Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клиника и диагностика латерального эпикондилита плеча






Для ЭП как профессиональной патологии типично по­степенное, сравнительно медленное развитие. Большин­ство больных профессиональным ЭП не могут назвать не только день и час, но и очень часто даже месяц начала заболевания и ограничиваются чаще приблизительными сроками («летом», «в прошлом году» и т. п.).

По многолетним наблюдениям Л. Н. Грацианской и М. А. Элькина (1984) [9], заболевание начинается обычно с ноющих, тянущих или давящих болей в зоне латераль­ного надмыщелка плеча, возникающих при напряженной пронации-супинации и сгибании-разгибании предплечья, а также напряженной экстензии кисти, связанной чаще все­го с поднятием и удерживанием тяжести на вытянутой руке. Случайное прикосновение к наружному надмыщелку пле­ча, выполнение таких привычных бытовых обязанностей, как глажение утюгом, выкручивание белья, чистка карто­феля, нарезка хлеба, переноска продуктов и др., также вызывают боли в этом же месте) Постепенно усиливаясь, боли начинают тревожить и при малонапряженных движе­ниях руки, Это заставляет больного прибегать все чаще к перерывам в работе, которые становятся все более про­должительными, но нередко не приносят успокоения. При­вычная работа становится практически невыполнимой.

Ограничение и утрата трудоспособности наступает тем быстрее, чем большего напряжения рук требует работа, особенно выполняемая в быстром темпе, стереотипно. Все труднее, особенно женщинам, становится и в быту — не удержать на вытянутой руке тарелку с едой или чайник, трудно повернуть ключ в замке, повесить пальто и т.д.

Диагностика латерального ЭП построена на данных не­посредственного обследования больного. Дополнительные методы исследования имеют лишь второстепенное зна­чение.

При осмотре обращает на себя внимание, что боль­ной, как правило, щадит заболевшую руку и старается не разгибать ее полностью; раздевшись, стоит, удерживая больную руку слегка согнутой в локтевом суставе. В области локтевого сустава, включая надмыщелки пле­ча, обычно нет видимых изменений. Иногда заметны покрас­нение, шелушение и пигментация кожи в области наружного надмыщелка Плеча после длительного самолечения комп­рессами, грелками, натираниями, горчичниками. Некоторые больные из-за боязни ушибить надмыщелок носят защит­ные повязки и муфты вокруг локтевого сустава.

Объективно: сгибание предплечья не ограничено и без­болезненно, активное и пассивное разгибание у большин­ства больных ограничено до 160-170°, а продолжение раз­гибания до 180° вызывает боль. Ограничение разгибания обусловлено не изменениями в плечелучевом суставе, а болями, вызываемыми тракцией наружного надмыщелка плеча отходящими от него разгибателями. Пронация и супинация предплечья, находящегося в слегка согнутом положении, выполняемые без напряжения, неограничен­ны и безболезненны. При максимальном разгибании пред­плечья эти движения несколько ограниченны и болезнен­ны, а если они выполняются с напряжением, то сопровож­даются болями в области наружного надмыщелка плеча. Большое значение для диагностики наружного ЭП имеют симптомы Томсена, Велша и данные динамометрии.

Симптом Томсена, или выпадение напряженной экстензии, наблюдается у всех больных, и по степени его выра­женности можно судить о тяжести наружного ЭП. Заклю­чается он в следующем: удерживая сжатую в кулак кисть в положении экстензии, больной пытается противодейство­вать попыткам врача изменить это положение, но из-за появления сильных болей в наружном надмыщелке плеча он вынужден довольно быстро прекратить сопротивление, после чего кисть оказывается в ладонной флексии (рис. 2.4). Тракция воспаленной надкостницы наружного над­мыщелка плеча напрягающимися при сопротивлении раз­гибателями приводит к возникновению сильной боли, вследствие чего исключается возможность сохранения напряженной экстензии.

Симптом Велша, или симптом «выпада фехтовальщика» наблюдается у 90 % больных: быстрое выпрямление руки с одновременной супинацией предплечья вызывает сильную боль в зоне наружного надмыщелка плеча вследствие зна­чительной тракции его сокращающимися разгибателями.

Рис. 2.4. Симптом Томсена при латеральном эпикондилите плеча (из книги Л. Н. Грацианской, М. А. Элькина, 1984 г.).

Понижение силы сжатия кисти отмечается у всех паци­ентов с латеральным ЭП, и это подтверждается данными динамометрии. На больной руке показатель динамометра оказывается на 10—30 кг меньше, чем на здоровой.

Болезненность при пальпации латерального надмыщел­ка плеча относится к числу наиболее постоянных и стой­ких симптомов латерального ЭП, она обнаруживается даже в тех случаях, когда все другие симптомы заболевания выявить не удается.

Рентгенологические признаки в виде параоссальных об­разований и краевой резорбции латерального надмыщел­ка плеча в первые месяцы заболевания выявляются толь­ко у 20 % больных, и значение их для ранней диагностики невелико. Кроме того, эти же признаки отличаются ис­ключительной стойкостью и очень часто обнаруживаются через много лет после полного клинического выздоровле­ния, что обесценивает их значение для экспертизы трудо­способности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.