Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование общечеловеческих ценностей, культуры поведения, сознательной дисциплины учащихся в современной школе (с анализом передового опыта).






Воспитание обучающихся в современной школе осуществляется в контексте гражданской и общечеловеческой культуры, охватывает весь учебно-воспитательный процесс, основывается на свободе выбора цели жизнедеятельности и объединяет интересы личности, общества и государства. Главной целью воспитания подрастающего поколения Донецкой Народной Республики является приобретение им социального опыта, наследование духовных ценностей народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование гражданских качеств, развитие духовности, моральности, художественно-эстетической, правовой, трудовой, здоровьесберегающей, экологической культуры. Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования.

Проведение воспитательных мероприятий должно способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребёнка.

Анализ состояния воспитательной работы в школе за 2014-2015 учебный год, уровень воспитанности детей побуждает неоднократно обращаться к основам нравственного воспитания, разобраться в его методологических принципах, для того чтобы найти пробелы в педагогической деятельности по этому направлению.Средний балл ценностных приоритетов учащихся по школе в апреле 2015 говорит о недостаточной сформированости ЦП «Я и моральные ценности». Таким образом это проблема всего учебного заведения. В связи с этим были сформулированы воспитательные задачи на 2015-2016 учебный год. Одной из которых является «Формирование у учащихся общечеловеческих моральных ценностей путем привлечения школьников к социально-комуникативной деятельности методом включения личности в коллективные формы работы». Всеми классными руководителями определены задачи классного коллектива в соответствии с задачами лицея, с учетом интересов, способностей обучающихся и разработана система мероприятий по решению этих задач.

На решение поставленной задачи в лицее в этом году направлены проекты: «Социально-психологическое сопровождение участников УВП», «Охрана жизнедеятельности и здоровья участников УВП», «Одаренный ребенок», «Социальная защита детей льготных категорий», «Самоуправление», «Художественно-эстетическое воспитание», «Превентивное воспитание», «Военно-патриотическая работа», «Гражданское воспитание», «Формирование здорового образа жизни», «Экологическое воспитание».

По мнению философов, воспитание общечеловеческих моральных ценностей в идеале проходит следующие уровни формирования:

 

* Пример добра и зла;

* Я делаю добро в этом мире;

* Несу любовь людям;

* Сочувствую чужой боли;

* Не пройду мимо страждущего;

* Все отдам за людей

Т.е. процесс формирования общечеловеческих нравственных ценностей ассоциируется с восхождением к вершине горы. Давайте попробуем, исходя из практического опыта в нашем лицее, определить основные ступени восхождения - этапы воспитания духовности обучающихся, начиная с начальной школы. Учителя начальных классов говорят о семье, роде, Родине, поведение в школе и в обществе. Характерным для этой возрастной категории есть постоянное погружение детей в мир этических категорий, постоянное инициирование осознания ребенком связи личного «Я» с окружающим миром, способности осуществлять выбор добра в противовес злу. Рекомендуется следующая тематика мероприятий по формированию общечеловеческих ценностей:

· Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

· Что посеешь, то и пожнешь.

· О милосердии и сострадании.

· О снисхождении и терпимости.

· О суждениях и нетерпимости.

· О справедливости и несправедливости.

· Совесть – учитель человека.

· Лед бессердечия и бездушия.

· Человечность и человеколюбие.

· Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному.

· Трудолюбие и праздность, значение труда и вред безделья.

· Постоянный труд и познание. Каким должен быть отдых.

Учителя 5-7-х классов продолжают то, что было в начальной школе, развивают понятие о добре и зле, моральных ценностях, учат общению, трудолюбию, взаимоуважению, гармонии взаимоотношений с собой и окружающим миром.Подросток ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, но ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. Обучающиеся этой возрастной группы охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Рекомендуется следующая тематика мероприятий по формированию общечеловеческих ценностей в 5-7 классах:

 

· Семья – начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребёнка и естественная среда его развития.

· Труд – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из живого мира.

· Знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.

· Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами.

· Мир – главное условие существование Земли и человечества.

· Без добрых дел нет доброго имени.

· Умей быть благодарным.

· Мы живем среди людей.

· Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.

В 5-7 классах формируются основы общечеловеческих нравственных ценностей.

Учителя 8-9-х классов формируют понятие «сознательная дисциплина», «достоинство», «культура общения», «целенаправленность». В 8-9 классах происходит становление личности. А тематика мероприятий следующая:

· Земля – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы.

· Отечество – единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

· Культура – духовное и материальное богатство, накопленное человечеством.

· Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей».

· Честь человека: как ее понимать.

· Кодекс семейной чести.

· Что значит быть ответственным за любимого человека?

Обучающиеся 10-11-х классов проявляют больше самостоятельности в занятиях, в которых интенсивно развиваются моральные силы, формируются и определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. Основной особенностью личностного развития старшеклассника является заметное развитие самосознания, самооценки, основанной на самостоятельном анализе и оценке собственной деятельности, что не всегда из-за сложности этого процесса объективно. Рекомендуется следующая тематика мероприятий по формированию общечеловеческих ценностей в 10-11классах:

· Ценности, которые должны стать нормами жизни.

· Человеческая жизнь как самая важная ценность.

· «Десять заповедей»– основа нравственности человечества.

· Фундамент счастья будущей жизни.

· Я среди людей, люди вокруг меня.

· Почему трудно, но нужно быть толерантным?

· Рука в руке.

· Никого дороже нет…

· Разумное и нравственное всегда совпадает.

· О них мы будем помнить всегда.

· Солдат войну не выбирает.

Старший школьный возраст является сенситивным в формировании мировоззрения, выработке стратегии жизни, определении жизненных планов, формировании умения творить собственную судьбу, активно ответственно и эффективно реализовать гражданские права и обязанности. Происходит самоопределение личности.

Рекомендациями по проведению классных часов МОН ДНР предусматриваются возрастные особенности учащихся и соответственно к ним подбираются формы работы, наиболее оптимальные для осуществления нравственного воспитания.

Исходя из вышесказанного, основные задачи классного руководителя по формировании общечеловеческих моральных ценностей обучающегося:

* вооружить знаниями о морали;

* привить навыки нравственного поведения;

* обогатить эмоциональный мир ребенка моральными чувствами;

* способствовать накоплению и обогащению опыта высоконравственного поведения;

* формировать и развивать гражданское самосознание личности;

* прививать навыки самовоспитания и самосовершенствования.

Мы наметили пути формирования общечеловеческих нравственных ценностей обучающегося и определили основные задачи классного руководителя.

Мы все прекрасно осознаем, что воспитать настоящего человека, личность совсем не просто, особенно в период смены ценностных ориентиров и идеалов. Процесс воспитания состоит из творческих актов, принципами которых есть ощущение воспитателем жизненной ситуации, его тактичность. Эта особенность имеет преимущества в ситуациях экстремальных, текучих, переменных, а это характерно для современного общества.

Составляющими воспитательных технологий являются формы организации (индивидуальные, групповые, коллективные, массовые) и способы воспитания. Сфера воспитания является открытой к поиску альтернативных способов воспитания. В настоящее время получила развитие теория личностно ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Главным инструментом воспитания в воспитательной системе лицея является коллектив, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющих союз детей и взрослых, объединёнными общими целями и задачами. Технология коллективного творческого дела используется в нашем лицее с целью организации благотворительной деятельности школьников. Основной педагогический результат КТД - развитие гражданского самосознания ребенка и способностей к социальному добротворчеству, активной жизненной позиции, а не позиции наблюдателя. Сущность технологии коллективного творческого воспитания - в организации такого образа жизни коллектива, когда все основывается на принципах нравственности и социального творчества; когда между воспитателями и воспитанниками складываются в процессе деятельности субъект-субъектные отношения, в силу которых и учитель, и обучающихся в равной степени чувствуют себя ответственными за качественное выполнение поставленных задач; когда формирование личности проходит в процессе творческой работы на пользу других людей, через единый воспитательный коллектив, с общими требованиями к старшим и младшим. Творческий подход к процессу воспитания обеспечивается средствами дружественной воспитательной заботы (убеждение, приучение, уважение, доверие, одобрение, «секретного договора»), содружества старших и младших коллективов, работы с родителями воспитанников и основными воспитательными средствами (коллективная организаторская деятельность, коллективные творческие дела, творческие игры, творческие праздники). Творческое дело, за которое берется коллектив, всегда проходит определенные этапы: предварительная работа коллектива или коллективное целеполагание; коллективное планирование дела; коллективная подготовка дела, проведение дела; коллективный анализ; ближайшая последействие.

Составной частью системы воспитательной работы лицея является сохранение школьных традиций, главная цель которых — целостность интересов обучаю­щихся, учителей, родителей. Годовой круг традиционных мероприятий и КТД представляет собой ком­плексный педагогический приём, основная идея которого — непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. Сохранение школьных традиций обеспечивает создание з школе атмосферы совместного творчества, радости.

