Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марш на Вашингтон. Селмская кампания






Победа в Бирмингеме была событием решающим и символическим. Уильям Миллер так писал в книге о Кинге: «Не преувеличивая, можно сказать, что Мартин Лютер Кинг выиграл бирмингемскую битву так же, как Джордж Вашингтон выиграл Йорктаунскую битву, а Нельсон – Трафальгарскую» [19].

 

Кроме того, в ходе бирмингемской борьбы руководителями движения были выкристаллизованы и осмыслены четыре стадии развития любой кампании прямых ненасильственных действий:

 

1. Сбор фактов и информации, чтобы установить, существует ли несправедливость. Изучение аргументов оппонента.
2. Переговоры с оппонентом.
3. Самоочищение.
4. Прямые действия [20].

 

Особое место в тактическом опыте ненасильственного движения за гражданские права как до Бирмингема, так и после него занимало создание «созидательной напряженности» (особенно драматично это проявилось в бирмингемском противостоянии). Руководители движения сознательно создавали на расистском Юге кризисы («Мы... не создаем новой напряженности. Мы просто вытаскиваем на свет божий уже существующую скрытую напряженность» [21]). Участники акций, заявляя свои требования и демонстрируя непреклонность, хотели создать новый климат в межрасовых отношениях, а кризисы были средством для перехода к переговорам об отмене несправедливых законов и практики сегрегации, к переговорам, подкрепленным действиями масс.

 

Как писал Кинг, «переговоры - это и есть цель прямых действий. Цель ненасильственных действий - создать такой кризис и такую чреватую последствиями напряженность, чтобы общество, упорно отказывающееся вести переговоры, было вынуждено взглянуть фактам в лицо. Эти действия направлены на такую драматизацию проблемы, чтобы ее нельзя было больше игнорировать... Существует конструктивная, ненасильственная напряженность, необходимая для развития общества. Подобно тому как Сократ ощущал необходимость создания напряженности в умах людей, чтобы они могли подняться над сковывающими их мифическими представлениями и полуправдой и свободно достичь высокого уровня творческого анализа и объективных оценок, мы должны ощутить нужду в жалящих осах ненасилия, которые создадут в нашем обществе обстановку напряженности, помогающей человеку подняться из мрачных глубин предрассудков и расизма к величественным высотам понимания и братства» [22].

 

Значительным событием для негритянского движения после Бирмингема стало то, что президент США в июне 1963 г. направил в Конгресс законопроект о широкой десегрегации и мерах против дискриминации чернокожих граждан. Близились президентские выборы, развертывалась борьба за голоса черного населения Америки... Для оказания давления на Конгресс во многих городах США были организованы массовые митинги и демонстрации с требованием принятия нового закона. В движение за гражданские права все больше вовлекались широкие массы чернокожего населения страны, поэтому 1963 г. был отмечен появлением новых лозунгов с требованием «работы и свободы». Кроме того, это был юбилейный год - ровно сто лет назад была подписана Прокламация об освобождении негров. 28 августа 1963 г. состоялся интегрированный марш на Вашингтон с участием 250 тыс. человек. Этот жаркий летний день, когда дисциплинированная ненасильственная армия черных и белых вошла в город, стал поистине днем мира для американской столицы. В течение всего дня полицией было арестовано лишь три человека: какой-то распоясавшийся неонацист и два хулигана, пытавшиеся помешать демонстрации. Для многих миллионов американцев Марш на Вашингтон был откровением. Многие из них, сидя у своих телевизоров, впервые увидели такое количество марширующих с достоинством негров. Еще более удивительным для них стало то, что в этих стройных рядах они увидели много белых участников. Сами организаторы акции также были приятно удивлены и восхищены ее размахом и успехом. Как сказал в тот день репортеру «Нью-Йорк таймс» председатель «Конгресса расового равенства» Флойд МакКиссик, этот марш знаменует собой конец негритянского и начало общеамериканского протеста. У мемориала Линкольна в столице Соединенных Штатов собрались люди самых разных убеждений, политических взглядов и социального положения, чтобы напомнить правительству, что им еще нечего праздновать и равные права черными еще не достигнуты. Поход на Вашингтон явился первой широкомасштабной акцией черного движения за гражданские права с участием белых граждан (и что немаловажно—белых священников).

