Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Цель, задачи и стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации






Современный этап стратегического планирования развития туризма связан с необходимостью закрепления результатов, достигнутых на предыдущих этапах.

Первоначально главной целью такого планирования были определение правовой базы, законотворчество, восстановление и создание новых элементов туристской инфраструктуры. Далее акцент стратегического планирования сместился в сторону стимулирования предпринимательских инициатив регионов, определения мест расположения свободных экономических зон и туристских кластеров, а также отбора реализуемых в них инвестиционных проектов.

За последние 15 лет отрасль добилась определенного уровня развития, и к настоящему моменту появились предпосылки для интенсивного развития туризма, основанного на принципах комплексности, устойчивости и ориентации на человека.

Сегодня именно человек с его потребностями, культурным потенциалом, качеством жизни, безопасностью становится центральным звеном и основной целью в развитии экономики вообще и сферы туризма в частности.

Туризм сегодня должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина.

Таким образом, целью развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.

Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач:

формирование доступной и комфортной туристской среды;
повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;
реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;
совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;
обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма;
комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг;
продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках;
интеграция сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития туризма в Российской Федерации являются:

развитие внутреннего и въездного туризма;
унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами;
создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;
усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Российской Федерации;
координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации.
При этом основными показателями достижения цели развития туризма в Российской Федерации следует считать:
увеличение спроса на отечественный туристский продукт со стороны россиян, в том числе за счет переориентации части потребительского спроса с выездных туристских направлений на внутренние;
привлечение большего количества иностранных туристов; увеличение количества повторных поездок, расширение набора потребляемых туристами услуг и удлинение периода пребывания туристов на отечественных курортах;
развитие социального туризма.

Принципами развития туризма в Российской Федерации являются: использование комплексного подхода к развитию туризма;

интеграция планов развития туризма во все сферы народного хозяйства и социальной жизни общества (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, наука, промышленность, сфера услуг);
инновационный характер развития туризма;
стимулирование предпринимательских инициатив участников туристского бизнеса, создание условий для роста количества малых предприятий;
обеспечение межкультурной коммуникации и международного сотрудничества при организации туристских программ;
сбалансированность интересов всех участников процесса развития туризма (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, местные жители);
ориентация на показатели качества жизни населения при оценке влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов;
устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков, ориентация на неистощимое использование туристских ресурсов.

Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.

Реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, туроператоров, турагентов, организаций и лиц, предоставляющих отдельные туристские услуги, образовательных учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности и институтов гражданского общества путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

Также реализация Стратегии требует привлечения внимания граждан Российской Федерации к вопросам развития внутреннего и въездного туризма, осознания профессиональным сообществом и гражданским обществом в целом важности и перспективности задач Стратегии, проявления активной позиции населения в создании атмосферы гостеприимства в своем регионе и осуществления предпринимательской инициативы в сфере туристских услуг.

Корректировка Стратегии осуществляется по результатам постоянного мониторинга ее реализации с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние сферы туризма.

Стратегия разработана на основе следующих документов в сфере стратегического планирования развития различных областей деятельности в Российской Федерации:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

программа социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу;

государственная программа Российской Федерации " Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы;

стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики; стратегии (концепции) развития федеральных округов; стратегии и комплексные программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

межгосударственные программы, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация;

федеральные (ведомственные) целевые программы, концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной политики в сферах, оказывающих влияние на туристскую деятельность.

Меры нормативной правовой поддержки реализации Стратегии определяются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии осуществляется за счет привлечения информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма, органов государственной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации в сфере туризма с использованием системы информационных туристских центров, органов государственной власти в смежных отраслях и сферах деятельности, Росстата и научных учреждений.

Контроль за ходом реализации Стратегии осуществляется в рамках деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма с опорой на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма.

Такой подход позволит сделать туризм одной из приоритетных сфер деятельности в экономике страны, вывести туристскую сферу на одно из центральных мест в развитии экономики регионов, формировании современной социокультурной среды и повышении качества жизни населения Российской Федерации.


V. Основные направления и механизмы решения задач развития туризма

1. Развитие туристской инфраструктуры и формирование доступной и комфортной туристской среды

В последние годы благодаря проведению активной политики развития туризма и пристальному вниманию к отрасли со стороны всех уровней власти, а также организации крупных международных спортивных и культурных мероприятий в стране состояние туристской инфраструктуры значительно изменилось в лучшую сторону. Появились новые объекты туристского показа, предприятия коллективного размещения, построены транспортные узлы. Однако сегодня все еще остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию туристской инфраструктуры.

Федеральная целевая программа " Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" предусматривает создание точек роста в регионах Российской Федерации на основе кластерного подхода. В указанной программе предусмотрены мероприятия по формированию туристско-рекреационных кластеров вблизи исторических и культурных центров, заповедников и других ориентированных на туриста мест и объектов показа, а также создание сети автотуристских кластеров.

