Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки коллектива.






В настоящее время люди работают не в одиночку, а в составе группы объединенной по какому-то принципу. Например: общности тер-рии, социальных условий, случайных обстоятельств.

Чтобы считаться коллективом группа должна удовлетворять => признакам:

1) наличие общей цели у всех членов коллектива;

2) психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. В основе чего лежат совместные идеалы, принципы;

3) постоянное практическое взаимодействие людей, которая позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности и выполнять гораздо больший объём обычной работы;

4) наличие определенной культуры выраженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе;

5) степень свободы предоставленная их участникам:

а) свобода вхождения в коллектив

б) свобода участия в деятельности коллектива.

 

По составу коллективы бывают гомогенные, т.е. однородные и гетерогенные, т.е. разнородные. Различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования.

По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные.

По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения складываются спонтанно, сами собой. Граница форм. и неформ. коллективов чаще всего не совпадают.

По срокам существования коллективы подразделяются на временные и постоянные.

 

Психологические характеристики коллектива:

Коллективы различаются между собой психологически, это находит выражение во внутреннем психологическом климате:

1) удовлетворенность его участников своим положением;

2) умение его членов сознательно жить по его законам подчиняется установленным требованиям и порядкам;

3) сплоченность – психологическое единство людей в важнейших вопросах жизнедеятельности коллектива проявляющиеся в притяжении к нему участников. В сплоченных группах теснее общение, выше самооценка личности;

4) организованность – способность и готовность к самостоятельным преодолениям возникших трудностей, согласованным действиям, единством в экстремальных ситуациях;

5) психологич. и социально-психологич. совместимость в основе такой совместимости лежит соответствие темпераментов членов коллектива.

 

Работоспособность, сплоченность коллектива возникает не сразу. Для этого необходимо условие:

1) ясные и понятные цели предстоящей деятельности, соответствие внутренним стремлениям людей;

2) наличие опр. достижений в процессе совместной деятельности;

3) наличие сильного руководителя;

4) каждый коллектив должен свое место в формальной структуре организации.

 

Началом формирования офиц. коллектива является решение о создании соответствующего подразделения, оформленного юридически. Любые отношения между людьми складываются в результате техн. контактов и наблюдений, возникают симпатии и антипатии, которые трансформируются в предпочтения, отражающие желание или нежелание окружающих сотрудничать с данным лицом. Выделяется группа людей на поведение которых ориентируются остальные.

После возникновения коллектива проходит длительный процесс его формирования и самореализации состоящий из нескольких этапов:

1) преобладает индивидуализм, люди знакомятся друг с другом, демонстрируют свои возможности

2) происходит сближение людей, устанавливаются контакты, формируются нормы поведения, которые укрепляют коллектив;

3) коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежность сотрудничества, позволяющие получать гарантированные результаты.

Тема: «Персонал организации».

Численность персонала

Персонал или кадры – это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.

Персонал характеризуется численностью, структурой, проф. пригодностью, компетентностью.

Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы задают её нормативную величину, которую на практике никогда не удается обеспечить. Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной численностью, т.е. число сотрудников которые официально работают в данный момент.

Списочный состав на каждый календарный день включается как фактически работающие, так и отсутствующих по каким-либо причинам. В составе списочной численности выделяют три категории работника:

1) постоянные – принятые в организацию бессрочно либо на срок не более 1 года по контракту;

2) временные – принятые на срок до 2-х месяцев, а для замещения временно отсутствующего лица – до 4 месяцев;

загрузка...

3) сезонные – принятые на работу носящую сезонный характер на срок до 6 месяцев.

Не вкл. в списочную численность и относятся к работникам не списочного состава: внеш. совместители, лица для разовых и спец. работ, направленные на учебу с отрывом от производства, работающие по договору.

Списочная численность персонала ежедневно учитывается в табельных записях, в которых отмечаются все работники как присутствующие так и отсутствующие на работе.

 

Формирование научного мировоззрения учащихся — важнейшая цель и результат целостного педагогического процесса. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся (с анализом передового опыта).

Мировоззрение– это обобщенная совокупность знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к природе, обществу, человеку.

