Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задержка психического развития






(Пограничная умственная отсталость)

 

Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психики в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между людьми с нормально развитым интеллектом и больными олигофренией.

Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых ещё называют конституционально глупыми.

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды.

Задержки развития могут быть обусловлены психогеннными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), — в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.

Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется.

Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.

Для оценки умственной деятельности используются психологические методы, в частности, коэффициент интеллектуальности, IQ. Величина IQ, равная 100, свойственна среднестатистической норме. При пограничной умственной отсталости коэффициент интеллектуальности равен 70-80, при дебильности — 50-70.

Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы.

При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития:

1. Психический инфантилизм.

2. Врожденная субдебильность, «конституционально глупые личности», «салонное слабоумие»

3. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития.

4. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте.

5. Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств.

 

Психический инфантилизм

 

Инфантилизм (от латинского «infantilis» — детский) — состояние, которое характеризуется задержкой психического и физического развития, при котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие детскому и подростковому возрасту.

Психическому инфантилизму, или психической незрелости, свойственны несоответствующие возрасту черты детскости в поведении, в особенностях суждений, а также эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, зависимость от других людей при отсутствии грубых нарушений интеллекта.

Французский ученый Е.Ласег, впервые предложивший термин «инфантилизм», подчеркивал, что определяющие его расстройства относятся ко всей конституции человека, и выделил три признака этого расстройства — тщедушность, грацильность (щуплость) и миниатюрность тела с чертами детской наивности и беспомощности у взрослых людей, остающихся «детьми на всю жизнь».

Известный отечественный психиатр Г.К.Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках.

Причинами инфантилизма могут быть заболевания эндокринной системы, поражение головного мозга вследствие заболеваний внутренних органов.

Психический инфантилизм наблюдается и при многих видах психопатий.

Выделяют и психогенно обусловленные формы инфантилизма из-за изнеживающего, неправильного воспитания, когда родители чрезмерно опекают ребенка, заботливо защищая от всех возможных невзгод, не позволяя ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для своего возраста (потворствующая гиперпротекция — по выражению А.Е.Личко).

Это проявляется эгоцентризмом, капризностью, невыносливостью к любым неблагоприятным воздействиям, беспомощностью и беззащитностью. Такие дети и подростки постоянно стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют самовлюбленность, неоправданные амбиции и претензии. Хотя для их возраста у них нормальный интеллект, такие подростки плохо приспособлены к реальной жизни.

Психический инфантилизм чаще всего связывают с детским и юношеским возрастом, но это понятие применимо и к взрослым. Так С. де Сантис считал, что каждому возрасту присущ свой инфантилизм.

У таких людей не только в детском и подростковом, но и в более старшем возрасте эмоции, впечатлительность преобладают над рассудочностью и здравым смыслом, мышление конкретное, образное, отсутствует абстрактное мышление, суждения незрелы, логика недостаточная, эмоциональные переживания неглубокие и неустойчивые.

Психика легко ранима, отсутствует самостоятельность, может быть ощущением беспомощности, если нет поддержки от других людей. Творческая целенаправленная деятельность отсутствует.

Инфантилизм проявляется и в мимике, и в движениях. Выражение лица по-детски наивное, доверчивое, приветливое, движения быстрые, порывистые, излишние. Может наблюдаться и медлительность, неуклюжесть в движениях.

В личностном плане часто наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и тревожность.

Эти особенности выявляются с младших классов школы. Такие дети предпочитают школьным занятиям игры, свойственные детям младшего возраста, общаются с младшими детьми. В поведении сохраняется детская бесцеремонность, капризность.

Инфантилизм может быть гармоническим, когда происходит одновременная задержка и психического, и физического развития (это называется психофизическим инфантилизмом), и дисгармоническим, когда психическое и физическое развитие формируется неравномерно.

При гармоническом (психофизическом) варианте инфантилизма оба компонента (психическое и физическое недоразвитие) гармонически сочетаются. Такие инфантильные дети отстают от своих сверстников в росте и массе тела и сохраняют пропорции тела, а также особенности мимики, жестикуляции и движений, свойственные более раннему возрасту.

Интеллект может быть на уровне возрастных норм, но эмоциональная и волевая сферы отличаются незрелостью. Но обычно черты незрелости проявляются и в интеллекте ребенка. Мышление у таких детей конкретное, с преобладанием наглядно — образного над логическим и абстрактным мышлением.

