Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 104. Повышение квалификации водителей.






Основная задача, стоящая перед работниками, отвечающими за

БД на АТП это проведение повышения квалификации водителей, оценки качества обучения и его результатов. В такой работе незаменимы технические средства обучения:

- информационные (плакаты, стенды, магнитофоны, радио, кино и диа-проекторы);

- программного обучения и контроля знаний;

- формирования практических навыков (тренажеры, автомобили).

В обязанности инженера по БД входит:

- обеспечение информацией водительского состава;

- ведение документов по БД;

- оперативное управление вопросами БД;

- планирование работы по БД.

Однако главная деятельность должна быть направлена на повышение

квалификации водительского состава.

Статистика показывает, что наиболее тяжелые и частые аварии совершают водители со стажем менее 8 лет, поэтому учиться никогда не поздно.

Подготовка и повышение квалификации водителей связаны в первую очередь с проведением ситуационного обучения, в том числе в критических ситуациях, получение системных знаний о типичных опасных ситуациях.

Наиболее целенаправленное формирование навыков базируется на ряде признаков:

1) Принцип обучения на тренажере (реальные конкретные примеры с максимальным приближением);

2) Принцип наглядности (на рисунках, слайдах, видео);

3) Принцип полигона (учебный автомобиль в реальных ситуациях);

4) Принцип привязки к участку (изучение групп ДТП по конкретным участкам повышенной опасности).

Наиболее важные ситуации:

- проезд перекрестков;

- проезд ж/д переездов;

- проезд остановок общественного транспорта;

- встречный разъезд;

- обгон;

- вынужденная стоянка на дороге;

- движение на закруглении;

- утомление за рулем.

В таких ситуациях необходимо принимать зачастую единственно правильное решение, а для этого нужны навыки.

В основе формирования таких навыков, во-первых, наблюдение за дорожной обстановкой, умение видеть «скрытую» опасность, во-вторых, постоянное предусматривание ошибочного действия у других участников движения.

При этом иногда нужно не только учиться, но и переучиваться. Некоторые приобретенные навыки не нужны. В частности:

- отсутствие реакции на ситуацию с закрытым обзором;

- «отвлечение внимания» (привычка легко отвлекаться от наблюдения за окружающей обстановкой);

- «действия не глядя» (привычка к неизменной обстановке).

Водитель должен избавиться от таких навыков.

Особое внимание следует уделить также зонам повышенной опасности, при проезде которых пригодятся методы безопасного управления:

- метод «компактности» (движение со скоростью потока в опасных зонах);

- метод минимального риска (снижение скорости при подходе к зоне повышенной опасности);

- метод предупреждения (сниже6ние скорости и увеличение интервала при приближении к зоне закрытого обзора).

В целом с течением времени у водителя происходит стихийное, индивидуальное формирование навыков безопасного управления. В месте с тем очень важно уметь анализировать уже произошедшие ДТП, ведь многие из них типичны. Это дает знание предпосылок к совершению ДТП, знание типичных аварийных и опасных ситуаций.

Требуемые навыки действия в критических ситуациях при этом как правило могут сформироваться в ходе трехэтапного обучения:

- теоретические занятия в классе;

- практические занятия на специальном тренажере;

- тренировочные занятия на автодроме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.