Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Числа 1






И в этой, и в остальных книгах Ветхого Завета нередко встречаются статистические данные о численности армий и племен. Эти данные часто противоречат друг другу, что является доказательством того, что Библии нельзя доверять. Насколько достоверны эти данные?

Этот вопрос связан еще с двумя. Первый: почему между статистическими данными, записанными в книгах Царств и Паралипоменон, есть эти разночтения? И второй: не являются ли эти огромные библейские цифры о численности племен и армий придуманными?

Чтобы ответить на первый вопрос, отметим, что большая часть этих статистических данных действительно правильна. А какая-то часть ошибок при более внимательном рассмотрении существует потому, что авторы делали свои вычисления в разное время или учитывали (или наоборот, не учитывали) племена, не указанные у других авторов. Но даже и в этом случае приблизительно восемнадцать эпизодов разночтений по-прежнему остаются, как, например, между 2 Ц 23: 8 и 1 Пар 11: 11 или ЗЦ 4: 26 и 2Пар 9: 25. Вопрос в том, являются ли эти разночтения отражением ошибок в оригиналах или ошибок, возникших при более позднем переписывании. Если ошибки вкрались при списывании копий с манускриптов на протяжении столетий, вряд ли мы можем использовать их в качестве аргумента о том, что Библия ошибочна. В таком случае ошибку сделал переписчик, а не автор оригинала.

И действительно, все свидетельствует о том, что эти ошибки возникли и результате списывания копий. В ветхозаветном еврейском языке цифры изображались буквами. Так, а обозначала один. Чтобы увеличить число, над буквой ставили точки. Например, а с двумя точками обозначала 100.

поэтому нетрудно предположить, что когда манускрипт становился потертым и изношенным, было все труднее и труднее правильно определить выцветшие или замаранные точки.

Подобные ошибки при списывании могут привести к серьезным проблемам исторического плана. Например, в 4Ц 18: 13 сказано: «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их». Так как нам известно, что это вторжение произошло в 701 г. до Р.Х., и что это случилось в тот год, когда Езекия взошел на трон (4 Ц 18: 1, 9, 10), то становится ясно, что и оригинале в стихе 18: 13 было написано в двадцать четвертый, а не и четырнадцатый год Езекии. Это небольшое изменение легко исправляет ошибку переписчика.

Однако второе возражение против цифр, приведенных в Писании, не связано с вопросом о разночтениях. Скорее, оно основано на предположении о том, что огромные цифры о численности племен и армий, описанные в Ветхом Завете, просто не могут быть настоящими. В качестве доказательства одна из теорий предполагает следующее: слово, и означающие «тысяча» (, еlep) связано с существительным , allup что значит «вождь» или «начальник над тысячей». Следовательно, такие цифры, ник 45 ООО например, по этой теории следует читать, как «46 вождей и 500 человек».

Эта творческая теория не объясняет, однако, отрывков, наподобие Исх 38: 26, где ’е1еру вне сомнений, употреблено в значении «тысяча» запись о том, что с каждого взрослого мужчины-еврея был взят налог и полсикля. Здесь число собранных полсиклей в точности соответствует 603550 мужчин — цифре, записанной и в Чис 2: 32, где указано количество израильтян, исчисленных после выхода из Египта. Мы видим, что в этом случае ‘elep употреблено в своем обычном значении и нет никаких причин полагать, что когда это слово встречается в других стихах со статистическими данными, его нужно читать, как «вождь» или «род».

Почему же мы не можем принять цифры Писания как точные? Некоторые заявляют, что Синайская пустыня никогда не смогла бы прокормить такое большое количество людей. Конечно, не смогла бы, если бы не сверхъестественные подаяния от Бога. Уменьшая числа, мы, тем не менее, все же не устраняем сверхъестественный элемент, так как пустыня не смогла бы прокормить и 30 ООО — цифра, которую некоторые критики называют более правдоподобной.