Способность к концентрации внимания и интеллектуальному напряжению, требующаяся по возрастным нормам, у таких детей снижена, ребенок может быстро уставать при занятиях, требующих волевой деятельности, предпочитая им детские игры, и в играх может быть неутомим.

Поведение и интересы свойственны более раннему возрасту, преобладает стремление к получению удовольствия. Интересы нестойкие, такие дети испытывают стремление к новым впечатлениям, ощущениям и переменам. Они непоследовательны в своих поступках, недостаточно самостоятельны, очень внушаемы.

Проявления эмоций и речь отличаются непосредственностью. Настроение неустойчивое, легко возникают и так же легко проходят эмоциональные вспышки.

При дисгармоническом инфантилизме физическое развитие соответствует возрасту или даже наблюдается ускоренное физическое развитие (акселерация), а психическое развитие отстает. В особенности это касается эмоциональной и волевой сферы, хотя запас знаний может соответствовать возрасту.

Такой вариант психического инфантилизма обычно выявляется в подростковом возрасте. Высокие, физически развитые подростки сохраняют детское выражение лица. Черты детской психики болезненно обострены.

Такие подростки неуравновешенны, не могут управлять своим поведением, их поступки подчиняются моменту. Воображение преобладает над логикой.

Они неспособны усвоить морально-этические нормы поведения в обществе, учитывать требования окружающих, а действуют, исходя из собственных желаний, потребностей и капризов. Нет критической самооценки своих поступков и действий. Отсутствует способность правильно оценивать ситуацию и гибко перестраиваться по ходу изменения обстоятельств. Не формируется чувство долга и ответственности, снижена способность к социально-позитивной деятельности.

Возможен вариант, который называют органическим инфантилизмом, обусловленным поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде или раннем детском возрасте.

Наряду с остальными признаками дисгармонического инфантилизма, здесь наблюдаются затруднения в освоении новых знаний, истощаемость в процессе умственной работы и психического напряжения, вспыльчивость и взрывчатость. Наблюдаются нарушения сна и аппетита, вегетативные расстройства — повышенная потливость и зябкость, неустойчивость сосудистых реакций.

Психический инфантилизм может наблюдаться с детства и более явно обнаружиться в подростковом возрасте. Или же он впервые выявляется в подростковом возрасте из-за явного несоответствия психики подростка его возрасту и физическому развитию.

Инфантилизм может быть временным явлением при запаздывающем созревании личности, но может существовать и на протяжении всей жизни человека. Обычно с возрастом проявления инфантилизма несколько сглаживаются, но полностью не исчезают.

У взрослых психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями: наивностью и восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, неустойчивостью эмоций, внушаемостью, подчиняемостью, робостью, застенчивостью, впечатлительностью, обидчивостью, беззаботностью, отсутствием чувства долга, отвлекаемостью и неустойчивостью интересов.

 

Врожденная субдебильность

 

Врожденная субдебильность — это пограничная умственная отсталость, которая характеризуется малым запасом представлений и ограниченным запасом знаний, примитивностью суждений, бедностью ассоциаций и отсутствием интеллектуальных интересов.

Сюда относятся так называемые малоодаренные дети, которые с трудом усваивают школьную программу, особенно те предметы, которые требуют логического мышления и абстрагирования. Им гораздо легче даются предметы, где можно механически заучивать материал, или где присутствует наглядность и конкретность. Способность к творческому осмыслению материала снижена.

Такие дети чаще всего отличаются усидчивостью и прилежанием, трудолюбием и усердием в тех предметах, которые им легко даются. Они могут заниматься ручным трудом, умеют хорошо шить и вышивать, могут заниматься физическим трудом.

Они могут закончить школу с удовлетворительными отметками, но поступить в институт им сложно, если требуется сдать экзамены по предметам, к которым у них нет способностей.

Став взрослыми, они предпочитают несложные профессии и могут неплохо приспособиться к практической жизни, если она не предъявляет к ним повышенных требований.

Но такие люди повышенно внушаемы, недостаточно критичны в оценке людей и ситуации, мало способны к самоконтролю. В силу таких особенностей своей психики они могут попасть под отрицательное влияние асоциальных личностей, а их сниженные интеллектуальные способности и недостаточность осмышления не позволяют им осознать возможные последствия, что чревато противоправными поступками.

