Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, определяющие уровень потребления и сбережения 4 страница






Основными показателями помимо динамики ВВП служат:

1. Индексы цен (потребительных и опытных)

2. Официальные учетные ставки

3. Динамика денежной массы

4. Уровень безработицы.

Важные индикаторы изменения конъюнктуры

1.размеры розничных продаж

2.объем жилищного строительства

3.велечина промышленных заказов и заказов на товары длительного пользования

4.индекс промышленных цен

5.индекс промышленного производства

6.производительность труда

7. фондовые индексы (Dow Jones, Dax, CAC40, micex и др)

8.динамика цен гос. облигаций.

33. Занятость и безработица. Уровень и виды безработицы. Регулирование безработицы.

Занятость – явление при котором рабочая сила полностью задействована в экономике, показатель участия трудоспособного населения в общественном труде. Рабочая сила = занятые + безработные. Занятые - имеющие работу + временно неработающие по уважительной причине (болен, отпуск). Безработные - не имеющие работу, но активно ее ищущие.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Экономически активное население (ЭАН) (от англ. laboy forse — рабочая сила) — совокупность занятых и безработных, активно ищущих работу.

Уровень безработицы — показатель процентного отношения количества безработных к числу экономически активного населения.

Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.

Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.

Виды безработицы: Естественная безработица — процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности. Фрикционная — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. Структурная — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой), изменение потребительских спросов. Сезонная — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей. Циклическая — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы. Институциональная — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников. Добровольная безработица, возникающая в результате увольнения работников по собственному желанию. Чем меньше работников шансов найти новую работу с лучшими условиями найма, тем реже он увольняется, тем меньше размеры добровольной безработицы. Вынужденная безработица возникает при таком состоянии рынка, когда предложение труда превышает спрос на него. Вынужденная безработица особенно возрастает во время спада производства, когда работодатели (предприниматели) вынуждены сокращать размеры производства из-за неблагоприятной деловой конъюнктуры. Скрытая безработица - это концентрация излишней рабочей силы на производстве, которая не участвует в производстве материальных благ и не учитывается статистикой. К скрытым безработным относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними»

.

Причины безработицы: Глубокие структурные сдвиги в экономике, Спады и кризисы в экономике, Изменения в демографической структуре населения, Неравномерное размещение про­дуктивных сил, Внедрение новых технологий, Сезонные колебания уровня про­изводства отдельных отраслей экономики

Последствия безработицы (издержки): Экономические (Потеря части ВВП, Сокращение налоговых поступле­ний в государственный бюджет, Рост государственных затрат на выплату пособий по безработице и финансирование учреждений, занимающихся вопросами труда) Социальные (Снижение уровня жизни населе­ния, Снижение уровня рождаемости и повышение уровня смертности, Отток интеллектуальной элиты за рубеж, Рост социальной напряженности). Явные- затраты государства на борьбу с ней. Неявные- потеря условных доходов государством от незадействованных ресурсов.

Графическое отображение связи уровня заработной платы и безработицы Е — точка, отображающая количество тех работников, которые желают рабо­тать при уровне зарплаты WЕ. При более высокой заработной пла­те W1 количество желающих работать составляет QB, что значительно превы­шает спрос на этих работников — QА. Отсюда возникает безработица (отре­зок АВ). Ставка заработной платы и ее негиб­кость являются одной из причин без­работицы. Регулирование уровня безработицы (государственные программы занятости): Активные (благоприятствование занятости - Выделение субсидий на стимулирование занятости отдельных групп трудящихся (напримермолодежи) или на сохранение рабочих мест для работников, которых должны уволить. Поддержка предприятий, которые создаются безработными (социальная, денежная помощь или другие бесплатные услуги). Непосредственное создание рабочих мест в государственном или коммерческом секторе. Пассивные (поддержка доходов- Оказание помощи в связи с потерей работы (пособие по безработице, выходное пособие и др.) Предоставление льгот безработным при выплатах в социальные фонды. Компенсация затрат на профессиональную подготовку и повышение квалификации. Снижение ставки налогообложения предприятий при создании новых рабочих мест. Создание гибкой системы профессионального обучения. Административные наказания (штрафы) за нарушение руководителями предпри­ятий трудового законодательства. Закон Оукена: превышение фактического уровня безработицы над ее естественным уровнем на 1% приводит к уменьшению потенциального ВВП (при полной занятости) на 2, 5—3 %.

