Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство развитием самосознания






Основным фактором, влияющим на становление активнос­ти, развитие самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение со взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной дея­тельности, когда:

- выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;

- организует деятельность малыша, обеспечивая накопле­ние опыта индивидуальной1 деятельности, ставя задачу, пока­зывая способы ее решения и оценивая исполнение;

- представляет образцы деятельности и тем самым дает ре­бенку критерии правильности ее выполнения;

- организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учиты­вать его желания, считаться с его интересами, а также перено­сить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельнос­ти и поведения взрослых (М.И.Лисина, Д.Б.Годовикова и др.).

Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на становление самостоятельности и самооценки ре­бенка.

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий, предоставление возможности про­явить инициативу и поддержание ее способствуют формирова­нию активности. Совместные наблюдения, показ разных спо­собов использования предметов развивают активность в сфере манипуляций с предметами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запре­щение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий.

В раннем детстве формирующаяся «гордость за свои дости­жения», активность, стремление к самостоятельности побужда­ют ребенка не только искать область для проявления, но и по­лучить оценку своих успехов взрослым.

Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении малыша - невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественны­ми. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и вниматель­ной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Теперь он не ждет от взрослого под­держки в своих неудачах, которые объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над взрослым».

Непослушание и строптивость вызываются не только невни­мательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружаю­щих. Трехлетний ребенок не выносит эмоционального безраз­личия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.

Недооценивание взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напря­женную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрос­лого сдерживает формирование такого важнейшего личностно­го качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, сни­жает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. При ошибочном воздействии взрослых у де­тей 1-3 лет возникают две формы несамостоятельности: инфан­тилизм и синдром беспомощности. Инфантилизм проявляется как реакция ребенка на подавление взрослым его инициативы, избыток оценки и вмешательства. Тогда у малыша перестают возникать инициативные намерения. Синдром беспомощности вызывается полным отсутствием или минимальным внимани­ем к делам и действиям малыша. Ребенок создает видимость самостоятельности, когда длительное время что-то делает, но действия его остаются очень скудными и однообразными (на­пример, подолгу пересыпает песок из одного ведерка в другое). Ребенку нужно дать возможность обязательно реализовать свое намерение, даже если он чуть позже ляжет спать или опоз­дает на прогулку. Уважение к его делу активизирует ориента­цию ребенка на самостоятельные произвольные предметные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у ребенка. Под­держка проявлений самостоятельности - вот чего ждет ребенок от взрослого. Критериями подлинной самостоятельности вы­ступают инициатива и элементарное планирование, длительная увлеченность одним делом и стремление получить не любой, а задуманный результат. Поэтому взрослый должен помочь ре­бенку активизировать интерес к предметам, корректировать замысел, помочь его осуществить, выражать уверенность в слу­чайности неудач (Т.В.Гуськова).

Подчеркнем, что ребенок ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка гово­рит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.

Отрицательные оценки вызывают у малыша отрицательные эмоции, которые в свою очередь не побуждают к исправлению, не стимулируют к тому, чтобы что-то предпринять и добиться положительного результата. Отрицательные оценки и отрица­тельные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на ак­тивность ребенка. Следует отрицательно оценивать не ребен­ка, а конкретные его действия, сохраняя при этом доброжела­тельный фон, не сердясь и не раздражаясь. Обязательно объяс­нить, что и почему не получилось, и если нужно, то помочь.

Можно сравнивать полученные ребенком результаты с пред­ложенным взрослым эталоном, с теми результатами, которых он раньше достигал. Неэффективна апелляция взрослого к само­любию детей, сравнение их со сверстниками. Такие сравнения не побуждают к активности, а рождают тревожные чувства («Меня больше не любят. Любят не меня, а другого»), а нередко и отрицательное отношение к тому, с кем сравнивают. Гораздо эффективнее похвалить ребенка: «Сегодня получилось лучше. Если поучиться, то обязательно получится». Малыш в 2-3 года нацелен на результат, с него и надо начинать оценку, и лишь затем оценивать замысел и воплощение. С детьми постарше -наоборот.

Спектр оценочных воздействий взрослого на дошкольника расширяется, поскольку деятельность ребенка становится бо­лее разнообразной, возрастают физические и психические воз­можности.

Действенность оценки определяется тем, насколько она кор­ректно сформулирована, какова ее форма, содержание.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют про­ступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребятам не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятель­ности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низ­кую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угне­тает инициативу и самостоятельность, держит ребенка в посто­янном напряжении.

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно ус­пехи, положительные стороны, подчеркивают даже самые не­значительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положе­ние приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрос­лого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случай­ные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в дея­тельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выража­ют свое отношение к ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успе­хи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко диф­ференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уве­рены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Оценки взрослого делятся на позитивные, побуждающие к действиям, и негативные, цель которых затормозить или не до­пустить какие-либо действия.

Злоупотребление повышенным тоном, жесткими безуслов­ными формами требований и оценок, постоянными напомина­ниями ведет к развитию пассивности, слепого послушания, сни­жает инициативность и самостоятельность. Особый вред для формирования личности наносят предвосхищающие отрица­тельные оценки, дающие пессимистический прогноз, выражаю­щие уверенность в том, что ребенок вообще не способен прояв­лять положительные качества.

Оценочная деятельность требует от взрослого умения вы­ражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументи­ровать свои требования и оценки с целью показать необходи­мость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положитель­ной. Как и в раннем возрасте, важно сначала подчеркнуть успе­хи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициа­тиву малыша. А отрицательные соответствующим образом пере­страивают деятельность и поведение, ориентируют на достиже­ние требуемого результата. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих при отсутствии от­рицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ре­бенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях со взрос­лым. Только уравновешенное сочетание положительной и от­рицательной оценок создает благоприятные условия для раз­вития личности, самосознания.

Литература

Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? //Дошкольное воспитание. -1988. - №. 8. - С. 65-69.

Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей//Дошкольное воспитание. - 1988. - № 9. - С. 71-76.

Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1983.

Папько Е. Воспитатель и его влияние на формирование само­стоятельности дошкольника//Дошкольное воспитание. - 1986. -№2.-С. 39-41.

Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 63-65.

Уманец Л. И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников//Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 61-67.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.