Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика различных видов и форм наглядности в обучении истории.






Чаще всего обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную,

изобразительную, условно-графическую.

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную

Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных

памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением

художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических

данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные

картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены

прошлого;

г) технические средства обучения: аудиозаписи, компакт-диски.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики. В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности. Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса.

Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся

исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи.

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами

быта, памятниками материальной культуры.

Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности.

К условно-графической наглядности относят: схематические рисунки, схемы, таблицы. Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий.

На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности.

Сюда относят схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные.

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат, на ряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Картографическая наглядность. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Карты воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов. Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические, на которых отражены события и явления учебных тем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.