Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 75. Нормативно-провавое обеспечение перевозки опасных грузов






Постановлением Правительства РФ № 372 от 23 апреля 1994 года “О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом” определены конкретные мероприятия повышения безопасности дорожного движения при перевозке опасных грузов, предусматривающие разработку и утверждение “Правил перевозки опасных грузов”, “Специальных требований по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществ автомобильным транспортом”, “Программы подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов”. Кроме того, указанное Постановление привело к изменению в действующей на автомобильном транспорте системе лицензирования перевозочной деятельности, введя в нее новый вид лицензии “ОГ” — на перевозки опасных грузов, а также повышенные требования при ее получении. Постановлением регламентировано, что “к перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства не менее 3 лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки”.

Для получения лицензии на перевозку опасных грузов заявитель предъявляет также документ, свидетельствующий о технической возможности транспортного средства осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов.

Основными документами, регламентирующими перевозки грузов автомобильным транспортом в РФ, являются Устав автомобильного транспорта РФ и Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Все положения указанных документов, кроме оговоренных отдельно в специальных разделах, относятся и к опасным грузам.

Устав АТ определяет требования к подвижному составу, автомобильным дорогам, сооружениям и устройствам для организа­ции перевозок грузов, планирование и организацию перевозок грузов, общие положения о тарифах, расчетах за перевозки, о транспортно-экспедиционных услугах и ответственности участников перевозок. Кроме того, Устав АТ определяет ряд специальных требований к перевозкам опасных грузов, а именно:

– запрещает принимать к перевозке в прямом смешанном сообщении наливные грузы, взрывчатые и сильнодействующие вещества;

– перечень же других опасных грузов, принимаемых к перевозке в прямом смешанном сообщении; должен быть установлен совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами;

– возлагает ответственность за погрузку на автомобиль и выгрузку из автомобиля опасных грузов на станциях железных дорог, в портах (на пристанях) и аэропортах на грузоотправителя или грузополучателя соответственно;

– возлагает ответственность на грузоотправителя за правильность указания наименования и свойств груза, при его транспортировании.

Наиболее детализированным и технологичным действующим документом по перевозке опасных грузов является “Инструкция МВД по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом” (утв. МВД СССР от 23 августа 1985г.). В ней представлены основные требования по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Инструкция разработана согласно с определениями и классификацией опасных грузов по ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка” и соответствует международным соглашениям по перевозке опасных грузов (АОК/ДОПОГ, Список ОНН).

Инструкция не распространяет свое действие на вещества и изделия военного назначения на перевозку веществ подкласса 9.2 (вещества с низкой степенью опасности и ограниченного количества опасного вещества).

Согласно инструкции необходимо маркировать и снабжать тару с опасными грузами знаками опасности согласно ГОСТам.

В инструкции предусмотрено выполнение, как общих требований, так и требований безопасной перевозки для конкретного вида опасных грузов:

1) Для грузов, представляющих повышенную степень опасности, выбор автотранспортным предприятием и согласование с ГАИ наиболее безопасного маршрута перевозки опасных грузов.

2) Безопасная организация передвижения транспортных средств при перевозке опасных грузов включает:

– соблюдение определенной для конкретного рельефа местности дистанции (от 50 до 300 м);

– по возможности обеспечение следования транспортных средств с легковоспламеняющимися или взрывоопасными грузами без дозаправки в пути;

– запрещение перевозки при ограничении видимости;

– обеспечение определенного в условиях безопасной перевозки порядка остановок и стоянок транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

– обеспечение автомобилей прикрытия и резервного транспортного средства при перевозке взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ колонной транспортных средств;

3) Перевозки опасных грузов должны осуществляться специализированными или специально приспособленными транспортными средствами, отвечающими, помимо других, условиями безопасной перевозки конкретного опасного груза; транспортные средства должны быть укомплектованы дополнительным оборудованием (набором инструментов, огнетушителем, противооткатным упором, при необходимости - средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества, средствами индивидуальной защиты, знаками “Въезд запрещен”, информационными таблицами системы информации об опасности (СИО); транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны регулярно представляться в ГАИ на осмотр на предмет соответствия инструкциям завода-изготовителя, ПДД, данной Инструкции и условиям безопасной перевозки; на транспортные средства, перевозящие грузы, представленные в перечне, необходимо спец.разрешение Госавтоинспекции;

