Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Введение 2 страница
Самый древний (II век до н. э.) перечень этих чудес включает: стены Вавилона, статую Зевса, сделанную Фидием из золота и слоновой кости в Олимпии, пирамиды Мемфиса, храм Артемиды в Эфесе (см. выражение «слава Герострата», п. 30), висячие сады Семирамиды в Вавилоне, колосс Родосский (бронзовая статуя Гелиоса высотой 37 метров у входа в гавань острова Родос), мавзолей в Галикарнасе. Впоследствии некоторые из них были заменены на: алтарь на острове Делос, дворец Кира, египетские Фивы, статую сидящего египетского фараона Мемнона, маяк на острове Фарос под Александрией, статую Асклепия в Эпидавре, скульптуру Афины работы Фидия на афинском Акрополе, Капитолий и Колизей в Риме, византийский храм св. Софии, библейские Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме. В наше время к семи чудесам света причисляют: египетские пирамиды Мемфиса, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса Олимпийского, мавзолей (гробница, воздвигнутая царю Мавзолу его женой Артемисией) в Галикарнасе, колосс Родосский, Фаросский маяк. Г 26. Ганнибá лова клятва. Это словосочетание означает решимость бороться с кем-то или с чем-то до самого конца. Карфагенский полководец Ганнибал (247–183 годы до н. э.) с детства поклялся быть непримиримым врагом римского народа. Сначала он одержал ряд побед над римлянами (ср. выражение «Ганнибал у ворот» – возглас ужаса, когда в 211 году до н. э. Ганнибал двинул армию на Рим), но затем потерпел поражение. Когда в 183 году до н. э. Рим потребовал его выдачи, Ганнибал отравился. 27. Взлететь на Геликó н – стать поэтом. Геликон – гора в Древней Греции, где обитали музы, которых называют геликонидами, геликонскими девами, геликонскими повелительницами, царицами Геликона. На Геликоне находился источник Иппокрена (Гиппокрена, отгреч.«гиппос» – «конь»), который возник от удара копытом крылатого коня Пегаса и который обладал силой возбуждать поэтический дар. Здесь проводились празднества в честь муз (musé ia) (см. ил. на с. 67). Иносказательно Геликон – место поэтического вдохновения. А. С. Пушкин. «Городок»: Как знать, и мне, быть может, Печать свою наложит Небесный Аполлон, Сияя горним светом, Бестрепетным полетом Взлечу на Геликон. А. С. Пушкин. «В альбом»: Цариц ты любишь Геликона, И ими сам не позабыт. 28. Герá кловы (геркулé совы) столбы. По античному преданию, Геракл (см. выражение «геркулесов труд», п. 29), соединив Атлантический океан со Средиземным морем, воздвигнул две скалы на берегах Гибралтарского пролива у Европы и Африки. На скалах была надпись: «Í bi dé ficit ó rbis» – «Здесь кончается мир» (то есть граница земли, дальше которой пути нет). Выражение «геракловы столбы» означает границу, предел чего-либо или крайность в чем-либо. 29. Геркулé сов труд означает нечто, потребовавшее необыкновенных усилий, огромное дело, подвиг. Геракл (лат. – Геркулес) – самый известный герой греческих сказаний, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, которому было определено стать владыкой всех народов. Этого не хотела Гера (жена Зевса), она послала к малютке двух змей умертвить его, но Геракл задушил их. В 18 лет Геракл освободил родной город Фивы от уплаты дани орхоменскому царю Эргину, за что фиванский царь Креонт отдал ему в жены свою старшую дочь Мегару. Гера, по-прежнему враждебно относившаяся к Гераклу, наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей. Дельфийский оракул наложил на Геракла наказание – совершить двенадцать тяжелых и опасных деяний (само имя его означает «совершающий подвиг из-за гонений Геры»). Геракл совершил свои подвиги: 1) задушив руками немейского льва, добыл его шкуру; 2) убил лернейскую гидру; 3) поймал быструю керинейскую лань; 4) поймал живым эриманфского вепря; 5) уничтожил птиц-людоедов из болот около города Стимфала в Аркадии; 6) очистил от навоза конюшни Авгия; 7) укротил огнедышащего критского быка; 8) укротил пожирающих человеческое мясо кобылиц Диомеда