Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности детей 6-летнего возраста






Социальная ситуация развития в переходный к младшему к школьному возрасту период.

Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия периода.

Формирование новой внутренней позиции.

Развитие познавательных процессов 6-летнего ребенка.

Развитие личности 6-летнего ребенка.

Развитие деятельности.

Основные понятия. Новая внутренняя позиция.

Психологическая готовность к систематическому обучению

Понятие психологической готовности к обучению в школе.

Основные компоненты психологической готовности ребен­ка к школе.

Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

Социально-психологическая и коммуникативная готов­ность: сформированность форм общения со взрослыми и сверст­никами, коммуникативных умений и навыков.

Личностная готовность: произвольность поведения и воле­вая готовность, особенности мотивационной сферы и мотивов

учения.

Основные понятия. Готовность к школе, психологическая готовность к школе, обучаемость, морфофункциональная го­товность, предметно-специфическая готовность, структура пси­хологической готовности ребенка к обучению в школе, школь­ная зрелость.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Абстрагирование - мыслительная операция, состоящая в отвлечении от несущественных признаков в объекте.

Активность - стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию.

Акцентирование - операция воображения, состоящая в подчеркивании определенных частей, свойств, качеств, признаков i знакомом образе, в результате чего получается новый образ.

Анализ - мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части.

Антропоморфизация - операция воображения, состоящая в одушевлении.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначи­мых.

Волевое действие - преднамеренное, осознанное, связанное с преодолением трудностей действие. Его структуру составляют постановка цели, принятие решения, планирование исполнения, преодоление препятствий, сличение достигнутого результата с предполагаемым и его оценка.

Волевое усилие - психическое напряжение, мобилизующее внут­ренние ресурсы человека для преодоления препятствий.

Воля - способность человека действовать в направлении созна­тельно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание - процесс целенаправленного и систематического
воздействия на все стороны личности ребенка.

Воспоминание - процесс непроизвольного восстановления про­шлого опыта.

Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон I при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Воспроизведение - процесс памяти, при котором актуализируют­ся известные по прошлому опыту объекты.

Воссоздающее воображение - вид воображения, предполагаю­щий создание образа на основе описания:

Гиперболизация - операция воображения, состоящая в преувели­чении или преуменьшении определенных сторон знакомого объ­екта, в результате чего получается новый образ.

Двигательная память - память на движения и действия.

Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружаю­щей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Забывание - утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить.

Запоминание- процесс памяти, состоящий в фиксации новой ин­формации.

Знаково - символяческая функция сознания - возможность исполь­зовать объект в качестве заместителя другого.

Импульсивность- особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению - один из компонентов готовности, предполагающий определенный уро­вень развития познавательных процессов. Интеллектуальные чувства - чувства, возникающие и развиваю­щиеся в процессе познавательной деятельности (удивление, со­мнение, радость познания).

Интернорнзация - процесс перехода внешних действий во внут­ренние.

Классификация - мыслительная операция, состоящая в разделе­нии объектов на группы по определенным признакам.

Коммуникативное умение - освоенный человеком способ уста­новления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

Концентрация внимания - степень углубления в деятельность при отвлечении от всего остального.

Культура наблюдения - качество восприятия, характеризующее возможность поставить цель, спланировать и руководить про­цессом восприятия.

Латентный период запоминания - время, в течение которого ин­формация удерживается в памяти.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, харак­теризующих индивида со стороны его включенности в социаль­ные отношения.

Логическая память-вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала.

Манипулирование - нецеленаправленные действия с объектами, не учитывающие их специфику (назначение).

Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления.

Мнемическая память - сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить.

Мнемические приемы - действия, которые применяются для управления своей памятью.

Мнемические средства - идеальные или материальные объекты, предназначенные для облегчения протекания процессов памяти.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворени­ем потребности.

Мотивировка - словесное объяснение своего действия или по­ступка.

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отраже­ния существенных свойств, связей и отношений между объекта­ми. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью про­исходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы,

Наблюдение - систематическое, целенаправленное и планомер­ное восприятие объектов.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, осуществляе­мый с помощью внешних практических действий.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы.

Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели.

Новая внутренняя позиция дошкольника- возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значи­мой деятельностью.

Нравственнее развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственные качества -постоянные свойства личности, прояв­ляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.

Нравственные, моральные чувства - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравст­венным нормам.

