Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.






Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, с постановки вопроса, который возникает, когда что-то непонятно. Первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения.

Существуют два источника возникновения вопросов: практика и знания.

Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. Для решения сложной мыслительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему.

Очень часто решение мыслительной задачи содержится в самом вопросе. Чтобы это увидеть, необходимо уметь оперировать имеющимися данными и анализировать их. Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти необходимые для корректной постановки вопроса данные.

Предположение — это умозаключение, которое строится на косвенной информации и на догадках, когда у человека нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации.

Решая мыслительную задачу со многими неизвестными, можно высказать предположения, которые ложатся в основу решения этой задачи. Причем в одних случаях решение оказывается верным, или адекватным, а в других — неверным. Это происходит из-за истинности или ошибочности высказанного предположения. Критерием истинности предположения является практика.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности умозаключений.

Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет умелое использование разнообразных приемов.

В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), Дж. Гилфорд изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:

1. Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

2. Творческого человека отличает семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

3. В творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

4. Человек с творческим мышлением отличается от других людей семантической спонтанной гибкостью – способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.

Условия, способствующие проявлению творческого мышления:

1. При встрече с новой задачей человек стремится использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным.

2. Чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. Данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вернуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.

3. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встрече с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.

4. Эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения.

Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт:

1. Одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках.

2. Другая черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3. Боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны.

4. Проявлению творческих способностей мешает завышенная оценка значимости своих собственных идей.

5. Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. Человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.

Обобщающий вывод: способность к творчеству должна целенаправленно формироваться у ребенка в процессе его психического развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.