Совместными КТД, праздниками и традициями в нашей школе являются:

1. «День Знаний».

2. День учителя.

3. Выборы школьного самоуправления.

4. Выставка поделок из природного материала «Сбереги елочку».

5. Новогодний праздник.

6. Конкурс плакатов «Сохраним первоцветы»

7.День открытых дверей для родителей первоклассников.

8. 8Марта.

9. День Победы.

10.Посещение музея В.П. Бухтиярова.

11. Последний звонок.

12. Выпускной вечер.

В празднике юные граждане познают мир и развивают мировоззрение, в нихкрепнут высокие моральные принципы и прививается тонкий эстетический вкус.

* Разовые коллективные агитационные творческие акции: выступление агитбригады отряда ЮИД, «Сердце к сердцу», «Сотвори добро», «Милосердие», «Благотворительные ярмарки»;

* Разовые коллективные художественные творческие акции: тематические выставки плакатов, рисунков, выпуск стенгазет;

Художественная самодеятельность развивает у учеников художественный вкус, обогащает их духовно, а также проникает в учебный процесс, оказывает содействие его активизации, побуждает учеников к продуктивной познавательной, трудовой, ценностно-ориентированной деятельности.

* Трудовые коллективные творческие дела: уборка класса, пришкольной территории, сбор макулатуры;

* Спортивные коллективные творческие дела: спортивные праздники «Открытие малых школьных олимпийских игр» и «Папа, мама, я - спортивная семья»;

* Экологические коллективные творческие дела: акции «Сбереги елочку», «Первоцвет», «Птичий домик»;

* Организационные творческие дела коллектива (Совет дела): при подготовке к общешкольным мероприятиям.

Необходимо отметить, что, работая во взаимосвязи с практическим психологом Козюменко Т.В., родителями, детьми и учителями, мы ведём профилактическую работу по недопущению возникновения межличностных конфликтных ситуаций. Если же конфликтная ситуация возникает, то решаем её на уровне лицея, начиная с классного руководителя и классного коллектива, подключая психолога. За три последних года обучающиеся нашего лицея противоправных действий не совершали.

Каждый год в школе отмечается Международный день толерантности. Классные руководители в этот день проводят часы общения „Что такое толерантность? ”, „Толерантная личность”, „”Все мы разные”, и др. В течение недели проводится анкетирование „Толерантны ли вы? ”, „Понимание моральных ценностей”, на классных часах рассматривается „Азбука моральных заповидей” по книге В.А. Сухомлинского „Как воспитать настоящего человека”.

Наши родители ежегодно принимают участие в тематических общешкольных родительских конференциях, на которых обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей. Активно проявляют своё творчество в конкурсах и фестивалях, помогают организованно проводить досуг учащимся. С помощью родителей в этом году проведены: акция милосердия по сбору денежных средств, продуктов питания, посуды и одежды для пострадавших из Углегорска, акция «Торезский полк шагает по городу», конкурс цветочных композиций ко Дню освобождения Донбасса в 1-4 классах, фотоконкурс «Мой Донбасс», акция «Сердце отдаю Донбассу», выставка поделок «Народные изделия».

Немаловажное значение в воспитательной работе школы имеет работа школьного ученического самоуправления. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает школьников к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю, помогает каждому ученику определить своё место и реализовать свои возможности. Работа школьного самоуправления предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости, организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Школьное ученическое самоуправление всегда обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения школьных мероприятий, участие в конкурсах различного уровня, заслушивает отчёты о проделанной работе разных центров. Именно школьное самоуправление выступило инициатором проведения конкурсов «Мисс-лицей», «Мистер лицей», День самоуправления в лицее. Все свои решения ученическое самоуправление принимает открытым го­лосованием простым большинством.Особое внимание уделяется дежурству по школе всех классов, самообслу­живанию учащихся, поддержанию дисциплины и правопорядка в школе. Ежедневно дежурный класс докладывает о нарушениях дисциплины со стороны учащихся, о санитарном состоянии школы.

Таким образом, в школе создана система мероприятий по формированиюобщечеловеческих моральных ценнностей. Остается только направлять учащихся на их собственные и благоприятные пути развития, учитывая интересы, способности. И огромная роль в этом направлении отводится классным руководителям. Ведь на формирование моральных ценностей учащихся большое влияние оказывает личность педагога, его умение помочь ребенку познать себя. Очень часто результат работы зависит от умения учителя найти правильное решение в конкретной ситуации школьной жизни.

А, насколько эффективна была эта работа, покажет диагностика в конце учебного года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.