во Фракии; 9) добыл пояс Ипполиты – царицы амазонок; 10) похитил коров Гериона – трехглавого великана, обитавшего на крайнем западе, где Геракл воздвигнул так называемые геркулесовы столбы; 11) добыл с помощью Атланта золотые яблоки Гесперид; 12) одолел подземного стража преисподней пса Цербера и вывел его живым на поверхность земли. Геракл совершал и другие подвиги, например, убил орла, пожиравшего печень Прометея. Второй женой Геракла была Деянира, которая из ревности дала ему хитон, пропитанный отравленной кровью кентавра Несса (его Геракл ранее убил отравленной стрелой). Когда Геракл надел его, ткань приросла к телу, причиняя ему невыносимые страдания. Не в силах терпеть боль Геракл бросился в огонь. Зевс сделал его бессмертным и взял на гору Олимп, где ему была дана в жены вечно юная Геба. В античности Геракл был символом мужества, силы и отваги, избавителем от бед и страданий, поборником справедливости и доброты (только в припадках безумия он совершал преступления). Он считался покровителем атлетизма и палестр (школ борьбы), по всей Греции имелись его святилища, в его честь устраивались празднества и игры-гераклé и. Образ Геракла в виде могучего человека с львиной шкурой и палицей, бородатого и обнаженного встречается во многих произведениях живописи и скульптуры (см. ил. на с. 68). А. С. Пушкин. «Каменный гость»: Каким он здесь представлен исполином! Какие плечи! Что за Геркулес! 30. Слава Герострá та. Герострá тово деяние. Символом безумия (и безумного поступка) является имя Герострата, жителя Эфе Эфеса, который жаждал славы до такой степени, что в 356 году до н. э. в ночь рождения Александра Македонского поджег храм Артемиды (Дианы) в Эфесе, считавшийся одним из семи чудес света. Герострат был казнен, и никому, под страхом смертной казни, не разрешалось произносить его имя. Но случилось то, чего хотел безумец: имя его сохранилось в веках. Слава Герострата – позорная слава. В переносном смысле Геростратом называют честолюбивого человека, добивающегося славы любой ценой, вплоть до преступления. 31. Гигантский (титанический) труд – огромный труд. Гиганты, как и титаны, в греческой мифологии – божества старшего (хтонического) поколения. Это с густыми волосами и бородами змееногие великаны, порожденные Геей из капель крови, пролившейся при оскоплении бога неба Урана (мужа Геи) их сыном – титаном Кроносом. По другому варианту, Гея породила гигантов от Урана после того, как Зевс (олимпийское поколение богов) низвергнул титанов в Тартар. Поздние мифы часто смешивают сказания о гигантах и титанах, об их борьбе с богами. Гигантомахия (борьба гигантов и богов) окончилась победой богов, и гиганты были заточены в подземное царство. Борьба богов с гигантами изображена на фризе алтаря Зевса в городе Пергам (хранится в Античном собрании в Берлине). В современном языке слова «гигант», «гигантский» являются синонимами слов «великан», «огромный», «исполинский». Титан – самый большой из спутников планеты Сатурн; химический элемент (Ti), очень твердый и химически стойкий металл. 32. Гидра (греч. hý dra – водяная змея). В древнегреческой мифологии гидра – это многоглавая (часто с девятью головами) змея, у которой на месте одной отрубленной головы вырастали две новые. От ее ядовитого дыхания погибало все живое. Самой известной является лернейская гидра, которая обитала у источника Лерны в Греции и которую убил Геракл (его второй подвиг) посредством прижигания обрубков шеи. В биологии гидры – отряд пресноводных кишечнополостных животных. В астрономии Гидра – созвездие, бό льшая часть которого расположена в южном полушарии неба. Иносказательно Гидрой называют нечто чудовищное. 