Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольника






Развитие внимания

Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве. Слуховое и зрительное сосредоточение как первое про­явление внимания.

Развитие объема, устойчивости, распределения, переключе­ния, концентрации внимания. Формирование элементов произ­вольного внимания.

Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте. Непроизвольное внимание и условия его развития. Произвольное, опосредованное внимание и условия его фор­мирования. Послепроизвольное внимание и условия его раз­вития.

Развитие свойств внимания. Рассеянность внимания, ее при­чины и пути преодоления. Колебания внимания.

Внимание как условие успешного протекания внешней и внутренней деятельности, умственной и практической.

Пути и средства организации и поддержания внимания у де­тей разного возраста, в разных видах деятельности. Роль речи в развитии видов и свойств внимания. Дидактическая игра как сред­ство развития внимания.

Основные понятия. Внимание, виды внимания, свойства вни­мания, рассеянность.

Развитие речи

Предпосылки развития речи в младенчестве. Предпосылки активной речи. Гукание, гуление, лепет. Появление первых слов. Развитие понимания речи, ориентировки на речь. Развитие фо­нематического слуха как предпосылка освоения речи.

Развитие речи в раннем детстве. Использование ребенком речевых средств общения. Развитие пассивного и активного словаря. Освоение грамматического строя языка. Познание от­ношений и связей окружающей действительности - основа фор­мирования грамматического строя языка. Развитие звуковой стороны речи. Общение как важнейшее условие развития речи детей на ранних этапах онтогенеза.

Основные направления развития речи в дошкольном воз­расте.

Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Пассивный и активный сло­варь.

Основные закономерности усвоения дошкольниками син­таксиса и морфологии родного языка..

Осознание детьми звукового состава слова и словесного состава речи как предпосылки овладения чтением и письмом. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, зву­ковой, обобщающей. Эгоцентрическая речь, ее особенности, функции, роль в психическом развитии. Развитие видов речи: от ситуативной к контекстной и объяснительной.

Роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи.

Психолого-педагогическое обоснование задач развития речи, целей и содержания формирования речи детей.

Значение речи для психического развития. Речь и развитие познавательных процессов, личности, деятельности.

Основные понятия. Речь, виды речи, функции речи.

Сенсорное развитие

Развитие у ребенка основных видов чувствительности. Вы­работка условных рефлексов на раздражители в разные перио­ды. Особенности развития восприятия в разном возрасте.

Развитие видов восприятия.

Восприятие пространства: удаленности предметов, формы и величины. Освоение «близкого» пространства в младенчест­ве. Освоение «далекого» пространства в действии ребенком ран­него возраста. Роль самостоятельной ходьбы и ориентировки на собственном теле в освоении пространственных отношений. Ориентировка на листе бумаги, плане, чертеже в дошкольном возрасте. Основные закономерности восприятия формы и ве­личины. Роль речи в развитии восприятия пространства.

Специфика восприятия времени. Формирование биоритма «сон-бодрствование» как предпосылка восприятия времени.

Восприятие временных промежутков: день, ночь, утро, ве­чер, сутки, неделя, месяц, минута и пр. Осознание временных изменений в окружающем. Роль речи и собственной деятельнос­ти ребенка в восприятии времени.

Восприятие художественных произведений. Восприятие ри­сунка, произведения живописи. Понимание средств выразитель­ности. Эстетическая оценка. Восприятие сюжетных картин: ус­тановление всех необходимых связей, выделение структурного и композиционного центров, формирование умения выражать связи в адекватных речевых формах. Восприятие литературных произведений разных жанров. Понимание содержания и идеи произведения. Особенности восприятия образов героев, моти­вов их поведения, языковых особенностей произведения. Осо­бенности восприятия и понимания поэтических произведений.

Особенности восприятия малых жанров фольклора в мла­денчестве и раннем детстве. Развитие слушания. Особенности восприятия сказки в раннем и дошкольном детстве. «Действен­ное» отношение к содержанию сказки, механизм «представливания». Различение реальной и сказочной действительности. «Присвоение» ребенком нравственного опыта героев литератур­ных произведений. Единство нравственного и эстетического в восприятии и понимании сказки.

Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятии и понимании литературного про­изведения, ее влияние на отношение к герою.

Развитие произвольности восприятия: формирование культу­ры наблюдения, умение ставить цель, разрабатывать программу, контролировать процесс, оценивать результат. Формирование наблюдательности. Роль взрослого в развитии наблюдения.

Психологические основы системы сенсорного воспитания.

