Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язычество. Иерархия мировоззрений






 

Отдельные положения этой книги кто-то может назвать язычеством. Но, может быть, это не так уж и плохо, особенно если учесть, что говорят о нем религиоведы сегодня:

 

«Язычество – это мифологическое мышление, основанное на обожествлении природы и признании всех вещей во Вселенной живыми (т. е. особого плана личностями)».

 

«Даже наша культура, внешний лоск цивилизации имеют бреши: сквозь них проникают реальные силы religio paganorum, религии крестьян. Они по-прежнему действенны, как бы мы ни старались забыть об их существовании. Эти силы есть не что иное, как скрытые силы Природы: языческие культы базировались на признании реальности этих сил, тогда как наша цивилизация основана на искусственном отделении нас от Природы, на убежденности в том, что мы можем быть «выше» этих сил и контролировать их по своему желанию»24.

 

«Язычество – это не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество оставляет за человеком свободу выбора. Раб лишь тот, кто раб чужого выбора, тогда как в язычестве выбор можно менять на каждом шагу своего Пути – это и есть свобода воли. Выбор, которым нас Бог наделил, – это выбор из соответствующих нашему уровню мировоззрений».

 

Давайте сначала разберемся в происхождении самого слова «язычество», поскольку обожествление сил Природы не отрицает главенствующего над ними Единого Бога как личности. Словарь Фасмера указывает, что слово «язычество» – это калька с греческого ethnikos – «национальный, языческий», от ethnos – «народ, язык».Несмотря на то чтоименно христиане чаще всего называют последователей других вер «язычниками», опреде-ление последних произошло задолго до возникновения христианства. Еще в Ветхом Завете, в учении Моисея, противопоставляются народ израильский, «богоизбранный», и все осталь-ные народы – гои, которые при переводе Библии на греческий стали называться словом ethnos, которое родственно другому греческому слову ethos – традиция, обычай.

 

На латыни же, кроме все того же заимствованного у греков слова ethnicus, суще-ствовало свое название для «народов» – людей, исповедующих пантеистические религии: paganus, буквально значащее«сельский житель», позже– «гражданский», отpagus –район, область. Еще в моем детстве мама и бабушка рассказывали о существовании не очень давно в деревнях веры «поганьской», как называли ее христиане.

 

Если знать, стоящая у власти, видела для себя явную выгоду в том, чтобы отказаться от своих прежних убеждений в пользу христианства, и делала это с легкостью, то простой народ

 

– крестьяне, сельчане, деревенские жители – не мог так легко отказаться от мировоззрения, с которым он жил испокон веков, и продолжал верить в свои идеалы. Так более древняя вера предков получила церковное название «поганьской».

 

В словаре В. Даля можно найти весьма примечательное значение слова «язык», которое восходит к глубинам общеиндоевропейской древности, а именно: «народ, земля, с одно-

 

племенным населением своим, с одинаковой речью». И старорусское слово«язычники»означает «говорящие на ином языке» (аналогично происхождению этнонима «немцы» –

24 Т. Graves. Needles of Stone.



А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

«немые», не разумеющие по-русски). Хотя слово «язычники» изначально использовалось русскими для обозначения всех нерусских народов, говоривших на другом языке, христиане со временем придали ему другой смысл.

 

Ведическую культуру, существовавшую еще не так давно в Индии, а также в Европе, в России до христианства, сейчас называют язычеством или политеизмом. Но в своей книге, посвященной исследованию язычества в древней Европе, А. Платов делает немаловажное заключение, что «…политеизм древних учений – явление гораздо более сложное, нежели мы привыкли считать. Прежде всего необходимо отметить некоторую сугубо терминологи-ческую проблему. Что означает само слово «бог»? Наверняка мы видим сегодня нечто иное, чем древние хранители учения Северо-Запада. В Старшей Эдде, объединяющей тексты конца I – начала II тысячелетия н. э., для обозначения языческих богов уже используется относительно поздний скандинавский термин gud, родственный английскому God, немец-

 

кому Gottu т. д.