4) Водители транспортных средств, перевозящие опасные грузы и сопровождающие лица:

– должны иметь стаж работы не менее 3-х лет и пройти инструктаж;

– иметь при себе необходимые документы;

– обязаны выполнять все предписанные маршруты перевозки, осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, креплением груза, сохранностью маркировки;

– в случае вынужденной остановки или поломки водители должны принять необходимые меры;

– в случае ДТП или аварии водитель должен выполнить необходимые специальные действия в соответствии с Инструкцией, аварийной карточкой;

– водители при движении должны придерживаться ограничений, указанных в Инструкции;

5) Регламентированы действия работников органов внутренних дел в случае вынужденной остановки транспортного средства или возникновения ДТП при перевозке опасных грузов;

6) Перечислены требования системы информации об опасности (СИО). Инструкция определяет способы обозначения транспортного средства информационными таблицами, предусматривает использование при перевозках опасных грузов ряда сопроводительных документов (свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, аварийной карточки системы информации об опасности, маршрутного листа, информационной таблицы).

Все эти документы находятся при перевозке опасного груза у водителя (маршрут перевозки - у ответственного лица, если оно имеется или у водителя) и свидетельствует о соблюдении при осуществлении перевозки требований Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Наличие информационной таблицы на транспортом средстве предупреждает окружающих и участников дорожного движения о повышенной опасности данной перевозки, а сведения, содержащиеся в аварийной карточке СИО, способствуют принятию необходимых мер по ликвидации последствий аварии, защите жизни людей.

Документом, регламентирующим классификацию и маркировку опасных грузов, является государственный стандарт “Грузы опасные. Классификация Маркировка” (ГОСТ 194ЗЗ-88), разработанный на основе Рекомендаций комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов, международных и европейских правил перевозок опасных грузов различными видами транспорта (морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным), рекомендаций МАГАТЭ и др.

Стандарт позволяет правильно идентифицировать опасный груз и устанавливать соответствующие условия перевозки.

Кроме того, ГОСТ 19433-88 определяет унифицированную с рекомендованной международными соглашениями, единую для всех видов транспорта в РФ систему информации об опасности, основанную на единой классификации опасных грузов, позволяющую оптимально осуществлять смешанные перевозки опасных грузов.

Помимо специальной маркировки на упаковку опасных гру­зов наносится и общепринятая маркировка грузов по ГОСТ 14192-96 “Маркировка грузов”.

Рассматриваемый стандарт определяет:

– содержание транспортной маркировки, куда входят манипуляционные знаки, указывающие на способы обращения с грузом, основные, дополнительные и информационные надписи. Основные надписи указывают наименование грузополучателя и пункта назначения, количество грузовых мест в партии и номер данного места внутри партии. Дополнительные сведения указывают наименование грузоотправителя и пункта отправления, а также включают надписи транспортных организаций, которые регламентируются правилами транспортных ведомств. Информационные надписи касаются характеристик грузового места: масса брутто и нетто, объем и габариты.

ГОСТ регламентирует изображение, наименование и назначение шестнадцати манипуляционных знаков (и допускает предусмотрительные надписи), место и способы нанесения маркировки, т.е. порядок расположения надписей и знаков на упаковке и транспортном пакете, материалы, применяемые для - нанесения маркировки, шрифты и размеры деталей знаков маркировки.

Дополнительными требованиями к маркировке грузов, поставке их на экспорт являются добавления в основные (номер контракта, заказ-наряда, указание места перегрузки, страны назначения, товарные знаки грузоотправителя), информационные (надписи “Экспорт”, “Сделано в РФ”), надписи, а также разрешают знаки и надписи по правилам страны ввоза и определяют язык надписей.

Требования, предъявляемые к таре и упаковке для опасных грузов поставляемых на экспорт, изложены в ГОСТ 26319-84. ГОСТ соответствует требованиям Рекомендаций ООН, международных правил перевозки, ГОСТу 19433-88.

Документом, устанавливающим основные требования к паспорту безопасности вещества или материала, а также к составу, содержанию и форме представления включаемой в него информации, является государственный стандарт РФ ГОСТ Р 12.1.052-97“Паспорт безопасности вещества (материала)”, содержащим информацию по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации.