33. Узы Гименé я. Гименей (греч. Hymená ios одного корня с hý men – девственная плева) – бог брака у древних греков и римлян. Сын Диониса и Афродиты (вариант: Аполлона и одной из муз). По одному из мифов, Гименей был прекрасным юношей, певцом и музыкантом, который внезапно скончался на свадьбе Диониса, но Асклепий воскресил его. В античности Гименея изображали стройным нагим юношей со строгим выражением лица, с факелом в одной руке и венком в другой. Гименеем называлась также торжественная песня в честь новобрачных, прославлявшая это божество. В эллинистическое время возникла форма epithalá mios – свадебная песня, свадебное стихотворение, исполняемые на брачных торжествах. Широко известна, например, эпиталама «Пою тебе, бог новобрачных» из оперы А. Г. Рубинштейна «Нерон» (1876 год). В переносном смысле выражение «узы Гименея» или слово «Гименей» означают брак. В медицине hý menorrhaphiá – сшивание девственной плевы. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (4, 14): Судите ж Вы, какие розы Нам заготовит Гименей. 34. Клятва Гиппокрá та – это тщательно разработанная Гиппократом (знаменитым основателем научной медицины, греческим врачом V – IV веков до н. э.; см. ил. на с. 69) этика отношения врача к пациенту, зафиксированная в виде обязательства, которое давал врач по окончании обучения. В наши дни клятва Гиппократа, которую дают выпускники медицинских вузов, принята в качестве основы поведения врача. 35. Гиппократово лицо – лицо умирающего человека. Профессиональное медицинское выражение fá cies Hippocrá tica включает в себя имя Гиппократа потому, что именно он в своем сочинении «Прогностика» впервые описал лицо человека с признаками наступающей смерти. Имя Гиппократа как автора входит также в следующие медицинские термины. Митра Гиппократа (греч. mí tra иногда переводят как слово «шапка») – повязка на голову, накладываемая двуглавым бинтом (подробнее см. в ЭСМТ, т. I, с. 288). Ноготь Гиппократа – деформация ногтей, при которой ногтевые пластинки в средней части становятся более широкими и выпуклыми, а боковые и задние валики приподняты (ЭСМТ, т. I, с. 288). Пальцы Гиппократа – деформация пальцев в виде колбовидного утолщения концевых фаланг (ЭСМТ, т. II, с. 288). Скамья Гиппократа – деревянная скамья с наклонной плоскостью, использовавшаяся при лечении переломов, прообраз современных ортопедических столов (ЭСМТ, т. I, с. 288). Черная болезнь Гиппократа (синоним – мелена) – выделение кала в виде липкой массы черного цвета, признак желудочно-кишечного кровотечения (ЭСМТ, т. II, с. 164). Шум плеска Гиппократа – шум плеска в груди, слышимый при быстром изменении положения или сотрясения грудной клетки, наблюдается при одновременном наличии жидкости и газа в плевральной полости (ЭСМТ, т. I, с. 288). 36. Гомерический смех (ужин и т. д.) – громкий, неудержимый смех. Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» описал неудержимый, нескончаемый хохот богов. Слово «гомерический» стало употребляться также в значении огромный, чрезмерный. И. А. Гончаров. «Фрегат " Паллада"»: «Обед гомерический, ужин такой же».
37. Гó рдиев узел – сложный и запутанный вопрос (дело, задача). Гордий – имя царя Фригии, который был вначале простым земледельцем. Однажды, когда он вспахивал землю, на ярмо его быков сел орел, что было истолковано как знамение, предвещающее Гордию царскую власть. И действительно, вскоре фригийцы лишились царя и обратились к оракулу за советом, кого выбрать царем. Оракул велел избрать того, кого они первым встретят едущим к храму Зевса на повозке. Первым человеком, который им встретился, оказался Гордий. Став царем, Гордий построил город и назвал его своим именем. Он поставил в храме свою повозку, ярмо которой связал очень сложным узлом, который никто не мог развязать. Считалось, что тот, кто развяжет этот узел, станет правителем всей Азии. Согласно легенде, Александр Македонский в 334 году до н. э., не сумев распутать узел, разрубил его мечом. Отсюда и пошло выражение «разрубить гордиев узел», то есть быстро и решительно справиться с каким-нибудь запутанным и сложным делом. Примечательно, что Эрне Рубик в 1989 году назвал одну из своих логических игрушек «гордиевым узлом». И. С. Тургенев. «Рудин»: «Расстался… Гордиев узел какой-то затянулся – пришлось перерубить, а больно было!». Д 38. Дамó клов меч. Дамокл – один из приближенных сиракузского правителя Дионисия (IV век до н. э.), очень завидовавший богатству и власти тирана и считавший его счастливым. Дионисий посадил Дамокла на один день за праздничный стол на свое место (то есть в качестве правителя), повесив над его головой острый меч на конском волосе как символ тех опасностей, которые постоянно грозят правителю. Дамокл понял, как призрачны счастье и благополучие того, кто владеет властью. Выражение «дамоклов меч» означает постоянную опасность, возможные неприятности, нечто угрожающее. 