Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство развитием воображения






Возникновение и развитие воображения — социально обу­словленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в куль­туре средства создания новых образов: сначала действия, а позд­нее — речь.

На втором году жизни главным средством развития вооб­ражения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши (Н. Н. Палагина). Малы­ша катают на коленях, делая вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые они включают в бытовые про­цессы. Взрослый показывает игрушку ребенку и говорит: «Ли­сичка помыла лапки, а теперь ты помой ручки», «Зайка сидит и смотрит, как дети кушают». В мнимых ситуациях малыш участ­вует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, пры­гает), а потом условных, когда, слушая потешку «Сорока-воро­на», водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу. Взрос­лый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки. Например, поет колыбельную и предлагает малышу: «Покажи, как ты спишь». Ребенок приседает, наклоняет голову и закрывает глаза. Взрослый учит его имитировать действия людей и животных: «Покажи, как...» (мама несет тяжелую сум­ку, прыгает белочка, бежит лисичка, ходит медведь). Постепен­но малыш приобретает большую самостоятельность в создании мнимых ситуаций и включает в них собственную речь.

Подобные ситуации интересны и для ребенка третьего года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным в руководстве этим процессом становится обучение детей использованию предметов-замести­телей в игре и построению воображаемой ситуации. Для разви­тия замещений необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Ведь чтобы, например, действовать с палочкой как с ложкой, он должен уметь обращаться с реальной ложкой. Толь­ко достаточно знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.

Уже в раннем детстве возможно создание проблемных си­туаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а за­тем и использовать предметы-заместители (например, что де­лать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нуж­но покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представ­лений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обуче­ние игровым действиям помогает малышу создать воображае­мую ситуацию. Условием для формирования воображения яв­ляется освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания (Е.В. Зворыгина).

Игровая деятельность дошкольника является мощным сти­мулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуж­дает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собствен­ные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персона­жей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмот­реть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наря­ду со знакомыми предметами с закрепленными функциями пред­меты неспецифические, полуфункциональные: бросовый мате­риал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.).

Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.

Следует помнить и о том, что основу для воображения со­здают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы на­учить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем вклю­чения объектов в несвойственные им ситуации, наделения не­свойственными функциями и соединения разнородных объек­тов в новый образ.

Важно научить ребенка формулировать различные по сте­пени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формули­ровка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых об­разов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

Формирование критичности мышления («Так бывает или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, опреде­ляя критическое отношение и к образам своей фантазии.

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного реше­ния и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в обще­нии с ребенком в целях развития воображения. В младшем до­школьном возрасте целесообразно занять позицию незнающе­го, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнова­ние со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто при­думает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отно­шении младших детей, рассказывая им сказки, показывая ин­сценировки, организуя игры.

 

Литература

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М., 1986.

Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей //Дошкольное воспитание. - 1993. - №8. - С. 46-51.

Кириллова Г. О воображении детей младшего дошкольного возраста в игре/Дошкольное воспитание. - 1973. - №12. - С. 35-40.

Кириллова Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей//Дошкольное воспитание. - 1978. - №12. - С. 63-69.

Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей//Дошкольное воспитание. - 1981. - №12. - С. 45-47.

Кравцова Е. Развитие воображения //Дошкольное воспита­ние.-1989.-№12.-С. 37-41.

Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике //Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 69-73.

Палагипа Н. Развитие воображения у детей второго года жизни//Дошкольное воспитание. - 1993. - №6. - С. 40-46.

Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии вообра­жения// Дошкольное воспитание. - 1989. - №9. - С. 70-72.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.