Паспорт безопасности - это обязательная составная часть технической документации на вещество (материал), отходы промышленного производства.

Помимо вышеупомянутых нормативно-правовых документов, рекомендации по перевозкам опасных грузов на автомобильном транспорте изложены в памятках конкретного вида опасного груза (например, памятки: о порядке перевозки едких веществ, веществ, выделяющих при соприкосновении с водой воспламеняющиеся газы, воспламеняющихся жидкостей, радиоактивных ве­ществ, веществ, поддерживающих горение и др.). Тема 18. Характеристика опасных грузов. Вопрос 76. Общая характеристика опасных грузов по классам опасности К опасным грузам относят вещества и материалы или изделия, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. В более общем виде можно определить опасный груз, как груз, физические, химические и биологические свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей, технику, сооружения, окружающую среду.

Документом, регламентирующим классификацию опасных грузов в РФ служит Государственный стандарт “Грузы опасные. Классификация и маркировка” (ГОСТ 19433-88). Критерием для классификации опасных грузов являются вид и степень опасности груза, которые определяются по показателям, установленным в стандарте.

Класс груза определяется основным (единственным и приоритетным, выявленным по таблице) видом опасности.

Отнесение к подклассам производится по критериям, определенным этим ГОСТом для каждого класса.

Категории определяются наличием или отсутствием дополнительных видов опасности, группы - физическими свойствами (2 класс), категорией упаковки (7 класс) и др.

Государственный стандарт устанавливает следующие классы опасности грузов:

класс 1 – взрывчатые вещества (ВВ).

Этим же ГОСТом устанавливаются подклассы опасных грузов:

1.1. Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой.

1.2. Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой, но имеющие опасность разбрасывания.

1.3. Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия пожароопасные, не взрывающиеся массой, с незначительной опасностью взрыва и (или) разбрасывания.

1.4. Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не представляющие значительной опасности.

1.5. Очень нечувствительные взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой и изделия, содержание только очень нечувствительные детонирующие вещества.

класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением. Подклассы:

2.1. Невоспламеняющиеся неядовитые газы

2.2. Ядовитые газы

2.3. Воспламеняющиеся газы

2.4. Ядовитые и воспламеняющиеся газы

класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). Подклассы:

3.1. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 10 °С в закрытом тигле.

3.2. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой с вспышки не менее минус 18 °С, но не менее 23°С в закрытом тигле.

3.3. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 23°С, но не более 61°С в закрытом тигле.

класс 4 – воспламеняющиеся твердые вещества; самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Подклассы:

4.1.Воспламеняющиеся твердые вещества

4.2.Самовозгорающиеся вещества

4.3.Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

класс 5 – окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП). Подклассы:

5.1.Окисляющие вещества

5.2.Органические пероксиды

класс 6 – ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ). Подклассы:

6.1. Ядовитые вещества

6.2. Инфекционные вещества

класс 7 – радиоактивные материалы (РМ).

Радиоактивные материалы на подклассы не разделены

класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК). Подклассы:

8.1. Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами.

8.2. Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами.

8.3. Разные едкие и(или) коррозионные вещества.

класс 9 – прочие опасные вещества (данный класс не является обязательным для автомобильного и железнодорожного транспорта). Подклассы:

9.1. Грузы, не отнесенные к классам 1-8.

9.2. Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность при их транспортировании навалом водным транспортом.

Опасные грузы классифицируются и по критериям транспортной опасности, увеличивающей область вероятного отрицательного воздействия этих грузов при перемещении их в пространстве. Это является основным ее отличием от опасности, возникающей на промышленных предприятиях, производящих и потребляющих опасные вещества, где вероятность отрицательного воздействия их на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т.е. ограниченный в пространстве.

Основой уменьшения транспортной опасности является правильно организованная перевозка опасных грузов, обеспечивающая безопасность перевозочного процесса.

Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объём перевозок, маршрут перевозок, технологии перевозок. Каждый изэтих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры и различные количественные и качественные сочетания между собой определяют ее степень.

Классифицировать транспортную опасность целесообразно по степени опасности, определяемой при выборе и оценке применяемых технологических процессов перевозки, с точки зрения вероятности возникновения инцидента. В настоящее время нет возможности, ввиду отсутствия необходимых статистических данных, дать четкую количественную оценку различных классов транспортной опасности.

