Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика методик






1. Тест руки, автор – Э. Вагнер.

Тест относится к категории интерпретативных проективных методик, когда необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию (в данном случае изображение руки). Тест диагностирует уровень агрессивности, общий уровень психической активности, показатели эмоциональной сферы и межличностных отношений.

Стимульный материал и оборудование (Приложение 1): 10 карточек (10x14 см), следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка — пустая. Перед ребенком открывается карточка № 1 и говорится: Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? При предъявлении изображения № 10: «Перед тобой пустой лист бумаги. Здесь ничего не нарисовано. Представь себе какую-нибудь руку. Как ты думаешь, что она делает?».

Ответы разносятся по 11 категориям: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле: I = (агрессия + указания) - (страх + привязанность + коммуникация + зависимость).

Если I = 0, то можно предположить, что человек склонен к агрессии с теми, кого больше знает. Начиная с I = +1, можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения. Если I < -1, то вероятность проявления агрессии существует, но только в особо значимых ситуациях.

2. Опросник уровня агрессивности А. Басса – А. Дарки используется для выявления уровня агрессии и враждебности взрослых и подростков. Методика включает в себя 75 вопросов, объединенных в следующие шкалы:

‒ физическая агрессия – агрессивное поведение, выражающееся в драках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий на человека,

‒ вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословии и т.д.,

‒ косвенная агрессия – агрессивное поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы),

‒ негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия, демонстрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе,

‒ раздражительность,

‒ подозрительность,

‒ обида,

‒ чувство вины (аутоагрессия).

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6, 5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Инструкция, текст методики, ключ, способ обработки и интерпретации приведены в Приложении 2.

3. Рисунок несуществующего животного направлен на выявление особенностей личности при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых.

Стимульный материал и оборудование: лист бумаги (формат A-4), лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Никаких указаний или пояснений по поводу как расположить лист не дается. Рисовать следует простым или цветными карандашами.

Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, беседа по рисунку проводится индивидуально.

Общепринятой системы оценки рисунка не существует. После того, как рисунок будет готов, следует опрос о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе.

Симптомокомплексы агрессивности по Фурманову И.А.:

1. Сильная, уверенная линия рисунка 1балл

2. Неаккуратность рисунка 1балл

3. Большое количество острых углов 1балл

4. Верхнее размещение углов 1балл

5. Крупное изображение 1балл

6. Голова обращена вправо или анфас 1балл

7. Хвост поднят вверх, пышный 1балл

8. Угрожающее выражение 1балл

9. Угрожающая поза 1балл

10. Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 1балл

11. Хищник 1балл

12. Вожак или одинокий 1балл

13. При нападении дерется традиционным способом 1балл

14. Ночное животное 1балл

15. Другие признаки 1балл

На основании анализа рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка): высокий уровень агрессивности – 11-15 баллов; повышенный уровень агрессивности — 7-10 баллов; средний уровень агрессивности —4-6 баллов; слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.