К категории врожденной субдебильности относят и так называемых конституционально глупых личностей. Этот вариант впервые описан Э.Блейлером под названием «die Unklaren». Таким людям свойственна не столько бедность ассоциаций, сколько неясность понятий.

П.Б.Ганнушкин писал, что конституционально глупые — «это люди врожденно ограниченные, от рождения неумные, сливающиеся с группой врожденной отсталости». П.Б.Ганнушкин говорил, что невозможно сказать, что здесь нормально, а что уже ненормально.

Но у многих из них хорошая память, они могут хорошо учиться и даже закончить институт (известны даже случаи, когда они становятся профессорами). Но чаще всего в ситуациях, когда им приходится проявлять собственную инициативу и на практике применять полученные знания, они оказываются совершенно несостоятельными.

Один из вариантов легкой степени интеллектуальной недостаточности носит в психиатрии название салонного слабоумия (Salonblodsinn). Такие люди умеют держать себя в обществе, с «умным» видом говорить о погоде или о других пустых, банальных вещах, не проявляя никакой оригинальности. Для салонного слабоумия характерны однообразие плоских шуток, шаблонность суждений, предвзятость, отсутствие способности к творчеству и пониманию реальных окружающих явлений, склонность к напыщенной многоречивости, высокопарным рассуждениям. Речь таких людей состоит из избитых, банальных истин, шаблонных выражений, высказываемых с глубокомысленным видом.

Конституционально глупые могут неплохо устроиться в жизни в своих привычных узких рамках при благоприятно сложившихся обстоятельствах и поддержке. Но их отличает большая внушаемость, отсутствие собственного мнения и стремление подчиняться мнению большинства. По выражению П.Б.Ганнушкина, это «люди шаблона, банальности, моды». Но таких людей в нашей жизни немало.

 

Задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга.

Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного мозга, которые называются органическими. В зависимости от локализации поражения мозга могут наблюдаться неврологические симптомы.

Но в отличие от более выраженных и необратимых нарушений интеллекта при умственной отсталости, здесь чаще всего наблюдаются обратимые, так называемые функциональные нарушения.

Эта форма задержки психического развития характеризуется неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта — внимание, память и психическая активность.

Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью и усилением влечений.

Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом концентрируется. Им быстро приедается однообразное занятие, требующее сосредоточенности, и они забрасывают его, легко переключаясь на детские игры.

При умственной нагрузке возникает быстрая истощаемость. Такие дети с трудом сосредоточиваются на уроке, отвлекаются на посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Все это приводит к плохой успеваемости в школе, затруднениям в усвоении нового материала.

Дома они не могут самостоятельно выполнять домашние задания, по несколько раз перечитывают текст, но не могут его запомнить и пересказать. Домашние уроки они могут выполнять только под постоянным контролем взрослых. Если родители не занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они отстают по всем предметам и могут дублировать класс из-за неуспеваемости.

 

Психогенно обусловленные задержки развития.

Эти состояния более обратимы, чем другие задержки развития. Чаще всего они являются временными задержками развития.

Сравнительно легкая временная форма задержки развития наблюдается, когда ребенка отдают в круглосуточные ясли или в детский сад на всю рабочую неделю.

В таких случаях ребенок мало видит родителей. Его воспитанием никто не занимается или его воспитывают малообразованные воспитатели и няни, на попечении которых более двух десятков детей, и они не успевают уделять должное внимание нормальному психическому развитию своих подопечных, ограничиваясь кормлением, укладыванием спать, прогулками и сменой одежды. Воспитателей и нянечек постоянно не хватает, при болезни одной из воспитательниц другим приходится брать на себя её нагрузку, и тогда они ещё меньше уделяют внимания каждому их своих подопечных.

В большинстве таких круглосуточных дошкольных учреждений дети предоставлены сами себе. В яслях дети бесцельно ползают в манеже, их не приучают правильно пользоваться столовыми приборами и самостоятельно есть, более сильные могут обижать слабых. Развитием их речи и других необходимых навыков никто не занимается. Им не читают стихов и сказок, что делает каждая нормальная мать, дети не видят книг.