Качественная оценка степени опасности перевозимых грузов приведена в таблице 2.

Таблица2. Качественная характеристка степени опасности перевозимых грузов

Степень опасности Объекты и уровень отрицательного воздействия опасных грузов на людей. Технику, сооружения и окружающую среду.
I Гибель людей.
II Тяжкие телесные повреждения и тяжелые формы заболевания, приведшие к инвалидности. Разрушение технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды стойкими (плохо разлагающимися при обычных условиях) вредными веществами.
III Телесные повреждения и заболевания средней тяжести, приведение к потере трудоспособности на срок до 1 года, без последующей инвалидности. Временный выход из строя технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды вредными веществами, разлагающимися в течении 1 года.
IV Легкие телесные повреждения и заболевания людей с временной потерей трудоспособности. Повреждение технических средств, сооружений и дорог, а также загрязнение окружающей среды, устраняемые на месте инцидента без привлечения специальных подразделений.
V Инциденты, не влекущие за собой потерю трудоспособности людей, выход из строя технических средств, сооружений, дорог и загрязнения окружающей среды.

 

Классификация по видам опасности основана на физико-химических свойствах опасных грузов, характеризующих вид и степень их опасности.

Для перевозок опасных грузов автомобильным транспортом можно выделить следующие основные виды опасности: взрывоопасность, огнеопасность (пожароопасность), коррозионность и окислительное действие, радиационная опасность, токсичность и инфекционная опасность.

Взрывоопасные грузы, перевозимые автотранспортом, имеют широкую номенклатуру и значительные объемы перевозок, что делает взрывоопасность одним из наиболее распространенных видов опасности в автотранспортной отрасли.

Механическую работу взрыва, получаемую из теплоты химической реакции, осуществляют газообразные продукты взрыва. Взрыв одного литра взрывоопасного вещества (ВВ) образует 1000 литров газов и паров, находящихся под высоким давлением.

Важной характеристикой перевозимых автотранспортом взрывоопасных веществ является чувствительность к детонации, степень которой определяется весом минимального заряда инициирующего (первичного) взрывчатого вещества (ВВ), вызывающего незатухающую детонацию в испытываемом веществе. Взрывоопасные вещества, подверженные детонации, т.е. мгновенному взрыву всей массы, представляют наибольшую опасность при перевозках.

На детонационные свойства взрывоопасных веществ влияют следующие факторы: плотность взрывоопасных веществ, расстояние между ними и детонатором, наличие примесей (флегматизаторов), окружающая среда и т.д. Хорошо детонация передается через воздух, хуже через воду, еще хуже через глину и совсем плохо через сталь, порошкообразную и рыхлую среду.

Взрывоопасному разложению, кроме ВВ, подвержены ряд веществ, предназначенных для других целей, например, удобрения, содержащие аммиачную селитру, в смеси с органическими веществами (0, 4% и более по весу), могут взрываться при действии детонатора.

Целая группа веществ, их пары, пыль проявляют взрывоопасные свойства в смеси с воздухом. Наименьшая концентрация этих веществ, которая приводит к образованию взрывчатых смесей, называется нижним пределом взрываемости, как правило, выражается в процентах по объему. Степень опасности этой группы веществ определяется по таблице 3.

Таблица 3. Степень взрывоопасности по нижнему пределу взрываемости

Степень опасности            
Нижн. предел взрываемости, по объёму, % Более   8-16   4-8   2-4   1-2 Менее

 

Наиболее легко смешиваются с воздухом газы и пары перевозимых легковоспламеняющихся жидкостей вследствие чего образуются взрывоопасные смеси.

Степень взрывоопасности этих смесей определяется по таблице 4.

Таблица 4. Степень взрываемости смесей (пары и газы перемешаны с воздухом)

Группа взрыво-опасности Температура самовоспламене­ния при времени запаздывания, " С   Наименование веществ
до 5 сек. свыше 5 сек.
А более 600 более 450 аммиак, ацетон, ме­тан, бензин, толуол, водород
Б 450-600 300-450 пропан, бензол, спирт метиловый
В 300-450 175-300 ацетон, сероводород, эфир диэтиловый
Г 150-300 120-175 сероуглерод, уйатспирт

 

При устройстве временных хранилищ для перечисленных веществ на территории автотранспортных предприятий необходимо учитывать вероятность образования взрывчатых смесей на открытых площадках при отсутствии ветра или в помещениях без вентиляции.

