Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложения. Училищ и колледжей Автор —кандидат психологических наук Г. А






ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ Автор —кандидат психологических наук Г.А. Урунтаева

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет детской психологии

Развитие психики ребенка первых семи лет жизни - предмет дошкольной психологии. Детская психология как часть возраст­ной психологии.

Место и. связь детской психологии с другими науками, изу­чающими человека и ребенка.

Методологические основы детской психологии. Методоло­гические принципы изучения психики ребенка: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятель­ности, гуманизм и педагогический оптимизм, историзм, ком­плексность, системность, систематичность и последователь­ность, научность и объективность, индивидуальный и личност­ный подход.

Задачи детской психологии.

Основные закономерности психического развития

Психическое развитие в свете законов диалектики как про­цесс усвоения, присвоения общественно-исторического опыта.

Основные закономерности психического развития: нерав­номерность, скачкообразность, стадиальность и наличие сензитивных периодов; дифференциация и интеграция; кумулятивность психических особенностей; пластичность и возможность компенсации; единство общего и индивидуального в психичес­ком развитии.

Предпосылки и условия психического развития.

Наследственные особенности и прирожденные свойства ор­ганизма как предпосылки психического развития. Задатки и спо­собности.

Влияние социальных условий жизни на психическое разви­тие. Социальная среда: макро-, микро-, мезосреда как источник психического развития. Роль семьи, общения со взрослыми и сверс­тниками в психическом развитии.

Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта. Детерминированность психического развития условиями жизни и воспитания. Усло­вия эффективности воспитания и обучения. Взаимосвязь обуче­ния и развития.

Роль собственной активности ребенка и различных видов деятельности в психическом развитии. Понятие и признаки ве­дущей деятельности.

Противоречия как движущие силы психического развития. Понятие возраста в социальной ситуации развития. Возраст­ные и сензитивные периоды. Переходные и кризисные перио­ды. Подходы к построению возрастной периодизации.

Основные понятия. Психическое развитие, деятельность, ве­дущая деятельность, биологический и социальный фактор психического развития, предпосылки, условия и движущие силы психического развития, сензитивный период, онтогенез, обще­ние, обучение, воспитание, интериоризация, возраст, социаль­ная ситуация развития, кризис, переходный период, новообра­зование, периодизация психического развития.

Методы детской психологии

Основные пути исследования в детской психологии: конста­тация и формирование. Этапы психологического исследования. Методы изучения психики ребенка. Ведущие методы, их характеристика, достоинства, недостатки, виды, основные тре­бования к организации: наблюдение, эксперимент, беседа, ме­тод анализа продуктов деятельности, диагностические методы. Изучение детей воспитателем детского сада.

Основные направления психического развития в младенчестве и раннем детстве

Основные направления психического развития

в младенчестве

Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 3 лёт (Н.М. Аксарина). Единство физического и психического развития как главная особенность развития в ран­нем детстве.

Психологические основы воспитания и обучения на этом воз­растном этапе.

Период новорожденности. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности, реагирования на раздражители внешней среды. Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачат­ков психической жизни - начало формирования биоритма «сон-бодрствование», отделение сна от бодрствования. Режим, посто­янство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль обще­ния со взрослыми в психическом развитии младенца.

«Комплекс оживления»: предпосылки, составляющие и эта­пы формирования. Возникновение ситуативно-личностной фор­мы общения, ее влияние на развитие эмоциональных реакций и познавательной сферы у ребенка первого полугодия жизни. Возникновение ситуативно-деловой формы общения со взрос­лыми и ее значение для развития детей второго полугодия жизни; развитие манипуляций с предметами и предметного восприятия.

Характеристика общения как ведущей деятельности младен­ца. Совместный со взрослым образ жизни как основа воспита­ния и развития младенца.

Роль матери в психическом развитии ребенка первого года жизни. Становление предпосылок общения со сверстника­ми. Влияние ранних контактов со сверстниками на дальней­шее психическое развитие ребенка. "

Развитие движений и действий младенца. Хватание как ос­нова их развития.

Довербальный этап развития речи. Предпосылки возник­новения речи в младенчестве.

Развитие ориентировки в окружающем: особенности вни­мания, памяти, восприятия.

Младенчество как период развития предпосылок к форми­рованию личности. Индивидуальные различия младенцев. Кри­зис первого года.

Основные понятия. Новорожденность, младенчество, «ком­плекс оживления», ситуативно-личностная и ситуативно-дело­вая форма общения со взрослыми, хватание, довербальный этап развития речи.

Основные направления психического развития

в раннем детстве

Социальная ситуация развития в раннем детстве. Овладение ходьбой и другими основными движениями. Их роль в психическом развитии ребенка.

Развитие предметной деятельности в раннем детстве. Разви­тие соотносящих действий. Этапы формирования предметной де­ятельности: предметные манипуляции, предметно-специфические действия и развитие ручных операций, предметно-опосредован­ные действия: развитие и специфика орудийных действий.

Место предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Характеристика предметной деятельности как ведущей в раннем детстве. Предметная деятельность и развитие позна­вательных процессов.

Орудийные действия и развитие мышления. Накопление и уточнение представлений об окружающем, их первичная систе­матизация. Формирование сенсорных основ познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности. Зарож­дение воображения, знаково-символические функции сознания. Раннее детство - сензитивный период развития речи. Овла­дение активной речью - важнейшее новообразование данного возрастного периода.

Предметная деятельность и развитие личности. Возникно­вение и развитие стремления к самостоятельности. Формирова­ние бытовой самостоятельности. Отделение своих действий от предмета и себя от своих действий. Развитие целенаправленнос­ти и произвольности.

Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимо­отношений со взрослыми и сверстниками.

Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобрази­тельной, конструктивной, трудовой, их место и влияние на пси­хическое развитие.

Предметное отношение к деятельности как важнейшее до­стижение раннего детства.

Развитие общения со взрослыми (ситуативно-деловая фор­ма) и сверстниками (эмоционально-практическая форма). Ос­воение речевых средств общения.

Развитие личности в раннем детстве. Развитие мотивационно-потребностной сферы, эмоций и чувств, самосознания. Осо­бенности первых представлений о себе. Кризис 3 лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса. Влияние оценки взрослого на развитие личности.

Основные понятия. Раннее детство, предметная деятель­ность, соотносящие, орудийные, предметные действия, ручные действия, предметно-опосредованные действия, самостоятель­ность, «гордость за собственные достижения», ситуативно-дело­вая форма общения, эмоционально-практическая форма общения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.