39. Дары данá йцев – это дары, таящие в себе опасность, предательство, приносящие беду, гибель. Данайцами Гомер в своем эпосе называл греков. Словосочетание «дары данайцев» отражает эпизод Троянской войны. После безуспешной осады Трои греки применили хитрость: сделали вид, что отошли с войском, а у стен города оставили огромного деревянного коня, внутри которого были спрятаны воины. Троянцы, не подозревая хитрости греков, внесли этого коня в свой город, не послушали предостережения жреца Лаокоона: «Quidquid id est, timeo Danaos et dina ferentes» («Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже когда они дары приносят»). Ночью греческие воины вышли из деревянного коня и открыли ворота Трои вернувшемуся к этому времени своему войску. Троя была завоевана. С этим эпизодом связано и выражение «троянский конь» как нечто коварное и предательское. См. «Санкт-Петербургские ведомости» от 9 февраля 1994 г. статью «Данайский дар» об экспорте токсических отходов из Австралии, США, ФРГ, Японии, Канады в слаборазвитые страны Азии.
40. Комплекс Диогена – психологическое состояние, когда человек ведет себя необычно, удивляя окружающих своей эксцентричностью. Диоген – древнегреческий философ, представитель направления киников (от слова «кион» – собака, т.к. киники считали, что жить надо подобно собаке). Несмотря на своё знатное происхождение Диоген вел нищенский образ жизни (в бочке), считая, что человек должен довольствоваться малым и избегать зла, что обеспечивает независимость. Но зависимость означала и отрицание семьи, государства (киники называли себя космополитами), имущества, науки и общественных установлений, вплоть до сознательного эпатирования общества. Известен случай, когда Диоген разгуливал днем со светильником, а на вопрос сограждан почему он это делает, ответил: «Я ищу человека». Эти слова стали афоризмом на латинском языке «Quaero hominem!» 41. Дракó новские меры (планы, условия) – нечто очень жестокое и суровое. Дракон – афинский законодатель, живший в VII веке до н. э. Его законы содержали тяжкие наказания за нарушение прав частной собственности (например, смертную казнь за кражу зерна, овощей и др.). Впоследствии эти законы стали называть «написанные кровью». И хотя уже в следующем веке уголовное законодательство было смягчено Солоном, однако в памяти людей надолго осталась непомерная жестокость законов Дракона. См. «Санкт-Петербургские ведомости» от 24 февраля 1999 г. статью «Навязывают драконовские условия» о санкциях США против России; от 7 апреля 2000 г. статью «Драконовские планы президента ФИДЕ» о желании К. Илюмжинова взять под свой контроль всю мировую шахматную жизнь. Е 42. Елена Прекрасная – дочь Зевса и Леды (см. выражение «с (от) яиц Леды», п. 61), славившаяся необыкновенной красотой, за которую ее стали называть Прекрасной. К ней сватались многочисленные женихи; выдали ее за спартанского царя Менелая. По совету Одиссея, который тоже сватался к Елене, женихи поклялись признать ее выбор и всегда защищать ее и ее избранника. Когда Парис (сын троянского царя Приама, отдавший яблоко Афродите как красивейшей из трех спорящих богинь и получивший обещание любви самой красивой женщины) похитил Елену и увез ее в Трою, Менелай с друзьями выступил в поход против Трои (Троянская война). После взятия Трои Менелай разыскивал Елену с мечом в руках, чтобы убить ее за измену, но при виде жены, сиявшей прежней красотой, простил ее, и они