 

День 28 августа 1963 г. стал подлинным праздником единства и показал, что движение за гражданские права приобрело общенациональный характер. Этот марш еще раз подтвердил старую истину, что наиболее действенным средством привлечения внимания широкой общественности к какой-либо проблеме является широкомасштабная, зрелищная (или просто необычная, нестандартная) акция.

 

Законопроект 1963 года, да и то в значительно урезанном виде, удалось «пробить» в Конгрессе только через год, и 2 июля 1964 г. он был торжественно подписан президентом США. Этот акт объявлял отныне сегрегацию мест общественного пользования на всей территории страны незаконной. Для движения за гражданские права начинался новый виток борьбы. На повестке дня стоял вопрос о предоставлении чернокожим южанам права регистрироваться избирателями - без имущественного ценза, проверок лояльности, грамотности и умения «правильно интерпретировать» конституцию штата.

 

Ареной борьбы стал алабамский город Селма, насчитывающий 14400 белых и 15100 черных жителей. К 1965 г. черные составляли более 40% населения Алабамы, но в списках избирателей их были редкие тысячи. Губернатор штата Джордж Уоллес всячески препятствовал выполнению знаменитого акта 1964 года.

 

Мартин Лютер Кинг, которому в октябре 1964 г. была присуждена Нобелевская премия мира, начал селмскую кампанию в самом начале следующего года.

 

Итак, краткая хроника Селмы:

 

18 января 1965 г. Кинг становится первым черным, который снимает номер в знаменитом городском «Альберт-отеле»; также он становится первым черным после Реконструкции, обедающем в белом ресторане Селмы.

 

В тот же день начинаются демонстрации к зданию суда графства, где помещаются регистраторы. И хотя несколько демонстрантов были арестованы за нарушение закона, полиция большей частью не вмешивается в происходящее. К зданию суда в знак протеста против нежелания регистраторов включить негров в списки избирателей направляется демонстрация. До этого дня число демонстрантов не превышало двадцати человек (для участия большего количества людей в уличных шествиях требовалось специальное разрешение). Полиция арестовывает всех участников демонстрации. Арест нобелевского лауреата вызывает скандал в международной печати.

 

10 февраля полицейские фургоны и автомобили окружают группу из 165 протестующих черных детей и на полной скорости преследуют их до городской черты.

 

1 марта Мартин Лютер Кинг и сотрудники КЮХР предпринимают поездку по всем пяти графствам штата Алабама с целью дополнить регистрационные списки черными избирателями. К концу дня 266 новых регистрационных заявок посылаются в Селму.

 

5 марта Кинг предлагает провести марш из Селмы в столицу штата г.Монтгомери, чтобы выразить свои требования губернатору Уоллесу, но предупреждает, что не может гарантировать мирный исход этой акции.

 

6 марта губернатор Уоллес издает приказ, запрещающий марш.

 

7 марта 525 участников акции отправляются в путь. Шествие возглавляет помощник Кинга Осия Уильямс. На окраине Селмы дорогу им блокирует полиция. Следует приказ разойтись. Демонстранты не двигаются с места. Полиция начинает побоище. 78 негров ранено. Фотографии позорной бойни обходят все крупнейшие газеты мира. Кинг объявляет о намерении провести второй марш на Монтгомери 9 марта.

 

8 марта опасаясь кровопролития, Федеральный суд США запрещает проведение второго марша на Монтгомери. Президент Джонсон публично просит Кинга отложить эту акцию. Но в Селму для участия в марше уже прибыли со всех концов страны более 400 священнослужителей различных христианских конфессий. Кинг соглашается на компромисс - вывести своих людей на окраину Селмы и затем вернуть их обратно. Шествие проходит мирно, без насилия. Кровавые события разыгрываются позже, когда местные расисты до смерти забивают Джеймса Риба, белого священника из Бостона, у дверей черного ресторана в Селме.

 

10 марта из Чикаго в Селму прибывают 70 священнослужителей и монахинь, чтобы выразить свой протест против преступления расистов.

 

16 марта один из лидеров «Студенческого координационного комитета ненасильственных действий» Джеймс Форман возглавляет шествие около шестисот демонстрантов к зданию суда в Монтгомери. Полиция разгоняет демонстрацию.

 

17 марта под охраной полиции 1600 человек демонстрируют у здания суда в Селме.

