Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие №8






Тема: Система отечественного образования: состояние, тенденции развития

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий систему отечественного образования, ее состояние и тенденции развития, ознакомиться с текстом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

2. Подготовить доклады для выступления на практическом занятии. Темы докладов:

2.1. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции.

2.2. Система образования в современной России: достоинства, недостатки, резервы и тенденции развития.

2.3. Современные подходы к организации управления образованием: достоинства и недостатки.

Литература к практическому занятию по теме:

Система отечественного образования: состояние, тенденции развития

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751.

Учебные стандарты школ России. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1, 2 / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., 1998.

Федеральная программа развития образования в России. М., 2000.

12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 1999.

Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. редакцией А.П. Тряпицыной. СПб, 2005.

Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие. М., 2008.

Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на пороге 21 века. М., 1999.

Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М., 2001.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2002.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2002.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

Жуков В.И. Российское образование: Истоки, традиции, проблемы. М., 2001.

Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы / А.Г. Каспаржак, Л.Ф.Иванова, К.Г.Митрофанов и др. М., 2004.

Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России. СПб., 2005.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

 

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

ПО «ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ»

1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия педагогики.

2. Структура педагогики и ее связь с другими науками.

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о принципах государственной политики в области образования.

4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о системе образования в России.

5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» об общих правилах организации образовательного процесса и реализации образовательных программ.

6. Понятие о личности, ее развитии и формировании.

7. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности развития личности

8. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности: общая характеристика.

9. Роль наследственности в развитии человека.

10. Самовоспитание, его сущность и значение для становления и развития личности.

11. Мотивы и способы самовоспитания

12. Роль и основные характеристики деятельности как фактора формирования и социализации личности.

13. Роль общения в развитии и формировании личности. Характеристика основных видов общения.

14. Функции общения: общая характеристика, условия эффективности их реализации.

15. Педагогическое общение: специфика феномена, условия обеспечения эффективности его реализации.

16. Специфика формирующего влияния современной российской семьи.

17. Стили родительского поведения и тактика воспитания ребёнка в семье.

18. Роль коллектива в формировании и социализации личности.

19. Детский коллектив как фактор воспитания: функции, признаки и структура.

20. Учение А.С. Макаренко о коллективе: законы и принципы жизнедеятельности.

21. Разнообразие подходов в современной отечественной педагогике к оценке роли и воспитательного потенциала коллектива

22. Роль и возможности воспитания в формировании личности.

23. Сущность и структура педагогического процесса: общая характеристика.

24. Субъекты педагогического процесса: общая характеристика участников педагогического процесса, специфика их взаимодействия.

25. Учитель, его функции, компетенции и современные требования к нему.

26. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения.

27. Содержание образования в российской школе: общая характеристика.

28. Нормативно-методические документы, определяющие содержание образования.

29. Формы организации педагогического процесса: общая характеристика.

30. Методы обучения (по Ю.К. Бабанскому): общая характеристика.

31. Методы воспитания (по Ю.К. Бабанскому): общая характеристика.

32. Педагогические технологии обучения: сущность понятия и признаки педагогической технологии.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ»

Педагогика: предмет, функции, задачи, межпредметные связи педагогики;

основные категории педагогики: развитие, формирование, социализация, образование, воспитание, обучение, преподавание, учение, педагогическое воздействие и взаимодействие;

факторы развития личности: наследственность, саморазвитие (самообразование, самовоспитание, деятельность, общение, среда, семья, коллектив;

педагогический процесс: закономерности и принципы педагогического процесса; цели, задачи, содержание педагогического процесса, нормативно-методические документы, определяющие содержание образования; формы, методы и средства обучения и воспитания, педагогическая технология.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Основная литература

Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М., 2006.

Виненко В.Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие. М., 2008.

Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. М., 2008.

Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. М., 2003.

Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов педвузов. – М., 2003.

Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.

Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2004.

Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. М., 1999. Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. М., 2002. Ч.1.

Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. 2-е. М., 2003.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.