вернулись в Спарту. О дальнейшей судьбе Елены Прекрасной существуют разные версии. По одной версии, она после смерти мужа была изгнана сыновьями Менелая и бежала на остров Родос, где была убита. По другой версии, Елена после смерти была перенесена на остров Левка в устье Дуная и соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом. Елене Прекрасной воздавались божественные почести, существовали ее культы, так как, по некоторым предположениям, она являлась древним минойским божеством растительности. Образ Елены Прекрасной – персонажа греческих сказаний о Троянской войне занял прочное место в изобразительном искусстве от античности до наших дней (см. ил. на с. 70). Красота Елены вошла в поговорку. 43. Елисейские поля (Элизиум). У греков это понятие на протяжении веков менялось: то это загробный мир, поля блаженных, куда после земной жизни попадают любимые богами герои; то это красивая долина на крайнем западе, где, не ведая смерти, ведут блаженную жизнь любимцы богов; то это острова блаженных, где трижды в год снимают урожай с полей, которые никто не засевает, где нет болезней и страданий, где царствует Кронос и ведут счастливую жизнь избранники богов (например, Ахилл). В поэзии Элизиум – либо синоним царства красоты и счастья, либо символ вечного покоя; отправиться в Елисейские поля – значит умереть. Гомер. «Одиссея» (4, 563–568): Там за пределы земли, на поля Елисейские будешь Послан богами – туда, где живет Радамант златоглавый, Где пробегают светло беспечальные дни человека, Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает; Где сладкошумно летающий веет Зефир, Океаном С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным. А. С. Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе»: Не се ль Элизиум полнощный, Прекрасный Царскосельский сад! А. А Бестужев-Марлинский. «Испытание»: «Уверен ли ты, что супруг ее убрался в Елисейские?». Ж 44. Жрец Аполлó на (Вá кха, Морфé я, муз и т. д.). Жрецы – это служители языческих культов, игравшие роль посредников между богом и человеком. Римские жрецы были должностными лицами государства, они руководили обрядами, жертвоприношениями, ведали календарем, заседали в сенате, играли важную роль в международных отношениях. Во главе римских жрецов стоял император, называвшийся великим понтификом. В настоящее время в католической церкви власть и период правления римского папы называется понтификатом. Один из титулов римского папы – понтифик. В переносном смысле жрец – это служитель. Жрец муз, жрец Аполлона – это поэт. Жрец музыки – музыкант. Жрец Вакха – пьяница. Жрец Морфея – любитель поспать. Жрец Марса – военный. И 45. Ни на иó ту. Буква «иота» (ι) – девятая буква древнегреческого алфавита. Во-первых, она является самой маленькой буквой алфавита; во-вторых, она могла быть написанной как рядом с другими буквами, так и под ними (например, в сочетании долгих гласных о, е с ней); в-третьих, эта буква в некоторых ситуациях вообще не произносилась (например, ώ ı δ ή – песнь, ода). Выражение «ни на иоту» означает ни на сколько, ни на шаг. Примечательно, что, когда иота произносилась, это был звук, равный русскому «и» (например, Ió nia – Иония, область Малой Азии, ichthú s – рыба), а не «й», как ее ошибочно пишут и произносят по-латыни и по-русски в слове ió dum – иод (от греч. ió des – фиолетовый). А. Ф. Писемский. «Люди сороковых годов»: «С месяц тому назад я... ни иоты не знал по-французски». 46. Возвращение на Итаку. В гомеровском эпосе Итака – остров, расположенный у западного побережья Греции, родина Одиссея (мужа Пенелопы) – героя поэм «Илиада» и «Одиссея». После 10 лет осады Трои греки по совету Одиссея соорудили деревянного коня (см. выражение «дары данайцев», п. 40). При возвращении на родину, которое заняло еще 10 лет, Одиссей испытал массу приключений, поэтому название поэмы, в которой они описаны, стало нарицательным и употребляется иносказательно: одиссея – это долгие скитания, путешествие, многочисленные испытания и т. п. Подобным же образом «возвращение на Итаку» стало означать возвращение домой после длительного отсутствия и испытания многих невзгод, а слово «Итака» стало синонимом родного места. А. С. Пушкин. «Письмо к Ф. Ф. Вигелю»: Скучной ролью Телемака я наскучил, о друзья. О Москва, Москва – Итака…
