Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы господства (по М. Веберу)






виды власти: традиционный, харизматический, легальный (рациональный, власть права)

" Господством" называется возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам... Господство (" авторитет") в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.

Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально)... К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.

...Каждое господство старается возбудить веру в свою " легитимность" и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.

Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:

1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или

2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,

3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).

В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.

1) традиционный тип господства-подчинения
Этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. Традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей.
Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным этот тип легитимности.
Штаб правления здесь состоит из родственников, личных друзей и вассалов, а основанием назначения на должность служит именно личная верность.


2) харизматический тип господства-подчинения
Харизма, в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способность, качество, выделяющее человека среди других, и качество это не столько приобретенное, сколько дарованное Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова
Харизматический тип представляет собой полную противоположность традиционному. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу.
Источником личной преданности харизматическому государю является не признание его формального права, а вера и преданность его харизме. Поэтому вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие.
Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности царю.
При всей противоположности традиционного и харизматического типов правления между ними есть и нечто общее: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным и противостоят формально-рациональному господству как безличному.
От остальных двух типов господства харизматический тип отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по традиции) правил, и все решения выносятся иррационально.
Этот тип легитимности авторитарен, авторитет харизматического лидера базируется на силе – не грубой, физической, а на силе внутреннего дара.


3) Рациональный тип господства-подчинения
Этот тип господства Вебер называет легальным. В государствах с таким типом господства подчиняются не личности, а законам, которым подчиняются управляющие и управляемые.
Штаб управления состоит из чиновников, которые действуют невзирая на лица по рациональным правилам.
Правовое начало – принцип, лежащий в основе легального государства. Этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым видом легального господства Вебер считал бюрократию.
Этот тип господства осуществляется посредством знания, и в этом заключается его рациональный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.