Мировоззрение выполняет следующие функции:

· ориентационную;

· информационно-отражательную;

· оценочную.

Коренные вопросы мировоззрения: Как устроен окружающий мир? По каким законам он развивается? Что первично: материя или сознание? Как возникло и куда движется человеческое общество? Что является движущей силой социально-экономических и политических процессов? Каково предназначение человека в мире, в чем смысл и цель его жизни?

Свои взгляды и убеждения, свое отношение к явлениям природы и общества имеются у каждого человека. Но в зависимости от подготовки и опыта человека эти взгляды, убеждения и отношения могут быть различными. В этой связи выделяют:

1. Обыденное мировоззрение, основанное на житейском опыте и здравом смысле. Оно неглубоко проникает в суть явлений. В обыденном мировоззрении правильные идеи и взгляды могут мирно сосуществовать с ошибочными представлениями.

2. Религиозное мировоззрение, основанное на верованиях в сверхъестественное.

3. Научное мировоззрение основано на осмыслении сущности и причинно-следственных связей, характеризующих природные и общественные явления.

Мировоззрение людей складывается под влиянием следующих факторов:

1. Социально-экономическая среда, политика государства, характер общественных отношений, отраженные в идеологии общества. Но мировоззрение – не пассивный продукт среды, а активная, преобразующая сила.

2. Уровень развития науки и техники.

3. Уровень образования и воспитания, школа.

Основные задачи школы по формированию мировоззрения учащихся:

а) добиваться научно-рационального понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

б) убеждать учащихся в познаваемости мира, в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания людей;

в) вырабатывать у школьников мотивы и умения поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

г) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, реакционной идеологии (фашизм, расизм, шовинизм, религиозное сектантство).

Мировоззрение не формируется само по себе, нужна систематическая и целенаправленная работа семьи, школы, государства и общества, а также самих учащихся.

Элементы научного мировоззрения закладываются в сознание ребенка уже в дошкольном возрасте. В начальных классах учащиеся получают первые представления о явлениях природы, жизни и трудовой деятельности людей. С V класса школьники систематически изучают основы наук. Природа выступает объектом естественных наук: математики, физики, химии, биологии, физической географии. Общество – объект изучения на уроках истории, литературы, «ЧОГ», социальной и экономической географии, МХК. Занятия по предметам художественно-эстетического цикла (рисование, музыка) позволяют понять роль искусства и творчества в жизни людей. Изучение каждого предмета имеет мировоззренческий характер. Воздействуя на эмоциональную сферу ученика, учитель имеет возможность усилить эффективность восприятия и усвоения общественно- политических и нравственных идеалов.

Однако усвоение научных знаний служит лишь предпосылкой формирования научного мировоззрения. Но одних знаний недостаточно. Необходимо добиваться «перевода» знаний в устойчивые взгляды, убеждения и идеалы. С этой целью учитель проводит следующую работу:

1. Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики). Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. Чтобы картина мира не была в сознании учащихся разорвана, необходима интеграция знаний, установление межпредметных связей.

Для реализации межпредметных связей проводятся обобщающие уроки, «уроки открытых мыслей» (В.Ф. Шаталов). В старших классах изучаются специальные предметы обобщающего характера («Общая биология», «Общая география», «Человек, общество и государство»), повторяется изучение того, что уже было в V–IX классах, но на более высоком и обобщенном уровне (языки, литература, математика).

2. Формирование у учащихся уверенности в истинности, достоверности изучаемых закономерностей. Этого можно достигнуть при помощи опытной работы, экспериментов, иллюстраций, демонстраций, экскурсий в природу, на производство, в научные лаборатории, в музеи и на выставки достижений народного хозяйства, обращения к первоисточникам, архивным материалам, документам и свидетельствам очевидцев.

3. Воспитание эмоциональной культуры и воли ученика. Соединяя эмоции, чувства учащихся с интеллектом, убеждения легче перевести в действенно-волевую сферу. Нередко разрыв между словом и делом объясняется именно невоспитанностью воли человека, знающего, как надо поступать, но неспособного действовать в соответствии с усвоенными принципами.