34. Цели и показатели реализации социальной политики государства. Государственные инструменты социальной защиты населения. Социальная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Основные направления социальной политики, отражающие ее содержание: 1. Политика доходов населения (регулирование жизненного уровня, содержание потребительской корзины, улучшение благосостояния). 2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, регулирование занятости населения и др.). 3. Социальная поддержка, защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии). 4. Развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт). 5. Социоэкологическая политика. 6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание). 7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция). 8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.).

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - дея­тельность государства по управлению развитием социаль­ной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интере­сов и потребностей граждан.

Основными задачами социальной политики являются:

а) повышение благосостояния;

б) улучшение условий труда и жизни людей;

в) осуществление принципа социальной справедливости.

Социальная политика должна учитывать не только мате­риальные, но и политические, и духовные интересы членов общества.

Основная социальная функция экономической политики заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятель­ности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:

а) как удовлетворить социальные потребности людей;

б) каким образом обеспечить социально справедли­вое распределение благ в обществе;

в) как обеспечить, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эф­фективности общественного производства.

Успех или неудача в решении этих проблем предопреде­ляет устойчивость или неустойчивость данной экономиче­ской системы и самого общества.

Социальная устойчивость предполагает:

а) стабильный уровень цен на основные предметы потреб­ления и услуги;

б) недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;

в) формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.

И наоборот, социальная неустойчивость общества обус­ловливается главным образом резкой дифференциацией доходов населения, означающей зарождение двух поляр­ных слоев населения — непомерно богатого и бедного насе­ления.

Социальная политика государства реализуется посред­ством двух способов: социальной защитой и социальными гарантиями.

Социальная защита — меры государства по обеспече­нию общественно необходимого материального и социально­го положения всех членов общества. Она означает:

♦ воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

♦ наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;

♦ создание новых рабочих мест и поддержку работни­ков, оказавшихся безработными, и др.

Социальные гарантии — обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых по­требностей. Они означают:

♦ общедоступность и бесплатность образования;

♦ гарантии общества, связанные с реализацией способ­ности к труду;

♦ гарантии неприемлемости принудительного труда и др.

В реализации социальной политики государства исполь­зуются два подхода: социальный и рыночный.

Социальный подход предполагает, что общество обяза­но гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности.

Рыночный подход предусматривает обязательства об­щества только создавать условия каждому его члену для осу­ществления экономической активности и получения дохода.

Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства выступают показатели жиз­ненного уровня населения, к которым относятся:

♦ удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе;

♦ абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего продукта и национального дохода на душу на­селения;

♦ уровень занятости трудоспособного населения;

♦ условия труда и производства;

♦ состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни;

♦ уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами;

♦ состояние экологической среды обитания людей и др.

Каковы особенности социальной политики государ­ства в современной России? Эти особенности вытекают из необходимости минимизации потерь в процессе пере­хода от централизованного типа народного хозяйства к децентрализованному типу. Эти особенности проявляют­ся в:

♦ сокращении масштабов бедности населения России;

♦ сокращении массовой безработицы трудоспособно го населения;

♦ создании основ для роста жизненного уровня населения по мере преодоления кризиса в стране и др.

Среди этих особенностей социальной политики следует осо­бо выделить проблему борьбы с бедностью и безработицей.

Бедность есть такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Выделяют абсолютную и относительную черту бедности.