Нравственные нормы - общественно выработанные правила по­ведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и дея­тельности.
Обобщение - мыслительная операция, состоящая в объединении
объектов по общим существенным признакам.
Образная память - память на чувственно воспринимаемую ин­
формацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.
Общение - взаимодействие людей, направленное на согласова­ние и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
Объем памяти -количество объектов, которые человек запоми­нает (воспроизводит) за единицу времени.
Опосредованная память - вид памяти, предполагающий опору
на внешние или внутренние мнемические средства.
Опосредованное воображение- вид воображения, предполагаю­щий создание образа с опорой на внешние или внутренние сред­ства.

Орудийные действия - действия, предполагающие воздействие предметом-орудием на предмет-цель.

Ощущение - психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздейст­вии на органы чувств.

Память - психически и познавательный процесс, состоящий в от­ражении прошлого опыта.

 

Переключение внимания - переход от одного объекта (вида дея­тельности) к другому.

Перцептивные действия - действия, сознательно направляемые ' на обследование объектов.

Потребность - источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития.

Предметные действия - общественно выработанные способы употребления предметов.

Припоминание - сознательный поиск информации в памяти.

Произвольная память - вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождаю­щийся волевыми усилиями для ее достижения.

Произвольное действие -действие, совершаемое в соответствии

с заранее поставленной целью.
Произвольность поведения - способность отказаться при необ­ходимости от того, что непосредственно привлекает, и действо­вать в соответствии с заранее поставленной целью.
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: про­цесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.
Психологическая готовность к школьному обучению - комплекс
психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение, в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов - мышления, восприятия, памяти, вообра­жения); личностная (определенный уровень развития самосозна­ния, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определен­ный уровень развития умений и навыков общения, установле­ния контактов со сверстниками и взрослыми).
Психологическая защита - регулятивная система личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Распределение внимания - способность одновременно успешно

выполнять несколько видов деятельности. Рассеянность внимания - неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности.

 

 

Речь - процесс использования языка в качестве средства обще­ния и обобщения.

Самооценка - оценка личностью себя (своей внешности, способ­ностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания.

Самосознание - осознанное отношение человека к своим индиви­дуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям.

Сенсомоторный образ - зрительно-двигательный образ действия или предмета.

Сенсорные эталоны - исторически сложившиеся представле­ния о чувственных свойствах, качествах и признаках объек­тов.

Синтез - мыслительная операция, состоящая в мысленном соеди­нении различных частей или сторон объекта в единое целое.

Ситуативные желания - желания, мотивы поведения, возникаю­щие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас».

Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутрен­нем плане с опорой на понятия.

Словесно-логическая память - память на мысли.

Соотносящие действия - действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей.

Соподчинение мотивов - определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных моти­вов, подчиняющих себе другие.

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка челове­ком других людей.

Сравнение - мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия.

Суждение - логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами.

Творческое воображение - вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта.

Творчество - деятельность, результатом которой является созда­ние новых материальных и духовных ценностей.

Узнавание - процесс памяти, состоящий в опознании восприни­маемого объекта как уже известного в прошлом опыте.

Умозаключение - логическая форма мышления, вывод, получае­мый путем сопоставления фактов или суждений.

Устойчивость внимания -длительное удержание внимания на объекте или деятельности.

Фантазия - синоним воображения или его продукт.

Фрустрация - тяжелое психическое состояние, вызываемое ситуацией, когда человек хочет, но не может преодолеть барьер, переживает неудачу.

Целеполагание - способность порождения новых целей в деятельности человека.

Чувства высшие - отражения устойчивых эмоциональных отношений человека, связанных с его потребностями и мотивами, к явлениям действительности.

Чувственное познание - познание, протекающее с помощью ор­ганов чувств.

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуа­ций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................................................ 3

Раздел I. Общие вопросы детской психологии

Глава I. Предмет детской психологии............................................ 7

§ 1. Основные закономерности психического развития............... В

§ 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта.................................................................. Н

Глава 2. Принципы и методы детской психологии........................ 16

§ 1. Принципы изучения психики ребенка....................................... 16

§ 2. Методы детской психологии...................................................... 18

§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности

ребенка.......................................................................................... 25

Глава 3. Общая характеристика психического развития

ребенка от рождения до 7 лет........................................................... 28

§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте.... 28

§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни............ 30

§ 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет................ 34

§ 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет......................... 35






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.