 

19 марта полиция арестовывает 308 человек, в основном священнослужителей, за пикеты и молитвенные бдения у дома мэра Селмы.

 

21 марта наконец-то начинается третья - решающая - попытка пятидневного марша из Селмы в Монтгомери.

 

25 марта марш успешно завершается на площади перед монтгомерийским Капитолием.

 

Отличительной чертой событий в Селме было то, что в них принимало участие 40% чернокожего населения, в то время как Бирмингем в своей борьбе опирался большей частью на силы студентов и безработных. Здесь, в Селме, в каждой уличной демонстрации большую роль также играли религиозные настроения ее участников, что было в целом характерно для движения за гражданские права на Юге. Во время маршей черные демонстранты часто преклоняли колени для молитв. Они молились за свою свободу и даже за шерифа Кларка. Четко обозначенная и конституционно обоснованная цель протеста - избирательные права для черных южан - явилась одной из причин того, что движение в Селме приобрело множество сторонников среди американской общественности (по сравнению с Селмой реакция на протест в Бирмингеме была все же слабее, поскольку там было намечено выполнение нескольких задач и они были не совсем ясны широкой общественности). В Селме организаторам кампании удавалось сохранить дисциплину среди участников протеста даже в самых критических ситуациях (чего не удалось достичь полностью в Бирмингеме). Расправа над безоружными и миролюбиво настроенными демонстрантами в «кровавое воскресенье», как окрестили газетчики побоище 7 марта, потрясло своей жестокостью и возмутило всю Америку (и что немаловажно - многих конгрессменов). Трагическую окраску расправы над демонстрантами в Селме сгустило и то, что в рядах протестующих было много женщин и детей; что непосредственно перед этим актом полицейского произвола они мирно молились и в их рядах были священнослужители.

 

Общеизвестно, что осуждение насилия со стороны общественности резко обостряется и увеличивается, если оно направлено против жертв, которые ведут себя миролюбиво и с их стороны не наблюдается никаких агрессивных настроений и поступков. Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что сцены физической агрессии, нацеленной против людей, не оказывающих сопротивления, вызывают у наблюдателя не только сочувствие к жертвам, но и убеждение его в несправедливости применения насильственных действий. Взаимосвязь этих фактов в Селме была учтена руководителями кампании протеста и сыграла достаточно решающую роль в том, что реакция общественности на события здесь была острее, нежели в бирмингемский период.

Анализируя движение в Селме, следует упомянуть и о серьезной стратегической ошибке Мартина Лютера Кинга, которая чуть было не привела к непредсказуемым осложнениям. В силу импульсивности своего характера он предложил организовать национальный бойкот товаров, производимых в Алабаме, закрыть все федеральные счета в алабамских банках и призвать деловые круги Америки к временному прекращению деловых контактов с местными фирмами. Этот план был поддержан КЮХР, но, к счастью, его не одобрили другие организации негритянского движения, потому что в случае удачного и эффективного экономического бойкота штата, в первую очередь пострадало бы черное население Алабамы. В связи с этим идея бойкота была отклонена.

 

Стратегия и тактика КЮХР в Селме отличалась более прагматическим подходом к ненасилию, чем прежде. Здесь внимание акцентировалось не столько на ненасильственном убеждении оппонента, сколько на ненасильственном давлении, основывавшемся на ясном понимании и представлении о динамике протеста. В целом в американском движении за гражданские права примерно после Бирмингема ненасилие стало рассматриваться больше как политический метод, технический прием, или дураграха (то есть чисто тактическое отношение к ненасилию как к наиболее эффективному средству при достижении определенных целей, направленных на политические и социальные изменения), нежели моральное обязательство, или сатьяграха, если использовать гандистскую терминологию.

 

Результатом селмской кампании явилось принятие Конгрессом США специального акта 1965 г. об избирательных правах, по которому только федеральные власти могли назначать регистраторов, занимающихся составлением списка избирателей. Кроме того, значительно облегчалась сама процедура регистрации. Новый закон открыл кабины для голосования примерно двум с половиной миллионам черных южан, фактически лишенных до этого избирательных прав. Большинство из них - простые, полуграмотные труженики - абсолютно не были знакомы с демократической процедурой голосования. Поэтому активисты движения за гражданские права, разъезжая по южным штатам, терпеливо объясняли своим черным согражданам, как проводится голосование и устраивали встречи с местными кандидатами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.