Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика речи. Разговорная, или диалогическая (диалоговая) речь - вид устной речи, которая протекает в форме разговора






Разговорная, или диалогическая (диалоговая) речь - вид устной речи, которая протекает в форме разговора. Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником - в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником.

Монологическая речь, или монолог - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. Говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями - он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.

Характеризуя эти два вида устной речи: речь диалогическую и монологическую, надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. По своей внешней форме эти два вида речи могут быть похожи друг на друга.

Диалогическая и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи - это речь говорящего человека, речь слушающего человека выступает в пассивной форме. У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого человека.

Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологические различия.

Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе - как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной речью. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед глазами человека. По той же причине письменную речь легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом свидетельствует тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим - устно.

Существует еще один вид речи - кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и другие. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи - жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.

Существуют довольно большие группы людей, для которых кине­тическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинетическая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.

Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.

Любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение - выполняет определенные функции.

Основные функции речи:

1. Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек выражает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. При выражении нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.

2. Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи человек пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение. Физиологической основой осуществления данной функции речи является особое положение второй сигнальной системы в структуре психической регуляции организма и поведения человека. С помощью суггестии врач-психотерапевт может вызвать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эффектом". Например, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ астмы. С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от табакокурения, употребления алкоголя и другое.

3. Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов человек организует обмен информацией и свое взаимодействие. Данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

4. Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции человек в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий и вести обмен информацией с другим человеком. Данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.