В рамках Стратегии предусматриваются использование и развитие кластерного подхода, который является передовым и эффективным механизмом концентрации усилий как органов государственной власти, так и частных предпринимательских инициатив для создания туристской инфраструктуры. Необходимо провести анализ результатов реализации пилотных инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров, разработать систему мер по решению проблем, препятствующих реализации кластерного подхода, обеспечить распространение опыта успешной реализации кластерного подхода при создании объектов туристской инфраструктуры.

В качестве основного механизма реализации Стратегии следует рассматривать государственно-частное партнерство как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры.

Также серьезного внимания требуют вопросы формирования комфортной информационной туристской среды, для решения которых необходимо:

разработать единый подход к информационной работе с туристами;
разработать, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации;
создать в каждом регионе туристские информационные центры в необходимом количестве и развивать их деятельность путем разработки стандартов и повышения качества обслуживания, межрегиональной кооперации работы таких центров.

Следует создать банк информационных материалов по туристским ресурсам Российской Федерации и обеспечить доступ к нему потенциальных туристов. Решению этой задачи будет способствовать централизация усилий по продвижению туристских ресурсов регионов Российской Федерации путем расширения функционального содержания национального туристского портала в информационно- телекоммуникационной сети " Интернет", который должен объединять функции средства массовой информации в сфере внутреннего и въездного туризма, архива информационных материалов, национальной системы бронирования туристских услуг, социальной сети, инструмента мониторинга, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристские услуги и отзывов об их качестве, образовательного и культурно-развлекательного ресурса.

Не менее актуальными остаются вопросы развития транспортной инфраструктуры, обустройства дорог и дорожной инфраструктуры, организации движения туристских автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса. Также наибольший потенциал роста на внутреннем рынке сегодня имеет самодеятельный автотуризм, чему немало способствуют увеличение количества автомобилей на душу населения, обустройство автотуристских кластеров на ключевых трассах федерального значения, развитие сети придорожных гостиниц. Однако остаются нерешенными вопросы обеспечения безопасности туристов на маршруте, а также информированности населения о существующих туристских маршрутах и местах туристского показа, возможностях организации питания и ночлега по пути. Несмотря на указанные проблемы, автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри домашнего региона или в соседние регионы.

В большинстве регионов Российской Федерации остро стоят вопросы развития инфраструктуры водных видов транспорта, приморских территорий и прибрежных акваторий. Для успешного развития круизного и пляжного туризма необходимы строительство причалов, пристаней, обустройство обеспечивающей инфраструктуры речного судоходства, расширение парка и обновление речных и морских круизных судов.

Требуют отдельного внимания вопросы развития пляжной инфраструктуры и обеспечения экологической чистоты и безопасности пляжей и акваторий.

Не менее важно уделять достаточное внимание состоянию и уровню комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов. Периодическое обновление подвижного состава, модернизация средств транспорта, мероприятия по контролю их технического состояния закладывают условия для безопасной организации туризма. Сегодня следует говорить о высоком уровне износа не только железнодорожных вагонов, самолетов на внутренних авиалиниях, речных судов, туристских автобусов, но и об устаревании развлекательных объектов (аттракционы, оборудование парков культуры и отдыха). То же можно сказать о состоянии фуникулеров, канатных дорог, пристаней, вокзалов и автостанций.

Современное состояние гостиничной базы заметно улучшилось за последние 5 лет, появились новые предприятия размещения, в том числе различного класса обслуживания. Однако все еще ощущается нехватка средств размещения экономичного и среднего ценового сегмента, предлагающих стандартизированный набор услуг. Увеличение емкости номерного фонда данного типа становится главной предпосылкой к развитию внутреннего и въездного туризма.

Решение этого вопроса может быть достигнуто путем стимулирования предпринимательской активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Частная инициатива в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома) позволяет заметно увеличить емкость средств размещения. Однако неконтролируемое строительство частных гостиниц способно не только перегрузить коммунальную и туристскую инфраструктуру, но привести к утрате исторического облика курорта, снижению его привлекательности для туристов. Поэтому наряду с мерами по стимулированию предпринимательской инициативы местных жителей необходимо предусматривать в градостроительной политике потенциал роста частных гостиниц, учитывать его при разработке программ развития коммунальных сетей, регулировать уровень качества услуг и при необходимости нормировать объем туристского потока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории.

Следует стремиться к развитию национальных гостиничных сетей как наиболее перспективного способа создания средств размещения требуемого уровня качества и эффективного источника формирования стандартов обслуживания, являющихся визитной карточкой Российской Федерации и ее регионов.

Соответственно, необходимо разработать меры по развитию туристской инфраструктуры за счет стимулирования предпринимательской инициативы населения малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Особенно это направление деятельности важно в условиях острой нехватки рабочих мест в малых городах и сельской местности и вынужденной урбанизации населения практически всех регионов Российской Федерации.

Кроме того, при планировании и реализации проектов развития туристской инфраструктуры следует учитывать задачу формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.