4. Формирование общей положительной направленности личности, общего положительного отношения к окружающей действительности – природе, обществу, государству, труду, учебе, собственности, коллективу, другим людям и самому себе. Благоприятные условия для этого складываются при проведении коллективных творческих дел.

5. Личная практика, личный опыт каждого учащегося. Учитель должен создавать условия для накопления учащимися социально-значимого личного опыта. Для этого необходимо усилить практическую ориентацию каждого учебного предмета, трудовую и общественную деятельность учащихся, чтобы, применяя знания на практике, они убеждались в их истинности. Продуктивный труд в школьных мастерских, ученических бригадах, школьных лесничествах, кооперативах и других объединениях, природоохранительные мероприятия, дела милосердия способствует осознанию социальной и личностной ценности гуманистических идей, которые прививаются учащимся.

Педагогу следует быть тактичным при оценке личного мнения каждого ученика и коллектива в целом.

Средства формирования научного мировоззрения:

1. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Успех воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

Так, В.А. Сухомлинский применял:

· задания практического характера, опережающие изучение материала (младшие школьники знакомились с отдельными проблемами науки за 1—2 недели до изучения на уроках);

· самостоятельное составление задач с последующим их решением;

· сочинения, в которых дается простор детской фантазии, литературно-творческие опыты;

· насыщение содержания уроков яркими фактами;

· экскурсии, цель которых – выявить проблемы;

· уроки практического применения знаний;

· уроки, на которых ученики совершенно самостоятельно изучали новый материал.

2. Научно-предметные кружки, факультативы, клубы, научные общества учащихся. В Павлышской школе работали следующие кружки: юных математиков (создали математическую шкатулку – прибор по арифметике), научно-химический кружок, литературно-творческий, библиотечный, кружок художественной (народной) вышивки, кружок художественного чтения, драмкружок (театр сказки), кукольный театр, общество любителей научной фантастики, кружок юных исследователей богатств родного края, клуб юных путешественников, кружок юных астрономов, зеленая лаборатория, кружок юных электротехников и радиотехников, кружок юных любителей автоматики и радиоэлектроники, кружок слесарей-моделистов, кружок юных мотористов, кружок юных строителей, кружок юных биохимиков, кружок юных цветоводов, научно-агротехнический кружок, кружок юных животноводов. В кружках работали секции (например, секция юных почвоведов научно-агротехнического кружка). Вообще многие кружки — с приставкой «научно-».

3. Интеллектуальные состязания: конкурсы юных математиков, физиков и т.д., олимпиады, турниры смекалистых, клубы любознательных, познавательные игры типа «В мире удивительных открытий», «В мире любопытных фактов», «В мире разгаданных и неразгаданных тайн».

4. Внеклассное чтение. Обзоры научно-популярной литературы: «Приключения великих уравнений», «Люди как боги», «О человеке и его крыльях», «Твои возможности, человек». Устные журналы: «Хочу все знать», «Патенты природы», «Над чем работают ученые», «Наука и космос».

5. Внеклассные мероприятия познавательного характера: беседы («Из истории открытий», «Власть над веществом»), диспуты, конференции, «круглые столы» («С какими знаниями ты уйдешь в жизнь?», «Хорошо учиться – твой долг или одолжение?», «Способности – от рождения, или они приобретаются?», «”Хочу” и “надо” в учебе», «Предметы нужные и ненужные», «Твои знания и будущая профессия»), вечера ответов на вопросы, предметные недели и декады, выпуск предметных стенных газет и печатных бюллетеней.

6. Беседы с психологом, классным руководителем о НОТ учебного труда. В V–VII классах: «45 минут урока: много это или мало?», «Цена минуты», «Я, минута и знания», «Слушать учителя – это работа», «Как быть внимательным», «Как успешно выполнять домашнее задание», «Как быстрее выучить стихотворение», «Решать задачи – надо уметь», «Делу время – потехе час».

В старших классах: «Учись учиться», «Умеешь ли ты читать книгу?», «Развивай и совершенствуй свою память», «Азбука умственного труда», «Как научиться самостоятельно и творчески мыслить?», «Как заниматься самообразованием».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.