Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях.






· Система пенитенциарных учреждений их место и роль в сфере жизнедеятельности человека.

Современная российская пенитенциарная система – это места предварительного заключения: –

изоляторы временного содержания. В них содержаться люди, подозреваемые в совершении преступлений. Срок содержания до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений – до 30 суток; –

следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7 % от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до трёх лет за нетяжкие преступления;

учреждения, исправляющие наказание:

– исправительно-трудовые колонии (ИТК) – основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы. ИТК делятся на мужские (общего, строгого и особого, т.е. самого жесткого режима) и женские (общего и строгого режима);

– воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет (однако по рекомендации администрации колонии определением суда в интересах перевоспитания и исправления в ВТК могут быть оставлены осужденные в возрасте до 21 года). Существуют ВТК для мальчиков и девочек. ВТК для мальчиков имеют два вида режима – общий и усиленный. На усиленный режим переводятся несовершеннолетние, совершившие преступление либо неоднократные грубые нарушения в ВТК общего режима;

– тюрьмы-учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В тюрьмах установлено два вида режима – общий и строгий – в пределах одного учреждения;

– исправительно-трудовые колонии-поселения – места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы. Они делятся на три категории: для осужденных за неосторожные преступления; для лиц, осужденных за умышленные преступления и осужденных не более чем на пять лет; для лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) общего и строгого режима.

Уголовный кодекс предусматривает создание еще двух видов пенитенциарных учреждений в России:

– арестных домов для исполнения ареста на срок от 1 до 6 месяцев;

– мест отбытия ограничения свободы.

· Правовое регулирование социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией РФ конкретизируются в Федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. Так, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Данный Закон дает основные понятия, определяющие сущность социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, Федеральный закон закрепляет полномочия Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания; системы социальных служб; организацию социального обслуживания; ресурсное обеспечение социального обслуживания и другие положения. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными в период отбывания наказания, так и после их освобождения.

· Цель и задачи социальной работы в местах лишения свободы.

Главной целью социальной работы в исправительных учреждений является сохранение и восстановление здоровья лиц, содержащихся в учреждениях.

Одна из самых важных задач социальных работников/социальных педагогов состоит в том, чтобы переформировать институт тотального типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.

· Основные обязанности социального работника.

К задачам социального работника в пенитенциарных учреждениях относится также содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным. Основными заболеваниями, представляющими угрозу здоровью в учреждениях, являются туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочные и психические заболевания.

работа с заключенными распространяется, с одной стороны, на индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются практические возможности помощи, касающейся различных сторон жизни (например, семья, квартира, работа, счета, обучение). С другой стороны эта работа должна включать «обучение жизни» при обмене опытом и опосредованной индивидуальной консультации в группах. И наконец, в задачи социального педагога входит помощь заключенному в осознании своих психических дефектов (например, страхов) и организация консультаций и лечения у специалистов с целью их устранения.

· Технологии социальной адаптации, коррекции, реабилитации, социализации, профилактики и социальной терапии в системе пенитенциарных учреждений.

· Объекты и субъекты технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

Ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью. Субъекты — это сотрудники исправительных учреждений, социальные педагоги (воспитатели).

· Подготовка осужденных к освобождению.

Подготовка к освобождению включает в себя:

- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;

- разъяснение освобождаемым законодательства о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения;

- разъяснение основных положений Закона «О занятости населения в Украине», в т.ч. по следующим вопросам: порядок постановки на учет в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок представления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых Законом Украины «О занятости населения в Украине» для данной категории граждан, в т.ч. по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда;

- получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника исправительного учреждения с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

- рассмотрение заявлений руководителем исправительного учреждения и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.

· Проблемы работы с семьями осужденных.

Проблемой, по мнению Ю. А. Гаспарян [16. С.96], связанной с собственной семьей осужденного является реализация устойчивого стереотипа этого поведения, если он конечно сформирован. Работа с осужденными среднего возраста (35-55 лет) из числа нарушителей установленного порядка отбывания наказания, показывает, что апелляция к ответственности перед близкими родственниками в случае допущения нарушения (при водворении в штрафной изолятор, осужденный, по закону лишается права на переписку, свидания и телефонные переговоры) часто не дают результата. Осужденный скорее склонен пожертвовать спокойствием своих близких, чем отказаться от установки, повышающей его самолюбие.

Объективным «фоном» социальной работы с семьей осужденного являются как материально-бытовые, эмоционально-психологические, педагогические особенности семьи, так и собственно реакция родственников на совершение сородичем преступления. Как правило, близкие родственники реагируют на преступное поведение двояко: либо относятся к нему как к закономерному явлению в жизни сородича, либо рассматривают случившееся как чрезвычайное происшествие.

· Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными и осужденными женщинами.

Проблема социальной работы с несовершеннолетними осужденными требует, прежде всего, тщательного изучения социальной среды, в которую попадают подростки, а именно воспитательную колонию.

С одной стороны, воспитательная колония открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе. С другой стороны, уголовный мир, среда мест заключения – это особый мир со своими законами и правилами, обеспечивающими выживание тому, кто строго их придерживается. Наряду с правовыми и психологическими факторами социальной изоляции они влияют на возникновение разного рода девиаций в поведении осужденных.

