Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперное творчество Моцарта. Оперы Дон Жуан и Свадьба Фигаро.






Моцарт писал оперы в течение всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Однако высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнему десятилетию (1782-1791 годы).

Наряду с Глюком, Моцарт был реформатором оперного искусства XVIII столетия. Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. Моцарт писал, что «в опере поэзия обязана быть послушной дочерью музыки».

Моцарт считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным. В своих требованиях Моцарт проявлял изумительное чутье и понимание оперной сцены с ее специфическими закономерностями. Он исходил из соображений драматической художественной правды, сценической целесообразности, невзирая на традиционные условности жанра оперы-seria. Так он работал с либреттистами: Стефани («Похищение из сераля»), да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Так поступают все»), Шиканедером («Волшебная флейта»).

Моцарт писал оперы в жанрах оперы-seria, оперы- buffa и зингшпиля. Однако при этом любой из жанров Моцарт обновляет и обогащает путем привнесения элементов иного жанра и принципов венского классического симфонизма. Так, «Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы- buffa, однако не все в ней укладывается в рамки этого жанра, в том числе обе арии графини характерны скорее для оперы-seria. То же можно сказать о партии Царицы Ночи в «Волшебной флейте».

Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере-seria музыкальные параметры героев практически абсолютно игнорировались, в опере- buffa подчеркивались не столько индивидуально-конкретные черты героев, сколько типические. Эти параметры были музыкальными «масками» с выработанными приемами выразительности, сопровождавшими однотипных героев и героинь. Действующие лица в операх Моцарта - не только традиционные типы, но еще и живые люди, сочетающие в типическое и индивидуально-неповторимое. В этом отношении музыкальный театр Моцарта -- высшее достижение реализма в музыкальной драматургии XVIII столетия.

Не прибегая к лейтмотивам, Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в многогранный и цельный образ. Так, в образе Дон-Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны («Свадьба Фигаро») - женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств. В финалах «Свадьбы Фигаро» и «Дон-Жуана», в секстете из «Дон-Жуана» и в некоторых иных ансамблях любой из участников имеет собственную интонационную сферу. Создается одновременное сочетание различных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонически-стройной ансамблевой сцены.

«Свадьба Фигаро» — опера-буффа Моцарта на итальянском языке, написанная на либретто Лоренцо да Понте по одноимённой пьесе Бомарше. Премьера состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре.

К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года в Вене и закончил его через пять месяцев. Премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Сначала пьеса Бомарше была запрещена в Вене, как произведение, высмеивающее аристократию и связанное с французской революцией.

Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года. На русский язык либретто оперы впервые перевёл для пения Пётр Ильич Чайковский.

Граф Альмавива - Фигаро, его камердинер - Графиня Розина Альмавива - Сюзанна, её горничная и невеста Фигаро - Керубино, паж графа - Бартоло, доктор из Севильи - Марселина, его ключница - Дон Базилио, учитель пения - Дон Курцио, судья - Антонио, садовник графа, дядя Сюзанны - Барбарина, его дочь

Дон Жуан, или Наказанный развратник» — опера-буффа в двух актах на либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы.

Премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге. Прага без ума от «Свадьбы Фигаро», и в феврале 1787 года Моцарт подписывает контракт с театральным предпринимателем Паскуале Бондини на сочинение новой оперы для пражского театра. Моцарт и да Понте работали легко, и премьера прошла, по выражению самого Моцарта, «с самым громким успехом».

· Дон Жуан (бас/баритон), молодой дворянин, крайне развратный

· Командор (бас)

· Донна Анна (сопрано), его дочь, невеста дона Оттавио

· Дон Оттавио (тенор)

· Донна Эльвира (сопрано), дама из Бургоса, покинутая Доном Жуаном

· Лепорелло (бас), слуга Дона Жуана

· Церлина (сопрано/меццо-сопрано), крестьянка

· Мазетто (бас), жених Церлины

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.