Абсолютная черта бедности — минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических по­требностей человека в продуктах питания, одежде, жили­щах. ВРоссии — это прожиточный минимум.

Относительная черта бедности характеризуется уров­нем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС — ниже половины средних суммарных расходов до­машних хозяйств по стране).

Бедность характеризуется следующими показателями:

а) число бедных;

б) коэффициент глубины бедности;

в) коэффициент остроты бедности.

Число бедных изменяется с изменением экономиче­ской конъюнктуры в стране. В России, по некоторым дан ным, число бедных семей превышает 25% их общей чис­ленности.

Коэффициент глубины бедности выражает среднее от­клонение доходов обследуемых семей от величины прожи­точного минимума и характеризуется величиной суммар­ного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом обследуемых семей.

Коэффициент остроты бедности — средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины про­житочного минимума, определяется величиной суммарно­го квадратичного дефицита доходов, соотнесенного с об­щим числом обследуемых семей.

С целью ликвидации бедности в стране исчисляется лаг бедности, или дефицит дохода; оценивается величина до­полнительных средств, необходимых для доведения дохо­дов малоимущих групп населения до уровня прожиточно­го минимума.

В характеристике бедности устанавливается профиль бедности. В развитых странах бедность связана со стату­сом занятий. Большинство бедных либо престарелые, не­трудоспособные, больные, либо безработные мужчины и их семьи. Значительную долю бедных составляют женщины и дети. В нашей стране широко распространена бедность сре­ди большой части работающих, ибо бедность у нас не име­ет отношения к безработице.

Расходы на социальные нужды зависят от уровня раз­вития экономики: в странах с относительно низким эконо­мическим потенциалом доля этих расходов в ВВП ниже, в странах с развитой экономикой она выше.

Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы ка­чества жизни. В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают:

♦ реальную заработную плату;

♦ реальные доходы населения;

♦ доходы от вторичной занятости;

♦ доходы от реализации продукции личного подсобно­го хозяйства;

♦ дивиденды (по акциям и облигациям);

♦ проценты по вкладам населения;

♦ пенсии, пособия, стипендии.

К частным индикаторам уровня жизни относят:

♦ показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным груп­пам, регионам);

♦ показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.

Среди частных индикаторов выделяют:

♦ натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспечен­ность теми или иными благами;

♦ стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. На­ пример, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д.

Под качеством жизни населения понимается совокуп­ность показателей, характеризующих материальное, соци­альное, физическое, культурное и духовное благосостоя­ние населения данной страны.

Основными индикаторами качества жизни населения являются:

а) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);

б) индекс интеллектуального потенциала общества;

в) человеческий капитал на душу населения;

г) коэффициент жизнеспособности населения.

Уровень жизни - это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребностей в этих благах.

реальный ВВП на душу населения;
- ожидаемая продолжительность жизни;
- уровень образования.

Прожиточный минимум отражает уровень дохода, который должен обеспечить потребление минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека в соответствии с уровнем развития экономики. Он берёт на себя роль социального норматива, с помощью которого регулируются социальные выплаты, оценивается уровень жизни населения.
С прожиточным минимумом тесно связан показатель минимального размера оплаты труда (МРОТ), выполняющий роль социального норматива для каждого индивида общества. МРОТ - это оплата менее квалифицированного, простого труда.
Минимальная потребительская корзина - это совокупность минимальных норм потребления определённого набора продуктов питания и услуг. Её стоимость определяет нижнюю границу стоимости жизни в стране.
Прожиточный минимум и потребительская корзина представляют собой две стороны одного и того же минимума средств, необходимых человеку для жизни. Разница состоит в том, что «корзина» выражает натуральную сторону предметов и услуг, а прожиточный минимум - их стоимостную оценку.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднюю арифметическую трех индексов:

♦ ожидаемой продолжительности жизни (1Ж);

♦ уровня образования (1О);

♦ ВВП на душу населения (ВВПДН).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается по формуле: ИРЧП=1Ж+1О+ ВВПДН / 3

Этот показатель варьирует от 0, 25 в Эфиопии до 0, 96 в Канаде. В России он составляет 0, 76. Индекс развития че­ловеческого потенциала определяет ООН с 1, 990 г.