Вещества, перевозимые под давлением (сжатые и растворенные газы) могут вызвать взрыв в случае нагрева, механического воздействия (удар, падение и т.п.) и при образовании взрывоопасных смесей при утечке перевозимых веществ.

Огнеопасность (пожароопасность) – наиболее распространенный на автомобильном транспорте вид опасности. Это обуславливается обширной номенклатурой огнеопасных грузов как способных вызвать воспламенение, так и поддерживающих горение, наличие на транспортных средствах легкогорючего топлива, необходимого для работы двигателя, вероятностью пожаров при взрыве взрывоопасных грузов.

Огнеопасность связана с понятием взрывоопасности и, как правило, они проявляются одновременно, что накладывает дополнительные ограничения на перевозочный процесс.

Основными условиями, необходимыми для возникновения горения, являются: наличие горючей смеси (определенные концентрации огнеопасных веществ и окислителя), нагрев этой смеси до определенной температуры, т.е. наличие источника воспламенения и воспламенение смеси при способности поддержания и распространения горения.

Для газообразных веществ, паров и пыли существуют нижний и верхний пределы концентрации, ниже и выше которых воспламенение невозможно. Эти пределы образуют область воспламенения, внутри которой смеси газов, паров и пыли в воздухе (возможны другие внешние среды) при атмосферном давлении (760 мм рт. ст.) способны воспламеняться от внешнего источника с последующим распространением горения по смеси. Чем шире область воспламенения, тем опаснее перевозимое вещество. Область воспламенения в значительной мере зависит от свойств веществ, мощности источника воспламенения, наличия примесей, температуры и давления горючей смеси.

Горение твердых веществ основывается на тех же закономерностях, что и жидких и газообразных, однако воспламенение твердых веществ происходит при воздействии более мощного источника воспламенения в течение большего промежутка времени. При этом процесс окисления начинается в твердой фазе, с воспламенения участка, нагретого до температуры самовоспламенения. Характерной чертой горения твердых веществ является их тление с переходом в пламенное горение при более высоких температурах нагрева и наличии выделения паров и газов.

Таким образом, описанные огнеопасные вещества обладают способностью гореть в определенных условиях, основным из которых является наличие источника воспламенения высокотемпературного источника тепловой энергии. На автомобильном транспорте таким источником может быть тепловое проявление: механической энергии (нагрев тары, цистерн при перевозке под солнечными лучами); электрической энергии (статическое электричество) и химической энергии (экзотермические реакции перевозимых веществ).

Особое место в перевозках опасных грузов на автомобильном транспорте занимают вещества, которым присущи окислительные свойства. Такие вещества в отличие от огнеопасных не требуют присутствия кислорода для горения, а имеют его избыток, который могут отдавать другим веществам, тем самым поддерживая или вызывая горение. Окислительные процессы лежат и в основе коррозии металлов. Большая группа веществ, перевозимых автотранспортом, характеризуется окислительным действием. Среди них особую группу образуют органические перекиси, которые являются не только окислителями, но и в большинстве случаев огнеопасными веществами. При определенных условиях органические перекиси способны к разложению, которое может привести к взрыву.

Наиболее сложной для обеспечения безопасности перевозок является радиационная опасность, требующая значительных затрат на технические и организационные мероприятия.

Радиационная опасность с точки зрения транспортной опасности представляет собой облучение - воздействие ионизирующего излучения на окружающую среду (человека, животного, растения и т.п.). Различают внешнее, внутреннее, хроническое, острое, дробное и местное виды облучений.

Для автомобильного транспорта характерно применение меры радиационной безопасности в отношении обслуживающего персонала, т.к. действие ионизирующих излучений на технические средства непродолжительно во времени и не вызывает изменений их эксплуатационных параметров.

Многим веществам, перевозимым автомобильным транспортом, присущи токсические свойства. Эти свойства при перевозках могут вызвать нарушения нормальной жизнедеятельности организма и стать причиной острых или хронических заболеваний. Токсичные вещества представляют потенциальную опасность для состояния здоровья людей и могут вызвать значительные поражения окружающей среды в результате инцидентов при перевозках.

