Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство развитием воли






Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управ­лять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности. Развитие воли происхо­дит во всех видах деятельности, где ребёнок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели. Так, при ос­воении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения. Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают за­дание придумать и показать новое движение.

Большую помощь дошкольникам в умении управлять со­бой оказывают дидактические и подвижные игры. Правила ста­новятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. Дидактические игры чаще протекают как совместные. Поэтому в них малыш имеет возможность сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами, что значительно облегчает управление со­бой, делает его осмысленным. В играх дети преодолевают сию­минутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убе­гает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Осо­бенно важны такие игры в развитии воли и произвольности у младших и средних дошкольников, но они не теряют своего зна­чения и в более старшем возрасте.

Речевое общение выступает средством развития воли, про­извольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями.

Речь выполняет в формировании воли и произвольности следующие функции. Помогает ребенку осознать собственные действия. Наблюдая и участвуя в деятельности детей, воспита­тель время от времени задает вопрос: «Во что ты играешь?», «Тебе нравится играть так?», «Что ты собираешься сейчас де­лать?» Если дети затрудняются ответить, то можно подсказать: «Тебе уже, наверное, скучно играть? Может быть, ты хочешь порисовать?» Важно, чтобы предложение взрослого не подав­ляло инициативу дошкольника. С помощью вопросов педагог выделяет связь между настоящими, прошлыми и будущими дей­ствиями, а также цель и средства ее достижения: «Что ты хо­чешь построить? Что тебе для этого нужно? С чего начнешь?» В случае необходимости можно подсказать, но обязательно учесть возможное несогласие ребенка и его вариант ответа.

Педагог ставит ребенка в ситуацию выбора, побуждает самостоятельно принимать решения, представлять разные ва­рианты своего действия, осознавать свое желание: «Во что ты хочешь играть: в мозаику или строить? С кем хочешь играть? Кем хочешь быть в игре?» Нельзя оценивать ответы ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы подкрепить и выделить самостоятельные действия, придать им произвольный осознан­ный характер.

С помощью речи создается ситуация борьбы мотивов, ког­да взрослый спрашивает: «Почему ты так хочешь? А как мож­но по-другому? А как будет правильно? А как бы я поступила, угадай? А как бы поступил другой мальчик?» или: «Ты закон­чил свою работу. Можешь идти играть... Или можешь помочь Лене, у нее работа сложнее. Или иди играть. Как ты хочешь? Как хочешь, так и поступай». Также ребенку предоставляется возможность прогнозировать и обсуждать возможные послед­ствия своих действий: «А что будет, если...»

Речь помогает достигать поставленную цель, развивая це­леустремленность ребенка. Решению этой задачи способствует ряд приемов, например выдвижение промежуточной цели. До­пустим, малышу тяжело идти, он устал. Тогда взрослый гово­рит: «Вон там собачка. Пойдем посмотрим ее. А вон голуби, подойдем к ним. Отдохнем вон у того деревца. А вот и наш дом». Другой прием - это ограничение и конкретизация цели. Напри­мер, ребенку надо нарисовать кружочки. Взрослый предлагает: «Нарисуй одну строчку кружочков. А теперь еще одну. Нари­суй три красивых кружочка» или: «Постой, подожди меня, по­считай до 10». Прием дозирования в увеличении задания пред­полагает нарастание усилий: «Нарисуй один квадратик. А те­перь еще один, такой же красивый и даже еще лучше» или: «На­рисуй кружок. А теперь еще два и еще один- А теперь три и еще один...» Взрослый с помощью подбадриваний, советов, напо­минаний, оценок помогает ребенку довести начатое дело до конца, достичь предполагаемого результата.

Речь выступает средством организации жизни и деятельнос­ти детей во времени, помогая преодолеть ситуативность и не­произвольность. Напоминая события недавнего прошлого, при­открывая будущее, взрослый «растягивает» жизнь ребенка во времени, выводит за пределы воспринимаемой ситуации, дает те точки опоры, с которых можно посмотреть на себя со сторо­ны. Сначала воспитатель помогает детям анализировать свое поведение, напоминая о хороших поступках и делах, о том, что было интересно в течение дня. Главное, чтобы дети не ограни­чивались перечислениями режимных моментов, а обязательно запоминали что-то о себе.

Разговоры о том, что было вчера, сегодня утром, что будет вечером или завтра, подводят дошкольников к мысли, что жизнь в детском саду - это организованный процесс связанных друг с другом событий, которые они сами планируют. Осознание со­бытий своей жизни является необходимым условием для само­стоятельного планирования действий, овладения своим пове­дением. Поэтому следует планировать и подводить итоги каж­дого дня в детском саду, настраивать детей на предстоящие со­бытия, чтобы они ждали их и внутренне готовились к ним. Важ­но выделить главный эпизод и сделать его привлекательным, чтобы дети положительно переживали то, что предстоит делать.

Дошкольники и сами могут планировать свою деятельность, каждый день новый «командир» в группе решает, чем все будут заниматься в свободное время. Полезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими, организовывать продол­жающиеся виды деятельности, например подготовку к показу спектакля для малышей.

Литература

Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника/Вопросы психологии ребенка до­школьного возраста/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. -М., 1995. -С. 112-122.

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольни­ков. -Киев, 1971.

Кравцов Г., КожаринаЛ., ПлашаеваЛ. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности/Дошкольное воспита­ние.- 1971. -№ И! -С. 61-64.

Непомнящая Н. Формирование воли//Дошкольное воспита­ние. - 1963. -№ 9. - С. 36-41.

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе//Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-57.

Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. - Минск, 1991.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.