Индекс интеллектуального потенциала общества отра­жает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются:

♦ уровень образования взрослого населения;

♦ удельный вес студентов в общей численности насе­ления;

♦ доля расходов на образование в ВВП;

♦ доля занятых в науке и научном обслуживании в об­щей численности занятых;

♦ доля затрат на науку в ВВП.

Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образова­ние, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического раз­вития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала.

Коэффициент жизнеспособности населения характери­зует возможности сохранения генофонда, интеллектуально го развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель изме­ряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1, 5 означает кризисное положение, падение качества жизни насе­ления до предела, за которым начинается вымирание населе­ния. По данным ЮНЕСКО (Всемирной организации здра­воохранения), в 1995 г. этот показатель в России составлял 1, 4 балла, т. е. ниже, чем, например, в Боснии и Западной Сахаре.

Отдельные стороны качества жизни характеризуют ча­стные индикаторы. К ним относятся:

♦ социально-демографические показатели (продолжи­тельность жизни, динамика заболеваемости, рождае­мости, смертности, естественного прироста);

♦ экономическая активность населения (уровень без­работицы, миграция населения и ее причины);

♦ социальная напряженность (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности);

· развитие социальной сферы (доля расходов в ВВП на образование, науку, здравоохранение, культуру, ко­личество учащихся и студентов, включая обучаю­щихся бесплатно и платно, среднее число студентов и учащихся на одного преподавателя);

· экологические показатели (содержание вредных ве­ществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основ­ной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ре­сурсов).

