уровень их подготовки; природно-ресурсного потенциала, характеризующего наличие природных богатств – земельных ресурсов, лесов, полезных ископаемых, воды, прочих видов ограниченных природных ресурсов и условий окружающей среды; производственного потенциала, анализирующего в самом общем виде производственные мощности: стоимостную оценку капитальных ресурсов, материальных оборотных средств, ноу-хау и др.; потенциала инфраструктуры, отражающего показатели развития социальной, производственной, управленческой, экологической и рыночной инфраструктуры.

Новые подходы к региональному развитию. Устойчивое развитие, пространственная диффузия инноваций, пространственная организация экономики. Регион как рынок, квазигосударство, квазикорпорация, социум.

В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум.

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших " центру" (процессы децентрализации и федерализации). Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона.

Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита " торговой марки" местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.).

Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.

Подход к региону как социуму(общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения.

13. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики региона. Саморазвитие региона и полномочия органов власти субъекта федерации.

Объект государственного регулирования экономики региона – сфера социальной, культурной, экономической жизни населения в регионе Российской Федерации, в отношении которой осуществляется установленное настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правовое регулирование.

Субъектами государственного регулирования регионального развития являются:

- Президент РФ

– органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации;

– органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов.

Под саморазвитием региона понимается настройка его эконо­мики на достижение устойчивого состояния самосовершенство­вания, т.е. саморегулирование при практическом отсутствии внеш­него воздействия. Цель регионального саморазвития — создать в регионе конкурентную среду, побуждающую производителей про­изводить качественные товары, а продавцов — продавать их по доступным ценам, формируемым свободным рынком К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

-принятие и изменение законов субъектов Федерации о местном самоуправлении; -регулирование порядка передачи объектов государственной собственности субъектов РФ в муниципальное владение; -регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; - обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; - наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов РФ с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых средств; -обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; -обеспечение государственных минимальных социальных стандартов для населения;

14. Определение и содержание понятия «регион»

Регион – 1) область (район, часть страны), отличающаяся от других совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, в большинстве случаев сочетающихся с особенностями национального состава населения; 2) пространственно-организованная форма жизнедеятельности населения, включающая сферы проживания, профессионально-трудовой деятельности, управляемая из единого политико-административного центра и объединяемая реальными и многообразными связями (производственно-трудовыми, политическими, социально-экономическими, этническими, культурно-бытовыми) на основе самоуправления и полной реализации своих прав как субъекта социально-политической жизни; 3) крупная таксономическая единица производственно-территориального устройства страны и форма организации производственно-общественной жизни населения, отличающаяся геоэкономическими, геополитическими, производственно-хозяйственными, культурно-этническими, динамическими характеристиками; 4) территория в административных границах субъекта Российской Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.