 

Однако известно более древнее северное слово reginn, или rogn, употреблявшееся в отличие от более позднего gud только для обозначения языческих божеств (т. е. не приме-нявшееся позднее для обозначения христианского бога). На современные европейские языки древнее reginn переводится ныне как «божество» или «бог», но это не совсем точное зна-

чение. Этимологически reginn/rogn означает скорее «сила», нежели «бог» в современном

 

понимании. С другой стороны, почти наверняка это слово связано и с древним общеевро-пейским ri/rig/rex – «наделенный силой», «священный властитель», «король, повелитель».

 

Далее: само многобожие древних учений, вопреки распространенному мнению, отнюдь не является бессмысленным наследием диких времен; напротив, политеизм языче-ства функционален и является важным философским достижением мысли древних. Счи-тается, что язычество – это мифологическое мышление, основанное на обожествлении природы и признании всех вещей во вселенной живыми (т. е. особого плана личностями). Действительно, учитывая древнее обозначение богов как «сил» (значение термина reginn),

 

можно определить «многобожие», как «знание о многих силах» или «знание о многооб-

 

разии Силы». Таким образом, как раз современный христианский монотеизм оказываетсяупрощением, деградацией древнего политеизма, искусственным сужением эзотерического «кругозора», выделением лить одной «силы» из свойственного Мирозданию их многообра-зия.

 

Функциональный политеизм северо-западной Традиции позволяет построить эле-гантную философско-магическую систему взаимодействия существующих в природе сил и плодотворно эту систему использовать.

 

Язычество – это иерархия мировоззрений, направленных на самосовершенство-вание индивидуума и приобретение им необходимых ему способностей. Именно иерар-

 

хия мировоззрений, а не одно определенное мировоззрение, которое непременно требуется разделять всем последователям учения; мировоззрений, которые не противоречат друг другу, которые сосуществуют в рамках одной системы, модели, которая, по сути, является результатом объединения опыта, накопленного многими и многими поколениями путем непрерывной передачи знания. Особенностью такого расширенного восприятия мира явля-ется отсутствие сомнений в реальности/нереальности какого-либо события. С точки зре-ния носителя каждой конкретной традиции, любое событие существует, вопрос только, на каком уровне восприятия (в какой реальности)».

 

Необходимо заметить, что индуизм, выросший на древней ведической базе, является нерешенной загадкой для кабинетных исследователей, называющих ведическую культуру и индуизм многобожием. Религиоведы не могут понять, как такое возможно – чтобы на про-тяжении многих тысячелетий на одной территории мирно могли уживаться разные религи-озные и философские школы, поклонение самым различным богам? Но если понимать, что


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

это – поклонение разным божественным силам, имеющим единый источник, многое станет понятным. Это подобно тому, как в одном санатории разные люди могут лечить самые раз-ные органы и при этом ходить к самым различным врачам, принимая различные процедуры. И при этом не враждовать друг с другом из-за того, что, стремясь стать здоровым, один «поклоняется» почкам, другой – печени, третий – чему-то еще, находясь каждый к тому же на разном уровне тяжести заболеваний: кто-то слегка лишь простыл, а у кого-то серьезное хроническое заболевание.

 

Важный принципиальный момент заключается в том, что в ведизме, язычестве, инду-изме Богом-Всевышним называется одна только личность. Все остальные объекты для поклонения являются разнообразными проявлениями Его силы и называются подчинен-ными, полубогами – частями Одной Высшей Силы. Различные люди могут по-разному любоваться природой: кому-то нравится закат над морем, кому-то милы горные пейзажи, цветущие долины или журчание маленького ручейка – так или иначе все это воспринимается как части природы. Так и поклонение разным богам – проявлениям (повелителям) разных сил всемогущего Бога не противоречит друг другу, как не противоречат друг другу самые разные органы в одном теле.

 

Поклонение разным «богам» – разным энергиям Единого Бога направлено на полу-чение определенных плодов. Точно так же люди укрепляют разные органы тела для дости-жения разных результатов: занимающиеся подводным плаванием тренируют легкие, чтобы находиться под водой долго; работники интеллектуальной сферы пьют витамины для мозга, делают упражнения для снятия усталости глаз; а кто-то может делать упражнения для улуч-шения либидо, потенции – и никого не удивляет и не возмущает такое разнообразие целей

 

и способов их достижения. Как улучшение работы одного органа не вредит работе другого, также и поклонение одному богу не противоречит поклонению другому – только если при этом они все воспринимаются как части Единого, – так же, как, улучшая работу одной части тела, человек должен заботиться и об укреплении всего организма. Поэтому в Ведах все мантры начинаются с «Ом» – обращения к Единому.