Другие возражения обращают внимание на невероятные размеры армий во времена Давида или войск Асы, выступивших против ефиоплян (2 Пар 14: 8-12). Однако не следует забывать, что армии Израиля были, по существу, народным ополчением. Сражались не профессиональные: солдаты, а все мужчины, способные держать в руках оружие. В других древних документах Ближнего Востока тоже имеются сообщения о чрезвычайно больших армиях. Летописи (Салманасара III называют точные цифры коалиционных войск, вставших против него при Каркаре. Несмотря на то, что атака ассирийцев была отбита, летописец сообщает, что в этом сражении погибло 14 ООО солдат коалиции. Сеннахирим, как сказано в летописях о его завоеваниях Филистии и Иудеи в 701 г. до Р.Х., взял в плен 200 150 человек. А Геродот заявляет, что в V в. до Р.Х. Ксеркс собрал армию в 1 700 000 человек для того, чтобы завоевать Грецию. Если мы прибавим к этому информацию из летописей Эблы, где сказано, что в этой области проживало 260 000 человек, и летописи Ниневии, которые говорят, что в целом население города и его окрестностей составляло около миллиона человек, то большие цифры Библии не покажутся нам такими уж нереальными, как полагают критики.

Мы должны сделать следующий вывод: каждый случай статистических данных в Библии нужно рассматривать очень внимательно. А если встречаются разночтения, их можно объяснить как ошибки переписчиков или же сослаться на другие факторы, не всегда нам известные, но, тем не менее, принятые автором во внимание.

Числа 4: 3

Объяснение различий между статистическими данными в Ветхом Завете, которое выло вино выше, не может объяснить разночтений между Чис Н: 24 и 1: зд И: Н, еде речь идет о возрасте, в котором левит должен был начинить (вое служение Богу. Этот пример считается ошибкой в Библии?

 

Совсем нет. Левиты приходили на «службу для работ» при скинии и возрасте от тридцати до сорока лет. В Чис 8: 24 сказано, что они приходили «вступать» в работу в возрасте двадцати пяти лет; Очевидно, пять лет уходило на их обучение, прежде чем их допускали на службу. В Езд 3: 8 речь идет о необычной ситуации, когда имевшихся левитов было немного (Езд 2: 40; Неем 7: 43), и только необходимость заставила принять на обучение мужчин в возрасте двадцати лет. Нужно также учитывать, что в то время скинии уже не существовало, а храм еще не был построен. Следовательно, определенные священные обязанности, для которых требовались только мужчины в возрасте от тридцати до пятидесяти лет, не исполнялись.

Числа 11: 31-34

Почему Бог наказал израильтян язвой после того, как дал им перепелов, которых они потребовали? Раньше, когда Он ответил на такую же просьбу (Исх 16), это произошло без наказания.

В каждом из этих случаев их требования было отражением неверия и неблагодарности, что расценивалось как открытое отвержение Бога

Бога народом, который Он спас. Поэтому мы не можем сказать, что разная реакция на случаи в Исходе и в Числах обусловлена тем, что по какой-то причине отношение Бога к народу изменилось к худшему. Но изменения действительно произошли - в простом, но очень важном аспекте. Бог ввел Свой закон, а народ израильский обязался исполнять его. Прежде того, как был дан закон, объективных оснований для того, чтобы применять божественное наказание не было, поэтому Бог отложил наказание, которое Израиль, несомненно, заслужил за свой первый бунт. Но позже отношения между Израилем и Богом, как монархом Израиля, приобрели твердое основание, и посему бунтарство могло быть наказано. В этом случае можно понять причинно-следственные отношения между неповиновением и наказанием. Бог в милости Своей удержался от наказания ранее, потому что эти законные отношения еще не были установлены и выражены м ясных и понятных определениях Его стандартов.

Необходимо сделать еще одно важное замечание. Без дисциплинарного наказания в народе Божьем проявилось бы неуклонное ослабление веры и послушания. Ропот и жалобы народа вылились в открытое бунтарство, когда они едва не побили Моисея камнями (Исх 15: 22— 17: 16). Так ребенок, которому постоянно доставляют удовольствие, становится все менее управляемым и все более несчастным. Поэтому введение закона и кажущихся жестоких наказаний, постигших Израиль после Синая, — все чего было мотивировано любовью Божьей. Только послушный народ, который усвоил, что Богу можно доверять и необходимо повиноваться, вполне мог завоевать обетованную землю Ханаана и принять благословения Бога, предназначенные потомкам Авраама для наслаждения ими.