К 47. Кадуцé й (лат. caducé us) в греческой мифологии – деревянный жезл из лавра или оливы, обвитый, как сообщают античные источники, «глядящими друг на друга змеями». Первый кадуцей был изготовлен богом кузнечного ремесла Гефестом для вестника богов (а затем бога торговли) Гермеса, а он передал его сыну, от которого пошел род глашатаев. По другому варианту, золотой кадуцей был пастушеским посохом Аполлона и Гермес получил его в обмен на свою свирель. В древности кадуцей был эмблемой вестников, глашатаев, парламентариев как гарант их неприкосновенности, позднее стал эмблемой торговли. Вплоть до нового времени кадуцей служил эмблемой торговли и мирного разрешения споров, использовался в геральдике (например, входил в герб Харьковской губернии); начиная с XIX века изображение кадуцея служит в некоторых странах (например, в США) символом медицины. 48. Калипсó – дочь титана Атланта, нимфа, жила на сказочном острове Огигия, на который попал Одиссей после кораблекрушения при возвращении с Троянской войны. Стремясь сделать его супругом, Калипсо удерживала Одиссея 7 лет, обещая ему бессмертие и счастье. У них было четыре сына. Но Одиссей тосковал по родине, и Калипсо была вынуждена отпустить его, снабдив плотом и всем необходимым. Иносказательно Калипсо – коварная соблазнительница. 49. Пророчество Кассá ндры. Кассандра – троянская царевна, в которую влюбился Аполлон и которую наделил даром пророчества (по более позднему мифу, Кассандра получила свой дар еще в детстве от священных змей в храме Аполлона). Однако был ею отвергнут. В отместку ей Апполон сделал так, что ее вещим словам не стали верить. Так, троянцы не вняли словам Кассандры, предостерегавшей Париса от брака с Еленой. Она предсказала падение Трои, а также убеждала троянцев не вводить в Трою деревянного коня, оставленного греками у ворот города. После падения Трои Кассандра как пленница досталась предводителю греческого войска Агамемнону и погибла вместе с ним от руки его жены Клитемнестры. Кассандрой иронически называют человека, который предвидит несчастье, но не в силах ни сам что-либо сделать, ни убедить других принять меры для его предотвращения. 50. Кастá льский источник (ключ, воды). Касталия – дельфийская нимфа, которая, спасаясь от влюбленного в нее Аполлона, превратилась в ручей на горе Парнас. Аполлон велел построить здесь храм, а ручью дал силу поэтического вдохновения. Отсюда его значение – «источник вдохновения». А. С. Пушкин. «Письмо Дельвигу»: Я в минувши годы, у берегов Кастальских вод Любил марать поэмы, оды... 51. Кá стор и Пó ллукс – символ братской неразлучной дружбы. По одному из мифов, близнецы Кастор и Поллукс (греч. Полидевк) – сыновья Зевса (что отражено в их прозвище – Диоскуры). По другому мифу, Леда – жена царя Тиндарея снесла два яйца: из одного вылупились Кастор и Клитемнестра (дети Тиндарея – смертные), а из другого – Поллукс и Елена Прекрасная (дети Зевса, давшего сыну бессмертие). Диоскуры совершили несколько подвигов, но Кастор погиб. Не желая жить без брата, Поллукс просил Зевса послать ему смерть. Зевс разрешил Поллуксу отдать брату половину своего бессмертия, и с тех пор братья один день проводили в подземном царстве Аида и один день – на Олимпе, среди богов. Оба они в виде утренней и вечерней звезды по очереди появляются на небе как персонажи круга Зодиака («Близнецы»). Братья считались укротителями коней, а Поллукс еще и искусным кулачным бойцом. Они также были покровителями моряков. Изображали их в остроконечных войлочных шапочках (такие носили греческие моряки) и с конями. Известны их скульптуры в Риме и Санкт-Петербурге, у портика Конногвардейского манежа (совр. Центральный выставочный зал). М. П. Алешковский. «Арлекин»: «Мир перевернулся для двух приятелей… Оба почти перестали бывать на сходках «новых», за что и получили насмешливую кличку «Братья Диоскуры». 