Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Франческо Петрарка как личность гуманиста.






Для большинства читателей Петрарка - прежде всего певец Лауры, прекрасной дамы, которую он встретил 23-летним юношей и с первого взгляда страстно полюбил. Это чувство, пронесенное им через долгие годы, дало миру цикл прекрасных сонетов. Однако в " Послании к потомкам" (описание собственной жизни, доведенное до 1351 г.) поэт лишь вскользь упомянул о десятилетиями вдохновлявшей его музе, зато во всех подробностях рассказал о своем венчании лавровым венком в Риме в 1341 г (до того времени ни один стихотворец не удостаивался таких почестей). Это дало повод другому великому писателю эпохи Возрождения Джованни Боккаччо предположить: " имя Лаура употреблено им аллегорически вместо названия лаврового венка, которого он впоследствии добился". Между тем, по мнению автора статьи, освещающей эти вопросы, доктора филологических наук Руфа Хлодовского, возлюбленная Петрарки - реальное историческое лицо, беспримерная любовь к которой заставила его по-новому взглянуть на окружающую жизнь, открыть красоту, гармонию в искусстве и природе.

Нурлизиган Мингалеева обращается к философскому аспекту творчества гуманиста, в частности, к его рассуждениям о добродетели. Основываясь на христианской модели этого понятия, она, тем не менее, дает ему несколько иное толкование - делает акцент на моральной активности человека, опираясь на своеобразное восприятие Бога, более милосердного, нежели справедливого. В итоге Петрарка приходит к воспеванию некой " средней" добродетели (снижая идеалы христианской святости и повышая античную доблесть), в рамках общей религиозной ориентации приобретающей светскую направленность.

О периоде творчества поэта, связанном с пребыванием в купленном им доме в местечке Воклюз, недалеко от французского города Авиньон (1337 - 1353 гг.), рассказывает доктор исторических наук Нина Ревякина. В этом " сладчайшем заальпийском уединении", по признанию самого гения Ренессанса, были написаны (либо начаты, либо задуманы) почти все его сочинения. Здесь, в гармонии с природой, вдали от развращающего влияния городов, ощущая свободу, независимость, спокойствие, он показал на собственном опыте необходимость благоприятных условий для занятий творчеством.

В трактате " Об уединенной жизни" (1345 - 1347 гг.) Петрарка рассмотрел шире данную тему, обозначив вопрос о гуманистической интеллигенции. Надо сказать, она проявила себя именно в эпоху Возрождения XIV-XVI вв. И этого великого итальянца, пожалуй, следует считать самой крупной фигурой, знаменующей отличие рожденных ею поэтов и художников от средневековых интеллектуалов: в его произведениях ясно звучит тема метания между двумя системами ценностей - настоятельными земными потребностями и официальными, традиционно освященными церковью, но столь же необходимыми человеку. Психологическая неуверенность, размышляет автор посвященной этим вопросам статьи, кандидат исторических наук Алла Романчук, творческий надлом, мучительные переживания, связанные с творчеством, - черты, появившиеся у деятелей культуры Ренессанса. Как показала история, без такой душевной борьбы и сомнений невозможно было бы создать великие шедевры литературы и изобразительного искусства. Ту же мысль продолжает Елена Финогентова: основа мировосприятия для Петрарки - титаническое напряжение сил человека в достижении добродетели, выраженное в слове. Но к красноречию он относится неоднозначно: по его мнению, нередко оно символизирует лишь стремление к славе. И мыслитель разрешает это противоречие соприкосновением с античным наследием, когда возникает присущая Возрождению потребность воспроизведения и подражания.

Интересное исследование " Портрета девушки с томиком Петрарки" кисти итальянского живописца Андреа дель Сарто (1486 - 1530) провела кандидат искусствоведения Татьяна Сонина. Впервые картина экспонировалась в 1589 г., однако происхождение ее окутано завесой тайны, которую автор статьи и пытается приподнять. По-видимому, художник изобразил свою падчерицу Марию дель Берреттайо, по мнению итальянских ученых, не раз служившую ему моделью для других полотен. Книга в руках портретируемого - не редкое явление в начале XVI в., означавшее его принадлежность к образованному сословию. Необычность же данного полотна в том, что дель Сарто как бы приглашает зрителя разгадать шараду. В раскрытом томике видна страница с сонетами 153 и 154, а пальчик девушки указывает на предыдущую, скорее всего, на начало 152-го: " О смирный зверь с тигриного повадкой, о ангел в человеческой личине...". По версии Сониной, этот портрет - своеобразный изящный ребус, в котором скрыты сведения о конкретном человеке, причем в юном существе еще нет глубины, и психологизм его изображения несложен.Об учениках, последователях Петрарки, тех, на кого его творчество оказало влияние, повествуют очерки Ольги Уваровой, докторов исторических наук Ирины Эльфонд, Лидии Брагиной и др. Вошли в сборник также статьи зарубежных исследователей Риккардо Фубини, Джулианы Креватин (Италия), Карла Эненкеля (Нидерланды), Франко ла Браска (Франция), а также первая публикация на русском языке избранных " Дружеских писем" гуманиста, над которыми он работал с 1326 по 1366 г.

Книга представляет несомненный интерес для историков, литературоведов, философов, культурологов и всех поклонников искусства и литературы эпохи Возрождения, не только возродившей античные культурные ценности, но и создавшей свои бессмертные шедевры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.