Для нас это также должно служить напоминанием: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр 12: 6; см. также Пр 3: 11, 12). Бог дисциплинировал Израиль, Он дисциплинирует и нас, потому что любит и страстно желает помочь развить такой характер и такую веру, каковые дадут нам возможность принять самое лучшее, что у Него есть.

Числа 12: 3

Если бы эту книгу действительно написал Моисей, он не сказал бы о себе такого.

В действительности, можно часто встретить подобные замечания у древних авторов. В этом случае комментарий мог быть предложен в качестве объяснения, почему Моисей не защищал себя, когда Аарон и Мариамь напали на него. Большинство ученых, однако, считают этот стих комментарием, который был добавлен позднее книжником. Переводчики Новой Международной Версии Библии сообщают о таком варианте, взяв данный стих в скобки.

Числа 12: 14

Разве отцы действительно плевали в лица своих дочерей? Вот это отцы!

Трудно увидеть здесь какую-то нравственную дилемму, так как данный отрывок не повелевает и даже не предполагает того, чтобы какой-либо отец поступал подобным образом со своими детьми. На Востоке плевок — это упрек, знак презрения. Родитель, который плюет в лицо своего ребенка, осуждает его поступок и стыдится своего сына или дочери до тех пор, пока он или она не будут прощены. Таким образом, значение этого стиха понятно. Если отец осуждал поступок своей дочери, то она должна была «стыдиться семь дней». Сам Бог осудил действия Мариами и она должна была быть исключенной из стана и в течение семи дней не иметь возможности ни придти к Богу, ни поклониться Ему.

Числа 22: 12-23

Почему в этом отрывке сказано, что «воспылал гнев Божий» на Валаама (22: 22), когда он ответил на вызов царя Валака? Разве

 

Валаам не ответил Валаку благочестиво, и не сказал, что он мог говорить только то, что велел ему Бог?

Бог ясно сказал Валааму не ходить и не проклинать Израиль (22: 12). Валаам знал волю Божью. Бог позволил Валааму пойти после его второй просьбы, но это было уже позволение, а не повеление. Позднее авторы, писавшие комментарии об этом происшествии, критиковали мотивы Валаама (его жадность), а также его действия, так как он, узнав, что не может проклясть Израиль, посоветовал Валаку развратить Израиль нравственно и религиозно. Таким образом, он хотел манипулировать Богом, заставив Его против воли проклясть народ (Чис 31: 16; гл. 25).

Если не обращаться к будущим событиям, которые в полной мере продемонстрировали настоящий характер Валаама, мы можем извлечь ложный урок и из этого отрывка. Бог может позволить нам избрать что- по нашей воле. Но если мы знаем, в чем воля Божия, и умоляем Его позволить нам сделать что-то противоречащее Его воле, это действительно глупо.

Числа 30: 3-5

Не указывает ли закон об обетах на то, что Ветхий Завет дискриминирует женщин? Почему бы не позволить женщине давать обеты самостоятельно, не передавая вето отцу или мужу?

Еврейское слово neä er, переведенное здесь, как «обет», употребляется или обозначения положительного действия, сделанного в качестве обета, например, принесения жертвы. А слово 'issar употребляется или обозначения обета воздержания от чего-то. Вполне вероятно, что обет, который рассматривается в этом месте Писания, стоил бы дорого для семьи. Так как отец (муж) нес юридическую ответственность за безопасность всей семьи, ему было позволено сказать последнее слово при принятии обета, который мог серьезно повлиять на ее финансовое положение.

Важно отметить, что такие ограничения не касались ни вдовы, ни разведенной женщины, которые сами несли ответственность за себя. Поэтому лому закон об обетах не был свидетельством неуважения к женщинам. Он лишь отражал экономическое положение того времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.