Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расстройство чтения






 

Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами, связанными с дефектом зрения или слуха, наличием неврологического заболевания или педагогической запущенностью.

Расстройство чтения ещё называют «отсталым чтением», «отсталостью в чтении», дислексией развития, специфическим отставанием в чтении, развитием «слепоты» на слова.

Частота расстройства развития способности к чтению составляет от 2 до 8% детей школьного возраста. У мальчиков оно в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Это расстройство может сохраниться и у взрослых.

Причинами нарушения обучения чтению считаются осложнения во время беременности матери, а также различные вредности и заболевания во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенность, малый вес тела при рождении.

Предполагается связь нарушений питания с расстройством обучения чтению. У детей, которые в раннем возрасте недостаточно хорошо или неполноценно питаются, часто обнаруживаются различные нарушения познавательной деятельности по сравнению со своими сверстниками и даже со своими братьями или сестрами, которые растут в той же семье, но питаются нормально.

Расстройство навыков чтения может быть не только первичным, когда нет никакого явного неврологического или психического заболевания, вызвавшего это нарушение, но и вторичным, то-есть, обусловленным каким-либо заболеванием.

Так вторичное нарушение чтения может быть при органическом поражении левого полушария головного мозга, которое считается «языковым», а также при нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего блокируется передача зрительной информации в левое полушарие.

Частые нарушения способности к чтению наблюдаются у детей, перенесших церебральный паралич и имеющих нормальный интеллект. Это нарушение бывает и у детей, страдающих эпилепсией. При многих тяжелых психических нарушениях и заболеваниях у детей выявляется неспособность к чтению.

Могут быть нарушены навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык чтения и выполнение задач, требующихся при чтении.

Выработка навыков чтения представляет собой комплексный процесс, который включает в себя процесс познавания и узнавания читаемых слов, и который требует неповрежденной и сбалансированной деятельности всей центральной нервной системы.

Компоненты развития навыков чтения включают в себя, во-первых, неврологическую основу, которая должны быть зрелой и неповрежденной для интеграции и переработки информации, полученной от органов зрения при чтении.

Во-вторых, для развития навыков чтения необходима эмоциональная зрелость, чтобы ребенок мог отложить свои развлечения и игры для обучения чтению.

В-третьих, настроение и психическое состояние ребенка должно быть нормальным, чтобы это не мешало ему сосредоточиться на выполнении задания.

И в-четвертых, воспитание в семье должно быть правильным, чтобы ребенок мог выработать правильные социальные и культурные ценности, согласно которым чтение является одной их важнейших функций современного человека.

По сравнению с детьми, у которых нормально развиваются навыки чтения, у таких детей наблюдается отвлекаемость внимания и кратковременные периоды отключения внимания.

Основной особенностью этого расстройства является выраженное снижение способности к чтению, которое нарушено в большей степени, чем можно было бы ожидать на основании общих показателей интеллекта.

Другая характерная особенность заключается в нарушении воспроизведения, извлечения из памяти и составления последовательности из печатных букв и слов, переработки сложных предложений.

Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным к 7-8 — годам. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь, что в школе его научат.

В первом классе школы, когда требования к чтению ещё невысоки, расстройство обучения чтению ещё не столь явно. Но во втором и третьем классе, когда детям дают большие задания по внеклассному чтению, а на уроках требуется определенная скорость чтения, причем, норма прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается, неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной.

Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном чтении. При этом читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью букв и слов.

Кроме того, дети не распознают заглавные и прописные буквы. Это относится и к напечатанному, и к написанному тексту. Нарушения могут касаться только некоторых букв.

Или ребенок может прочесть одно слово или несколько слов, но не может правильно читать всю фразу, весь абзац или всю страницу.

Могут быть и такие ошибки в чтении, когда ребенок начинает читать слово с середины, а также ошибки в последовательности слов — вначале ребенок читает слова, стоящие в конце предложения, а затем начало предложения.

Наблюдается также нарушение воспроизведения слов из памяти.

Скорость чтения невысока. Часто ребенок не понимает прочитанного или понимает не все. Дети могут делать ошибки и при копировании напечатанного или написанного текста.

С расстройством чтения обычно сочетаются трудности правописания, которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если налицо определенный прогресс в чтении.

Расстройству чтения могут предшествовать или сосуществовать с ним расстройства освоения навыков речи или языковой лексики.

Сопутствующим расстройством может быть нарушение распознавания звуков.

При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-за своего недостатка, особенно когда их просят прочитать текст вслух на уроке в школе, а одноклассники смеются над ними из-за их ошибок. Опыт школы и неудач, пережитых там, подтверждает сомнения детей относительно своих способностей. Эти чувство со временем становятся более сильным.

Дети стараются избегать занятий, связанных с чтением. Их настроение настолько связано с неудачами и чувством собственной несостоятельности, что они неспособны развивать другие свои положительные качества. У них часты отказы от занятий, пропуски уроков чтения, могут быть эмоциональные срывы, депрессия, чувство собственной неполноценности.

Более старшие дети могут стать злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом, и это приводит к нарушениям поведения в период обучения в школе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.