Особенность токсичности, как вида опасности, заключается в том, что объектом воздействия токсичных веществ являются люди и окружающая среда, а не технические средства, на которые эти вещества практически не оказывают значительных отрицательных воздействий.

Особое внимание при перевозках опасных грузов следует уделять веществам (пары и газы), не обладающим токсичными свойствами, но вызывающими при высоких концентрациях кислородное голодание. Этот эффект возникает в результате вытеснения кислорода в воздухе парами или газами, что приводит к снижению содержания кислорода в воздухе. Обычная норма содержания кислорода в воздухе равна 20, 95% по объему и 23, 10% по весу. Снижение содержания кислорода до 13-15% по объему приводит к нарушению нормальных физиологических функций организма, а 7-8% вызывает кислородное голодание - асфиксию (удушение).

Последний вид опасности, встречающийся при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом - инфекционная опасность. Она может возникнуть при перевозках различных бактериологических препаратов, животных и сырых животных продуктов (свежие отходы мясного производства, отходы от производства мездрового клея, навоз, фекальные вещества). Эти вещества являются носителями болезнетворных микроорганизмов, которые при попадании в организм человека могут вызвать различные инфекционные заболевания.

Комбинированное действие веществ, обладающих несколькими видами опасности, требует выполнение ряда специфических требований по организации и техническому обеспечению перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.

В случае инцидента или аварий, а также при погрузочно-разгрузочных работах контакт человека с опасными грузами может привести к отрицательным последствиям воздействия в плане этих грузов на его здоровье.

Степень реальной опасности перевозимых грузов зависит от внешних условий (количество попавшего в организм вещества, его устойчивость дисперсной фазы аэрозоля, длительность контакта с веществом, пути его поступления в организм и др.), а также от внутренних факторов организма (пол, возраст, конституция, особенности реактивности организма).

Наибольшую опасность развития острого и хронического отравления представляет ингаляционное поступление веществ. Благоприятные условия для попадания веществ в органы дыхания возникают, как правило, при погрузке и выгрузке сыпучих грузов, во время их просыпания и утечки при нарушении тары в процессе транспортировки.

Жидкие химические вещества (ядохимикаты, минеральные удобрения и вещества общепромышленного назначения) проникают в организм главным образом в виде туманов и паров. Большинство же ядохимикатов, минеральных удобрений и других сыпучих химических грузов транспортируется в твердом состоянии в виде кусковых и сыпучих материалов, которые могут оказывать вредное воздействие на человека при переходе в пылевидное состояние.

Существенное значение имеет поступление вредных веществ в организм через неповрежденную кожу. Многие химические вещества (грузы) могут при попадании на кожу вызывать дерматозы, ожоги, а также оказывать общеотравляющее действие. Примерами последних являются фосфорорганические, хлорорганические соединения, препараты ртути, жидкие азотные минеральные удобрения и некоторые химические грузы общепромышленного назначения.

Значимо и поступление химических веществ в организм через желудочно-кишечный тракт, весьма значительное при несоблюдении правил личной гигиены (внесение ядов в рот загрязненными руками, при курении), а также при попадании их с пищевыми продуктами и водой. Возможно заглатывание части вдыхаемых паров, пыли и газов.

Кроме того, попадание на кожу и в глаза некоторых веществ могут вызвать химические ожоги, при контакте с горящими веществами могут произойти термические ожоги. Контакт с радиоактивными веществами угрожает человеку радиоактивным облучением и радиоактивными ожогами.

В зависимости от класса опасности грузов повреждения при авариях и инцидентах, а также при контакте человека с опасными веществами в основном бывают следующими:

класс 1 – механические повреждения кожных покровов, ушибы, переломы, контузии, термические ожоги разной степени;

класс 2 – механические повреждения кожных покровов, переломы, ушибы, контузии, термические ожоги, обморожение;

класс 3 – термические ожоги;

класс 4 – термические ожоги;

класс 5 – отравления, химические ожоги;

класс 6 – отравления, химические ожоги, инфекционные за­болевания;

класс 7 – радиоактивные поражения, лучевая болезнь, лу­чевые ожоги;

класс 8 – химические ожоги;

класс 9 – отравления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.