В круглосуточном детском саду одни и те же дети, одни и те же игрушки, одни и те же игры и минимум новой информации. Лишь в элитных детских садах, где воспитателей достаточно, с детьми проводят музыкальные занятия, им читают детские книги. Но в таких детских садах обычно нет групп для круглосуточного содержания детей.

Круглосуточными яслями и садами чаще всего пользуются малообеспеченные работающие матери. Дети мало видят взрослых, мало слышат грамотной речи, их общение ограничено воспитателями и такими же, как и они сами, малоразвитыми детьми. Они не умеют читать, считать и писать, что обычно умеют делать уже 3-4-летние дети, растущие в нормальных семейных условиях, которые каждый день имеют возможность впитывать новую информацию.

Все это вызывает отставание в развитии от норм, положенных этому возрасту.

Психогенной такая задержка развития называется потому, что дети разлучены с родителями, испытывают недостаток внимания, любви и заботы, что является психотравмирующей ситуацией для любого ребенка, а для раннего возраста особенно.

По аналогичным закономерностям развивается задержка психического развития у детей, отданных с младенческих лет матерью или родителями в Дома грудника, Дома ребенка (так называемые «отказники» — то-есть, младенцы, от которых матери отказываются сразу после родов), или позже в детские дома и интернаты.

У таких детей, даже у тех, кто не имел при рождении каких-либо психических заболеваний, психотравмирующая ситуация ещё более тяжелая, и помимо отставания в развитии, у них могут возникнуть различные психические нарушения, связанные с отсутствием родителей, недостатком любви и ласки, излишней суровостью воспитателей и наказаниями.

У воспитанников Домов грудника и ребенка задерживается развитие речи и интеллекта, отмечается бедность словарного запаса, недостаточный уровень знаний и ограниченность представлений по сравнению с детьми того же возраста, воспитывающимися в нормальной семье.

Раньше описывались так называемые приютские дети, дети-сироты, у которых наряду с задержкой развития, меняется характер — некоторые из них становятся забитыми, робкими, вялыми, пассивными, а другие — озлобленными, агрессивными, скрытными, лживыми.

Временная психогенная задержка развития наблюдается у детей, находящихся в разлуке с родителями и близкими, при изменении их привычной обстановки. При внезапном разлучении с родителями у детей могут наблюдаться шоковые реакции с повышением температуры тела, рвотой, поносом, изменением поведения.

Задержка развития возникает и при так называемом госпитализме, когда ребенок находится длительное время без родителей в больницах и специальных санаториях по поводу тяжелых хронических заболеваний (например, туберкулеза или нарушений опорно-двигательного аппарата), в интернатах для хронических больных.

Такая интеллектуальная недостаточность быстро преодолевается при возвращении ребенка в нормальную обстановку и в семью. Но если ребенок годами находится в таких учреждениях, то задержка развития может стать более стойкой.

Задержки развития в связи с педагогической запущенностью наблюдаются при безнадзорности, недостаточном внимании к ребенку со стороны родителей, отсутствии нормальных условий для его обучения и воспитания, например, в малообразованных многодетных семьях.

При создании ребенку нормальных условий для обучения и воспитания психогенные задержки развития являются обратимыми, и такой ребенок может догнать своих сверстников по развитию.

 

Задержки развития при сенсорной депривации.

При сенсорной депривации (слепота, глухота, глухонемота) тоже наблюдаются задержки психического развития.

При глухоте задержка психического развития связана с непониманием речи других людей и вследствие этого ограниченностью информации. Интеллектуальная недостаточность сочетается с эмоционально-волевой незрелостью, отсутствием самостоятельности, наивностью, внушаемостью, склонностью к подражательности, необщительностью, невротическими симптомами. Могут быть различные формы нарушения поведения. Нарушения становятся наиболее явными с начала обучения в школе.

При слепоте, наряду с задержкой психического развития, обнаруживаются и нарушения двигательной активности, связанной с дефектом зрения. У таких детей и взрослых наблюдается замедленность движений, двигательная заторможенность, повторение однообразных движений.

Мышление характеризуется обстоятельностью, склонностью к излишней детализации, вязкостью. Все психические процессы тугоподвижны (инертны) и легко истощаются.

Для слепых характерны невротические симптомы, патологическое фантазирование, стремление к одиночеству, повышенная забота о своем здоровье и идеи отношения (убежденность, что окружающие плохо к ним относятся). Это называется депривационным синдромом слепых.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.