Основные понятия. Восприятие, перцептивные действия, сен­сорный эталон, чувствительность, виды восприятия, наблюде­ние, наблюдательность, культура наблюдения, ощущение, по­роги чувствительности.

Развитие памяти

Особенности проявлений памяти в младенчестве и раннем детстве. Запечатление как предпосылка развития памяти в мла­денчестве. Появление разных видов памяти в младенчестве. Ран­няя форма воспроизведения - узнавание.

Развитие видов памяти в раннем детстве: двигательной, об­разной, эмоциональной. Появление и развитие словесно-смы­словой памяти. Рост объема памяти и длительности сохране­ния материала.

Основные направления развития памяти в дошкольном воз­расте.

Развитие видов памяти. Непроизвольная память и условия ее развития. Деятельность как основное условие непроизволь­ного запоминания. Этапы развития произвольной памяти. Игра как основное средство развития произвольной памяти. Образ­ная память - ведущий вид памяти дошкольника. Характерис­тика образной памяти. Формирование представлений. Разви­тие логической, опосредованной памяти.

Развитие процессов памяти. Непроизвольное запоминание и пути его организации. Приемы и средства произвольного за­поминания.

Влияние памяти на психическое развитие. Память и разные виды деятельности. Память и обучение, усвоение знаний, фор­мирование умений и навыков. Память и развитие личности. Формирование связи между настоящим, прошлым и будущим как показатель становления личности. Память и развитие речи. Место памяти в системе познавательных процессов.

Основные понятия. Память, запечатление, узнавание, вос­произведение, образная, двигательная, словесно-смысловая, аф­фективная память, механическая память.

Развитие воображения

Предпосылки развития воображения в раннем детстве. Ста­новление условного игрового действия, использование предме­тов-заместителей.

Основные направления развития воображения дошкольника.

Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного, непроизвольного. Опосредованное воображение.

Роль речи в развитии произвольного опосредованного во­ображения.

Развитие операций воображения: комбинирование, агглю­тинация, антропоморфизация, схематизация, акцентирование.

Характеристика образов воображения дошкольника. Раз­витие функций воображения: гностическая, планирующая, за­щитная.

Условия, пути и средства развития воображения. Обогаще­ние опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения.

Влияние литературных произведений, игры, труда, продук­тивных видов деятельности на развитие воображения.

Место воображения в системе познавательных процессов. Реализм детского воображения.

Воображение и развитие личности. Овладение личностны­ми смыслами человеческой деятельности. Формирование пред­ставлений о профессиях.

«Эмоциональный» этап профессионального самоопределе­ния. Формирование представлений о социально одобряемом образце поведения.

Воображение и усвоение нравственных норм.

Основные понятия. Воображение, творчество, операция во­ображения.

Развитие мышления

Предпосылки развития мышления в младенчестве. Обсле­дование предметов, выделение некоторых свойств. Установле­ние элементарных причинно-следственных связей. Освоение предметных действий.

Развитие мышления в раннем детстве. Специфика нагляд­но-действенного и наглядно-образного мышления. Взаимосвязь мышления с развитием орудийных действий. Предметное отно­шение к действительности как важнейшее достижение раннего детства.

 

Становление элементов наглядно-образного мышления. Ос­новные направления развития мышления дошкольника. Разви­тие форм мышления.

Особенности оперирования образами и системами образ­ных представления. Конкретная образность мышления. Нагляд­ное пространственное моделирование. Предпосылки развития словесного мышления.

Развитие мыслительных операций: сравнение, абстрагиро­вание, классификация, обобщение, анализ, синтез. Установление причинно-следственных связей и особенности рассуждения | при решении мыслительных задач. Взаимосвязь развития мышления и речи. Усвоение понятий, наглядное обобщение.

Развитие познавательных интересов и познавательной активности, любознательности. Детское экспериментирование. |Познавательные вопросы, их происхождение и содержание.

Формирование умений и навыков умственной деятельнос­ти: умения принять цель, вопрос, задачу, определить способы решения мыслительной задачи, достичь результата и оценить его.

Значение знаний для развития мышления. Знания неясные и ясные, четкие.

Место мышления в системе познавательных процессов.

Влияние мышления на психическое развитие. Мышление и развитие личности. Мышление и деятельность.

Условия, пути и средства развития мышления в разном воз­расте и в разных видах деятельности.

Психологические основы умственного воспитания детей.

Основные понятия. Мышление, виды мышления, мыслитель­ные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное пространственное моделирование, понятие, знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.