Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональное развитие в младенчестве






Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологически­ми причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, пла­че, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то не­благополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает бла­гоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н.Л. Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей.

Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрица­тельные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Посте­пенно время бодрствования удлиняется, снижается число отри­цательных эмоций. Новорожденный переходит к более или ме­нее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заме­тить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей созда­ет лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но пря­мо не порождает его. Положительные эмоции развиваются толь­ко при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспече­ния ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечат­лениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая соци­альная реакция - улыбка в ответ на ласковый разговор взрос­лого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положитель­ные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфи­ческого поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радост­ное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, по­вышает общую активность, содействует сенсорному и двига­тельному развитию.

Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, - это главное коммуникативное средство общения в довербальный период. Дру­гого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отри­цательные переживания (крик, плач), то малыш с их помо­щью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции - улыбки - они становятся выражением «пол­ной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмо­ции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу прохо­дит примерно в 1, 5- 2 года.

Таким образом, переживание положительных эмоций вы­звано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные - конкретному взрослому не адресу­ются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личност­ной форме общения малыш вычленяет только компонент вни­мания к себе. И рассматривает его как повод вступить в обще­ние, которое он реализует единственно доступными ему средст­вами - положительными эмоциями.

Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и от­рицательные эмоции - обиду, неудовольствие, гнев. И в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого года жизни дети очень чувствитель­ны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, роди­тельской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, актив­ный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнооб­разны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмо­циональная бедность общения приводят к замкнутости, угрю­мости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональ­ные состояния, переживания близких людей и как бы «заража­ются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настро­ение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе диффе­ренциации своих и чужих, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким.

Симпатия - это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (ЮМ. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые дру­гим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя добро­желательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпры­гивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простей­шие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к дру­гому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протя­гивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подра­жание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека. В возрасте 3-4 мес. у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, дви­жения, прямо не связаны с удовлетворением биологических по­требностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пы­таясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м ме­сяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незна­комое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новиз­на побуждает младенца совершать повторные и цепные дейст­вия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, пере­живая положительные эмоции.

В 5-6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Ма­лыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровожда­ясь эмоциональными реакциями, является первым звеном по­знавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуж­дают ребенка испытывать положительные эмоции, он старает­ся повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

Эмоциональные состояния, возникающие при выполнении действий, служат показателем активности младенца. После б мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим предме­том, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Ког­да действие начинает получаться, ребенок переживает яркие по­ложительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продук­тивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полнос­тью усвоил. Такое самочувствие дает возможность сосредото­ченно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с пред­метами, способствует проявлению внутренней активности, слу­жит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, измене­ние эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение взора на игрушке или склады­вание шариков в коробку.

Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специ­ально адресует отрицательные эмоции конкретному взросло­му. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен на­учиться правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления.

Оно возникает при воздействии нового необычного раздражи­теля. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отноше­ние к действительности. Чувство удивления говорит о зарож­дении высшей духовной потребности - познавательной.

Укажем особенности эмоционального развития в младен­ческом возрасте:

- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

-- социально обусловленные формы эмоциональных пережи­ваний формируются в процессе общения младенца со взрослыми;

- в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;

- в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удо­вольствие от совместных манипуляций, радость ври успехах и по­ощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.