Порождаемое рыночной системой распределение доходов несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь независимо от итогов экономической деятельности, а потому оно неприемлемо. Возникает необходимость вмешательства государства в перераспределение доходов. Принимая на себя ответственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, оно организует соответствующее перераспределение доходов. Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения. Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям населения с низкими доходами. Инструменты: Ныне все развитые страны создали системы социальной поддержки малоимущих. Особая роль в системе социальной поддержки бедных отводится трансфертам. Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в экономической деятельности, а также поддержания внутреннего спроса. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов измеряется объёмом расходов на социальные цели за счёт бюджетов различных уровней, а также ставкой налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении доходов ограничены бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к росту бюджетного дефицита и инфляции. Чрезмерные социальные расходы госбюджета требуют повышения ставок налогов, способных подорвать рыночные стимулы. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у высокодоходных слоёв населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путём изменения цен (фермерам) и введением минимальной ставки заработной платы. Государство вмешивается и в первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел увеличения заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Именно исходя из МРОТ ведутся переговоры между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективных договоров, где оговариваются премии, доплаты и т.д. Немаловажное значение имеет защита денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация, позволяющая частично возместить удорожание потребительских товаров и услуг. Однако индексация доходов отрицательно сказывается на стремлении к более напряжённому труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер. Государство, требуя от предпринимателей выплачивать рабочим определённый минимум заработной платы, выдавая пособия по безработице, выделяя из бюджета средства на содержание многодетных семей, предоставляя бедным продовольственные талоны, услуги образования и здравоохранения, становится полноправным участником воспроизводства рабочей силы. Созданная им система переквалификации облегчает трудящимся поиск рабочих мест, сокращает время безработицы, а следовательно, способствует лучшему распределению ресурсов между секторами экономики. Получается, что государство во многом берёт на себя формирование предложения рабочей силы, старается сделать так, чтобы оно отвечало спросу, предъявляемому предпринимателями. Если налаживается воспроизводство рабочей силы, то становится более пропорциональным и весь процесс общественного воспроизводства. Вторгаясь в сферу распределения доходов, и, соответственно, ослабляя степень социально-экономического неравенства, государство ни в коем случае не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие эффективного функционирования рынка. Только оно способно создать по- настоящему действенные мотивы к труду и инвестированию. Границы участия государства в перераспределении доходов. Государственное вмешательство в сферу распределения доходов имеет нижнюю и верхнюю границы. Что касается нижней границы вмешательства государства в процесс распределения доходов, то она весьма подвижна. Сказываются потребительские стереотипы: порой люди привыкают жить в бедности, довольствуясь малым, считают такие стандарты благосостояния «достойной жизнью» и в сущности не претендуют на бюджетные добавки к доходу. Многое зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и иных обстоятельств. Гораздо сложнее определить верхнюю допустимую границу участия государства в распределении доходов, ту предельную черту, через которую ему не следует переступать при любой модели рыночной экономики. Прежде всего размеры социальных выплат должны быть обязательно согласованы с финансовыми возможностями государства. Совершенно недопустимо их безудержное наращивание за пределы налоговых поступлений и превращение в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции. Если это всё же происходит, исчезает само содержание перераспределения, заменяемое чисто инфляционным повышением номинальных доходов. Едва ли выиграют те, кто получает денежные добавки, ибо они будут быстро уничтожены непрерывным ростом цен. Выполняя свои обязательства перед населением, государство должно действовать предельно осмотрительно, не допуская чрезмерного налогообложения, способного подорвать рыночные стимулы. Если государство желает побыстрее облагодетельствовать бедных, невзирая на реальные обстоятельства, то не исключены глубокие деформации механизма рынка, способного замедлить экономический рост, ускорить инфляцию и нанести ущерб всем, включая и тех, ради кого задумывалось само перераспределение доходов. Более того, когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышенный уровень налогообложения, даёт о себе знать нежелательный макроэкономический эффект - устойчивый дефицит сбережений. Действительно, если отнимать у потребителя возрастающую часть дохода, ему не остается ничего другого, кроме сокращения сбережений. А ведь именно сбережения образуют финансовую основу расширенного воспроизводства, делают возможным инвестиционный процесс. Если доходы перераспределяются главным образом ради того, чтобы гарантировать права человека, то как же быть с распределением по труду? Получается, что распределение по труду вообще несовместимо с устройством рыночной экономики, поскольку в ней превалируют доходы, имеющие нетрудовое происхождение. Однако трудовая и нетрудовая составляющие дохода в рыночной экономике неразделимы и образуют главный побудительный мотив хозяйственной деятельности. Поэтому избавить рыночную экономику от нетрудовых доходов путём распределения по труду с помощью средств государственной политики безнадёжно и теоретически, и практически.В связи с политикой перераспределения доходов экономисты рассматривают противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью. Суть противоречия состоит в том, что стремление к большему равенству оборачивается потерями в экономической эффективности общественного производства. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объём распределяемого национального дохода. Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер создаваемого совокупного продукта. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист А. Оукен назвал проблему социальной помощи «дырявым ведром». Утечки связаны с дорогостоящей, бюрократической, неповоротливой системой управленческого аппарата. Часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. Подсчёты показывают, утечка из «дырявого ведра» составляет более половины суммы, взятой у состоятельных граждан для передачи её бедным. Такая потеря - очень высокая плата за равенство. Кроме этого количество людей, относимых к категории бедных, возрастает в результате усилий государства по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты в частности меняют экономическое поведение людей. Люди стараются так изменить своё поведение, чтобы получить социальный трансферт, а не так, чтобы повысить свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Таким образом, слишком глубокое неравенство в доходах подрывает стабильность общества, а выравнивание доходов - стимулы к труду и предпринимательству, а следовательно, и эффективность. Отсюда следует: за большое равенство приходится платить снижением эффективности. Поэтому самое сложное в осуществлении социальной политики государства - нахождение приемлемой платы за более равномерное распределение доходов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.