Особенно жестоко колония травмирует неокрепшую психику подростков, возраст которых 14-18 лет. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Значительная часть подростков становится правонарушителями уже в силу имеющихся у них психических аномалий, психопатий и личностных акцентуаций. Эта психическая дезадаптация в условиях колонии еще более усугубляется.

Деятельность социального работника, при поступлении несовершеннолетнего осужденного в колонию, направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям лишения свободы, осуществление социальной защиты осужденных в период отбывания наказания, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.

СР с осужденными женщинами

Самостоятельно разрешить трудную жизненную ситуацию, вернуться к нормальной жизни после освобождения многим из них очень сложно. Отсюда следуют необратимые потери для самой женщины, ее микросреды, семьи, общества в целом. Очевидно, что осужденным женщинам необходима специальная комплексная правовая, психологическая, педагогическая, социальная помощь, система которой составляет суть и особенности социальной работы с ними.

Деятельность специалиста по социальной работе начинается с прибытия женщин в исправительное учреждение, находясь в карантинном отделении (до 15 суток), продолжается на основном этапе отбывания наказания и заключительном, связанном с интенсивной подготовкой их к освобождению.

Социальная работа в карантине направлена на выявление проблем и адаптацию осужденных к исправительному учреждению. Наиболее глубокое представление о личности конкретной осужденной, о ее проблемах дает диагностика. Личностные опросники, тесты, индивидуальные беседы, анализ жизненного пути, наблюдение и другие формы и методы позволяют выявить не просто особенности осужденной, а значимые свойства, типичные психические состояния, криминогенные качества, преступного поведения. По результатам диагностики составляются психологический портрет, карта ресоциализации конкретной осужденной и социальный паспорт.

С осужденной-матерью специалисты проводят индивидуальную работу. Важное значение имеет выявление место нахождения ребенка, семьи, а также типа материнского отношения к сыну или дочери.

Кроме того, программой первичного изучения личности матери, отбывающей наказание в местах лишения свободы, предусматривается анализ социально-демографических данных, конкретных условий и обстоятельств ее воспитания, формирования и развития, выявление факторов риска (наследственных, семейных, социальных), повлиявших на историю и образ жизни, результаты воспитания и развития, деформацию материнских качеств, в своей совокупности закономерно обуславливающих преступное поведение, осуждение и последующее наказание.

· Основные требования к личностным качествам и профессиональной компетентности социального работника.

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением. Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Планирование в социальной службе как функция управления.

· Сущность и виды планирования.

Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального уп­равления производством. С помощью планирования определяется цель развития предприятия, методы, способы и средства ее достижения, план действий на ближайшую и отдаленную перспективу. Роль планирования возрастает в рыночной экономике, где требуется долгосрочное проте­зирование ситуации.

Долговременное планирование - составная часть стратегическо­го планирования. Планы разрабатываются на несколько лет и наце­лены на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии пред­приятия.

Текущее планирование (планы составляют на текущий финансовый год представляет собой этап реализации стратегии предприятия, в кото­ром увязывают все направления его деятельности и работу всех функ­циональных подразделений. Этот вид планирования охватывает сбыт, производство, снабжение, использование персонала и финансовые итоги. План имеет детальный характер и разрабатывается но функциональ­ным подразделениям. Для реализации конкретных плановых задач пре­дусматривается выделять определенные ресурсы. В годовом финансовом плане планируются денежные потоки, прибыли и убытки, определяется состояние баланса предприятия.

Оперативно-производственное планирование детальные планы, направленные на решение конкретных вопросов деятельности предприятия в короткие сроки. Они имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов. Цель оперативно-производственного планирования обеспечить выполнение предприятием годового плана и создать условия для равномерной ритмичной работы. Оперативно-производственное планирование подразделяется на календарное планирование и диспетчирование.

· Принципы планирования.

- Единство (или системность). Планирование должно носить системный характер, т.е. состоять из элементов и уровней задач взаимосвязанных между собой.

- Непрерывность. Планирование должно быть цикличным, т.е. одни планы должны приходить на смену другим. Таким образом, все этапы планирования должны следовать друг за другом, а само планирование должно иметь связь с прогнозированием.

- Точность. Это принцип требует того чтобы планы были конкретными и включали в себя описание деталей.

- Участие. В разработке плана иногда должны участвовать те, кто непосредственно будет реализовывать его в жизнь. В процессе планирования с участием отдельных специалистов появляются новые идеи, которые зачастую играют большую роль в реализации конечной цели.

- Гибкость. Принцип гибкости в планировании заключается в способности плана менять свою целевую ориентацию при возникновении непредвиденных обстоятельств. Используя этот универсальный принцип планирования, при постановке новых задач, в план необходимо вносить резервы. Другое их название – надбавки безопасности или финансовые подушки (амортизаторы). При изменении условий резервы выполняют функцию подстраховки.

· Программно-целевое планирование.

Программно-целевое планирование - это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли, комплекса предприятий) с помощью разработки и осуществления специфических плановых документов - комплексных целевых программ. Программно-целевое планирование построено по логической схеме: " цели - пути их достижения - способы (инструменты) достижения цели - средства, необходимые для достижения цели". При этом цели в отличие от внутрифирменного планирования формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер.

· Организация планирования в социальной службе.

Планирование социальной службы включает следующие задачи: использование различных социальных и гуманитарных технологий; соблюдение социальных норм и нормативов; разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство; анализ состояния социальной среды; использование различных стимулов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.