Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические, ролевые и организационно-деятельностные игры в обучении истории и обществознанию (на конкретных примерах).






Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения иотличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системыоценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда вцелом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Пример. Эти игры приближены к тем, в которые дети играют на улице, в летних лагерях отдыха, поэтому очень просто объяснить им правила игры. Главным критерием отбора игр является их занимательность. На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, фактов, фраз, небольших отрывков текста. Школьников привлекает процесс отгадывания, проявление сообразительности, смекалки, быстроты реакции.

Игра «Аукцион». Эта игра проводится после прохождения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения предлагается ребятам игра: «Продается» оценка «5». Каждый из учащихся может ее «купить». Для этого ученику нужно назвать любое историческое лицо, жившее в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом называемые имена не должны повторяться. Повторившийся участник выбывает из игры. Каждое имя записывается на доске и в тетрадях (это делает повторение более эффективным). Если ученик называет малоизвестное лицо, то надо сказать о нем несколько слов! Если после очередного названного имени возникает пауза, медленно ударяется молщддлотком три раза; ребята за это время могут назвать других исторических героев. Выигрывает тот, кто последним назовет имя героя. После третьего удара молотком никто не должен произносить имен. Победитель получает «5».

Для формирования практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развитию внимания и памяти используется игра «Исторические пятнашки». На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается здание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Ролевые – Ролевая игровая отличается от обычной игровой деятельности тем, что в ней имеются одновременно две задачи: учебно-воспитательная и игровая. В соответствии с этим учитель обучает детей, играя с ними, а дети, играя, учатся. Перед учащимися учебная задача выступает в замаскированном виде, у них на первом плане - игровая задача решается в процессе игровой деятельности, ребята непреднамеренно, непроизвольно выполняют учебную задачу.

Следующим компонентом ролевой игры являются игровые действия. Чем разнообразнее и интереснее игровые действия, тем успешнее будут решены учебно-познавательные задачи.

Заключительным компонентом ролевой игры является подведение итогов, как и в других играх. Однако для учителя на первый план выступает результат выполнения учебной. задачи - на сколько хорошо учащиеся владеют знаниями.

Эффект игры будет больше, если учитель подведет ребят к осознанию того, что условием успеха были хорошие знания, эмоциональная и выразительная речь.

 

Ролевая игра для 10 класса на тему «Противостояние сторонников норманнской теории и антинорманизма»

4.1.Лучше начинать с самого простого вида игр оживление картин.

В учебнике для 5 класса множество различных картин и репродукций. Тема: " Как жили земледельцы и ремесленники в Египте", §7, с.37. Само задание после текста помогает составить ролевую игру для проверки домашнего задания. Роли распределяет учитель. Здесь можно задействовать практически всех учащихся класса, т. к. иллюстраций достаточно. Следует разбить класс на группы и с каждой обсудить сценарий, декорации, провести репетицию, а к следующему уроку ребята могут почитать дополнительную литературу и что - то добавить, посоветовавшись с учителем.

4.2.Театрализованное представление с атрибутами костюмов и декораций.

Основная нагрузка по составлению сценария падает на учителя. Тема: " Возникновение государств у франков", §1, с. 12 (6 класс). Цель этого представления - показать социальное неравенство в обществе франков.

Содержание игры. К судьям приводят двух преступников. Судьи выслушивают обстоятельства дела, вынося приговор. Один из преступников - крупный феодал - землевладелец, убивший простого франка. Другой- бедный крестьянин, защищавший честь своей семьи, убил дружинника, который во время сбора налогов ударил его жену. Судебник франков не предусматривает смягчающих вину обстоятельств. Однако крупному землевладельцу назначен штраф в 3 раза меньше - 200 солидов, - это стоимость большого стада коров. Крестьянин должен уплатить 600 солидов за убийство дружинника, состоявшего на королевской службе. Но у него нет таких денег, он не может уплатить штраф. Приходится обращаться к родственникам за помощью, иначе он поплатится своей жизнью

Организационно -деятельностная игра - игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профессиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теоретические и практические проблемы, развивается рефлексивный компонент творческого мышления.

В отличие от деловой игры, цель которой - решение актуальной педагогической задачи, целью организационно-деятельностной игры является решение теоретической или практической проблемы. Задача - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.

Слагаемыми элементами подготовки руководителя, режиссеров и сценаристов к организационно-деятельностной игре выступают:

- анализ проблемы практической деятельности специалистов и их характерных ошибок;

- определение для учебной группы уровня сложности проблемы, выносимой на игру;

- уточнение уровня формируемых способностей у обучаемых.

Составные базовые технологии в организационно-деятельностнои игре:

- мнемотехника (развитие системы понятий);

- психотехника (управление системой мотивов);

- схемотехника (перевод понятий в графическую форму);

- группотехника (организация групповой работы);

- социотехника (использование социального опыта как средства обучения).

Игра «Фигуры» (игра явно для младших классов, для истории можно придумать Правителей и их основные достижения во внутренней и внешней политике и на основе этого переделать игру)

В этом задании проверяется способность членов коллектива организованно выполнять сложную умственную и физическую работу. Необходимо разбиться на 3 группы, каждая из которых отвечает за

определенный участок работы. Способы диагностики организованности коллектива

I группа: запомнить предложенные фигуры, которые им будут показаны в течение 1 минуты.

II группа: нарисовать фигуры на основании сведений, полученных от I группы.

III группа: контроль за правильностью выполнения заданий I и II группами.

Признаками организованности отряда в этих экспериментах считаются качество, скорость выполнения и характер работы, который состоит из следующих признаков:

1. Возникновение органа самоуправления, координирующего всю работу.

2. Четкое распределение обязанностей.

3. Выработка плана совместных действий.

4. Отсутствие конкуренции между лидерами.

5. Дисциплина.

6. Отсутствие излишнего напряжения.

7. Высокая деловая активность.

Эти признаки, если они присутствуют, есть показатель высоко организованного коллектива. Социально-психологические характеристики коллектива: отношения, структура, нормы, ценностные ориентации, лидерство – все это важные факторы в жизни коллектива. Умение диагностировать эти факторы, грамотно анализировать и корректировать их необходимо каждому педагогу, независимо от того, с постоянным или временным коллективом он имеет дело






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.