 

Принятое в ведической культуре (в «язычестве») выражение своего уважения повели-телям Сил – своего рода «министрам» в царстве единого Бога – подобно поклонению ради материальных благ чудотворцам, угодникам в христианской традиции. Веды упоминают, что, если человек сосредоточивается на поклонении Всевышнему, удовлетворение получают

 

и все полубоги. Так же, как, если заботиться обо всем организме, удовлетворен каждый орган.

 

Веды не осуждают поклонение ради материальных благ чудотворцам, святым, повели-телям сил, если человек понимает, что они черпают свою силу во Всевышнем, потому что с развитием духовного вкуса такое поклонение возвышает человека до поклонения Всевыш-нему. По достижении духовной зрелости человек поклоняется им уже не ради обретения каких-либо земных благ, а чтобы стать таким же доверенным слугой Бога, как и они; чтобы не забирать себе, а передавать милость Бога другим.

 

В этом и заключается наш духовный рост: в «духовном младенчестве» мы от старших только берем, но духовно взрослея, мы начинаем уже не только брать, но также с любовью заботиться обо всех остальных, наше детское потребительское отношение к старшим сме-няется благодарностью и любовью, и мы тоже становимся старшими для кого-то еще.

 

Не все могут сразу подняться до поклонения Богу. И не все могут сразу понять, что все личности в мироздании – проводники высшей воли, подчинены Высшей Личности. Все движимы разными устремлениями, каждый формирует свои представления о счастье, свое мировоззрение, и ведический, или «языческий» принцип гармонии признавать разные взгляды на жизнь, относящиеся к разным уровням восприятия жизни, даже если эти взгляды, казалось бы, противоречат друг другу.


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

Те, кто развил вкус к обретению знаний, учатся в школе с искренним желанием, увле-ченно, засиживаясь за изучением интересной им темы даже на переменах, закапываясь в горы дополнительной литературы после уроков.

 

Я хорошо помню, как оставался порой в школе дотемна, пока уборщица не начинала выключать свет в коридорах и закрывать классы. И я не мог понять, как можно понапрасну тратить время, играя в снежки, когда тут ТАКИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗНАНИЯ! Но, кроме тех, кому нравится учиться в школе – даже на переменах всегда есть также и те, кто, наоборот, с удовольствием сделал бы перемены длиннее, а уроки – короче. Но это не значит, что их нужно убить или выгнать из школы. Порой со временем те, кому раньше не нравилось учиться, становятся великими учеными, с горящим духом познания, который в них раньше раздували с большим трудом.

 

Мало того, что есть школьники с разным отношением к учебе – даже правила в одном и том же предмете на разных уровнях его постижения могут меняться на противоположные

 

– ранее мы уже приводили аналогию с изучением арифметики и алгебры в школе. При этом первоклассники и четвероклассники не дерутся друг с другом из-за того, что они решают одни и те же задачи по-разному, что у них разные правила решения одних и тех же задач.

 

А при изучении математики в восьмом классе на уровне тригонометрии и вообще вводится понятие иррациональных чисел, где действуют уже совершенно иные правила решения тех же самых задач.

 

Так и жизненные ситуации – божественные задачи в большой школе жизни все мы решаем по-разному в зависимости от своих устремлений, то есть в зависимости от миро-восприятия, мировоззрения, и на каждом уровне духовного развития есть свои правила для решения этих задач. Вспыльчивый человек, если его кто-то ударит, в ответ постарается уда-рить так, чтобы противник даже не встал. Святой же – наоборот, пожалеет нападающего, потому что он агрессивен лишь только из-за того, что несчастен. И каждый из них поступает на своем уровне правильно, так как мировоззрение у них разное, и на этих разных уровнях действуют разные правила. Один гасит агрессию агрессией, другой ее гасит любовью. Если один попытается играть по правилам другого, результат хорошим не будет. Тот, кто не спо-собен возвысить других безусловной любовью, не сможет кого-то образумить одним только своим показным ненасилием.