52. Кé сарево безумие (перевод нем. Cä sarenwahnsinn) – психическое заболевание, вызванное неограниченной полнотой власти, которой владели римские императоры Калигула, Нерон и др. Выражение восходит к римскому историку Тациту, считавшему, что пожар Капитолия в 69 году случился из-за распрей между Вителлием и Веспасианом (второму, как известно, принадлежит выражение «деньги не пахнут» – о налоге на общественные уборные), которые Тацит называл fú ror prí ncipum – помешательство правителей. 53. Кé сарево сечение (лат. sé ctio caesá rea) – хирургическая операция извлечения плода и последа из полости матки через разрез в ее стенке (ЭСМТ, т. II, с. 31). Название операции происходит от древнеримского закона, разрешившего производить ее: Lex Caesá rea – кесаревский (царский) закон. Следует отметить в русском эквиваленте отражение классического произношения (как русское «к») латинской буквы с (ср. русское «цирк» от латинского cí rcus). Слово Caé sar, являющееся первоначально прозвищем отдельной ветви рода знаменитого полководца, политика и писателя Гая Юлия Цезаря, после его смерти стало присваиваться всем римским императорам в качестве почетного титула. Начиная с IX века титул «царь» (от лат. Цезарь) стали носить верховные правители Болгарского царства, а с XV века – московские великие князья. 54.Богат, как Крез. Крез (590–547 годы до н. э.) – царь Лидии, который был известен своим богатством так же, как щедростью. При Крезе широко чеканились монеты, интенсифицировались денежные отношения. Известна легенда о том, что перед началом войны с Персией царь получил в Дельфах такое прорицание: «Перейдя реку Галис, ты разрушишь великое царство». Крез действительно разрушил царство, но свое собственное: персидский царь Кир II победил его и присоединил Лидийское царство к Персии. Греческий историк Геродот описал встречу Креза с Соломоном (одним из семи мудрецов), во время которой мудрец сказал, что никто не может считать себя счастливейшим из людей до тех пор, пока жизнь не подошла к концу. Л 55. Лабиринт противоречий. В данном выражении слово «лабиринт» означает путаницу, из которой трудно найти выход. В греческой мифологии лабиринтом называли сооружение с многими запутанными ходами (см. ил. на с. 72). В древности были известны четыре лабиринта – критский, этрусский, самосский, египетский. Знаменитый в Греции лабиринт на острове Крит был построен Дедалом для чудовища Минотавра (см. выражение «нить Ариадны», п. 14) по образцу египетского лабиринта. Дедал, как передают Плиний Старший и Овидий, соорудил лишь сотую часть египетского лабиринта, и сам не знал из него выхода; в египетском лабиринте было, по описанию Геродота, около трех тысяч комнат под землей и над землей, где среди прочего находились гробницы священных крокодилов. Этимологию слова «лабиринт» ученые возводят либо к названию двойного топора-лабриса, изображения которого имеются на стенах критского лабиринта, либо к глаголу lambá no – схватывать, связывать (лабиринт – это ловушка). В Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге находится икона XVII века под названием «Лабиринт духовный». На ней показано, как должен поступать христианин в земной жизни, чтобы, преодолев все земные соблазны, изображенные в виде лабиринта, достичь вечной жизни – рая. В медицине со словом «лабиринт» связаны термины: labyrí nthus á uris – ушной лабиринт; labyrí nthus ethmoidá lis – сообщающиеся между собой ячейки решетчатой кости; labyrí nthus membraná ceus – система перепончатых ходов лабиринта внутреннего уха; labyrí nthus ó sseus – система костных ходов внутреннего уха. М. Е. Салтыков. «В среде умеренности»: «Будет. Ибо ежели я не оборву разом, то наверное запутаюсь в лабиринте самовопрошений и самовозражений». 56. Пожинать лá вры означает достигать славы, добиваться всего, чего захотелось, пользоваться плодами успехов.
|