 

Гармоничное восприятие мира основано на приятии всех точек зрения и понимании, что каждая из них соответствует определенной ступени на духовном пути. Попытки иско-ренить (в том числе силой) все другие мировоззрения и оставить, навязать всем какое-либо одно подобны попыткам оставить в школе одних только отличников, хорошо успевающих в определенном предмете, а остальных – выгнать? Нужно признать, что всегда в школе есть и будут дети разного уровня, устремлений и взглядов. С ними не нужно бороться. Нужно только стараться увлечь всех учебой. В школе жизни – направить их к чистой любви.

 

Именно это – приятие в школе жизни самых различных детей, разных стремлений и уровней успеваемости – является сутью феномена, известного как ведическая культура и индуизм.

Веды описывают шесть философий, включая атеистические, которые всегда суще-ствуют в человеческом обществе и которые люди выбирают в соответствии с их внутренним уровнем. Эти философии формируют различные типы мировоззрений, рождающих разные правила игры в этом мире. Последователи ведической культуры принимают, учитывают их все, выстраивая в определенной иерархии: те, кто избавился от корыстных желаний, покло-няются только Всевышнему. Те же, кто хочет осуществить свои материальные желания в зависимости от своих качеств, развивают три типа веры: находящиеся в благости следуют наставлениям священных писаний, поклоняясь святым и полубогам; те, кто находится в страсти, поклоняются богатым, влиятельным людям и демонам. Те, кто находится под влия-


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

нием энергий невежества, поклоняются духам, могилам усопших (об этом говорится в «Бха-гавад-Гите», 17.4).

 

То, какие философии, мировоззрения будут преобладать в обществе, определяется тем, под влияние каких типов энергий попадают люди в результате своих обыденных действий. Общество, ориентированное на прогресс отношений, переходит под влияние благости, даю-щей устойчивое процветание на всех уровнях жизни. Смешанные мотивы переводят людей под влияние страсти, основанной на конкуренции, разделении общества на богатых и бед-ных. Ориентация на одно только лишь потребление переводит людей под влияние энергий невежества, развивающих лень, деградацию разума, разрушение общества.

 

То, какие энергии будут влиять на сознание человека, зависит от его 1) образа жизни; 2) стремлений. Преобладающее влияние определенной энергии проявляется каждом поступке.

 

Те, кто находится в благости, предпочитают пищу, которая увеличивает продолжитель-ность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворе-ние. Это сочная, здоровая, приятная сердцу пища (Б.Г. 17.8).

 

Кофе и кофеиносодержащие чаи, алкоголь, мясо, чипсы и другая чрезмерно сухая, слишком соленая, горькая, острая, очень горячая пища нравится тем, кто находится под вли-янием страсти. Такая пища приносит болезни, является источником горя, страданий.

 

Безвкусная, нечистая или несвежая пища, которая уже начала портиться, объедки нра-вятся тем, на чей разум влияет невежество.

 

Бескорыстные действия, находящиеся в гармонии с указаниями священных писаний и совершаемые из чувства долга или любви являются проявлением благости. В первую оче-редь это выражение уважения к старшим, забота о матери и отце, произнесение только прав-дивых, приятных слов, направленных на благо других и не вызывающих у них беспокойств.

 

Корыстные действия, преследующие материальные цели и совершаемые из гордости, чтобы заслужить почет, уважение, вызвать у других зависть, – проявление страсти.

 

Необдуманные поступки и безответственность, причинение вреда себе и другим, наплевательское отношение к окружающим, в том числе и к тому, какой пример ты подаешь, что о тебе подумают другие, – проявление энергий невежества.

 

Описывая различные философии, существующие в человеческом обществе, Веды отмечают, что их выбор зависит от уровня устремлений, духовного развития индивида. Каж-дое мировоззрение – определенный класс в школе жизни. Когда человек сосредоточен только на себе, чтобы оправдать свои действия, он выбирает философии в страсти и невежестве – материалистические взгляды на жизнь, атеизм. Когда человек начинает оценивать качество своей жизни по тому, насколько гармонично построены его отношения с окружающими, он поднимается до мировоззрений, несущих благо всему обществу.

 

Иерархия мировоззрений основана на увеличении в человеке любви. Чем больше чело-век сосредоточен на благе других, тем более высокое мировоззрение он обретает. Совер-шенное мироощущение человек обретает тогда, когда воспринимает других и себя как части Высшей Истины.


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.