Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие воображения в дошкольном возрасте






Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование мате­риала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и пред­ставлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого зна­ния - недостаток и достоинство детского воображения. До­школьник легко объединяет разные представления и некрити­чески относится к полученным комбинациям, что особенно за­метно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новиз­ны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он край­не неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не за­думывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побу­дитель к действию. А у ребенка комбинации образов практи­чески бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фан­тазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, со­здания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с пред­метом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходст­во с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для сред­них и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похо­жие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве иг­рового материала используют природный (листья, шишки, пал­ки, камешки и пр.).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссо­здании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описан­ные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения геро­ев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние осо­бенности и черты характера.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух пла­нах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, ко­торого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и пред­ставление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в дея­тельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены события­ми, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Приведем пример. Даша Н. (5 лет 3 мес.) объясняет желание быть феей следующим образом: У феи есть крылья. Она может летать как самолет. Мож­но полететь по небу в Севастополь к бабушке. Мама тоже полетит. Надо при­коснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья.

Таким образом, воображение превращается в особую ин­теллектуальную деятельность, направленную на преобразова­ние окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выра­женные в слове. Начинается бурный рост словесных форм во­ображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда

ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкрет­ной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимос­ти от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее гла­зами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроиз­вольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взвол­новало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подска­зывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализа­цию и подбирает необходимые средства.

Так, просмотр мультфильма «Спящая красавица» наталкивает Дашу Н. (S лет 3 мес.) на игру в фею. Она вырезает крылья, клеит и раскрашивает вол­шебную палочку и шапку. Воображая себя феей, снимает крылья и шапку толь­ко во время еды и сна, носит этот наряд несколько дней, дотрагивается до пред­метов палочкой, чтобы их во что-нибудь превратить.

Рост произвольности воображения проявляется у дошколь­ника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

У младших -дошкольников замысел рождается нередко пос­ле того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко раз­рушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само воз­никновение замысла происходит стихийно, под влиянием си­туации, предмета, кратковременного эмоционального пережи­вания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает не­преднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольст­вием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нари­суй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руково­дить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения на протя­жении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличе­нию продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Так, в приведенном примере Даша Н. играла в фею три дня, предваритель­но подготовив атрибуты для роли. Первоначально вырезанные из ватмана кры­лья показались ей маленькими, и она вырезала из картона новые, большие.

Младшие дошкольники играют 10-15 минут. Внешние фак­торы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реаль­ными функциями. В 4-5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5-6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устой­чивы, и дети часто осуществляют их до конца.

С возможностью планирования прямо связано умение со­здавать целостные произведения (О.М.Дьяченко). У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планиро­вания игры или продуктивных видов деятельности. В 4-5 лет возникает ступенчатое планирование. План - это цепочка об­разов, отражающая основное содержание деятельности.

Приведем пример такого планирования в рисовании Ксении Ц. (5 лет 1 мес.):

Взрослый: Ксюша, нарисуй, что захочешь.

Ксюша: А можно елочку нарисовать? (Берет зеленый карандаш, рисует слева две елки.) А я еще волка нарисую (берет черный карандаш и рисует вол­ка в центре листа). У меня вот такая голова получилась. А носик будет крас­ный (берет красный карандаш, рисует волку нос). Он замерз. А это черный хвост (берет коричневый карандаш, раскрашивает волку ноги. Берет оранже­вый карандаш, рисует справа лису). Столько ног, сколько и у лисы. Где зеле­ный? (Осматривает стол, находит и берет зеленый карандаш.) Елка будет (ри­сует справа от лисы елку). Елочка пушистенькая (говорит во время рисова­ния). (Берет коричневый карандаш, рисует волку ухо, поясняя во время рисо­вания.) Волку что-то лиса говорила. Он ухо подставил. А зайчик белый. А где белый (осматривает стол, перебирает карандаши)? А, ладно, желтый будет (бе­рет желтый карандаш, рисует под елкой зайца). Без носа. И дождик покапал (берет синий карандаш, рисует сверху листа штрихи). Я им нарисую норки (рисует в правом и левом нижнем углах два круга), и написано «норка» (пи­шет). И она побежала сразу в норку. А у волка большая норка и буквы боль­шие«НОРКА»-(пишет). Они испугались дождя и убежали в норки.

Старшие дошкольники способны фантазировать произволь­но, заранее до начала деятельности планируя процесс воплоще­ния замысла. Они намечают план достижения цели, предвари­тельно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Приведем пример.

Взрослый: Максим, что ты будешь сейчас рисовать?,, Максим Р. (6 лет): Сугробы нарисую. Это внизу. Дерево снежное, не очень большое. А рядом, может быть, речку, нарисую (берет кисть, опускает в банку с; ввдой; рбранрется ко взрослому). Смотрите,, у мен» вода сразу же почерне­ла! Хотя я еще не красил. Кисточка грязная (промывает кисточку). Надо краски размочить (кисточкой добавляет воды в каждую краску, ждет несколько минут, начинает рисовать).

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их про­извольно создавать образы. А затем дети самостоятельно пред­ставляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, про­дуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индиви­дуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании высту­пает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые дейст­вия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробе­лы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впе­чатлений, создавая целостную картину мира.

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разум­ное объяснение...»

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, ког­да дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Вы­готский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процес­сы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стерео­типы. И решение интеллектуальных проблем становится твор­ческим процессом.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические рас­тения, арктических животных. Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спа­сает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевает бурю. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позво­ляет более глубоко познать окружающее, природную, предмет­ную и социальную действительность.

Подчеркнем, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью про­цесс. Именно в реальном мире находится источник образов во­ображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестан­дартное творческое решение познавательной проблемы (опи­раясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характе­ристикой воображения ребенка является его реализм, понима­ние того, что может быть и чего быть не может. Как совершен­но справедливо заметил В.А.Сухомлинский, «населяя окружаю­щий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отли­чают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с рас­ширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств пред­метов, характера производимых с ними действий вызывает от­рицательное отношение у дошкольника. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

В игре дошкольник также понимает логику жизненных свя­зей и следует ей. Он отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое, объясняя, что так не бывает.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника ока­зываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделя­ет героев действиями и характерами в соответствии с их реаль­ными особенностями, поведением и образом жизни.

Например, как в сказке, придуманной Наташей К. (6 лет 6 мес.):

«Жил-был в лесу одни маленький зайчик. Зайчик пошел в лес и нашел себе зайчика-друга, а потом еще и медвежонка. И они все подружились, им было весело. Медвежонок показал, как он умеет лазить по деревьям, а зайчики тоже хотели, но они только шлепались. Потом один зайчик говорит: «А да­вайте наперегонки бегать».

И все побежали. Мишка за ними не успел. Но они не обиделись. Ведь Мишутка не бегает быстро, зато хорошо лазает по деревьям. Так они вместе гуляли, а потом стало темно, и они пошли к себе домой. А больше я не знаю, уже конец».

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажа­ми, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, приду­мывает себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто пережи­вает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических со­бытиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, пода­рили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина по­добных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление - серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовле­творяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Так, в сказке, придуманной Аней Ж. (6 лет 9 мес.), отчетливо проявля­ется чувство одиночества, стремление иметь друга, который бы не обижал ее:

«Жил-был заяц на свете, был он одинокий. Один раз заяц пошел гуля­ть, видит, котик плачет. Жалко стало зайчику, он говорит:

- Котик, почему ты плачешь?

- У меня друзей нету.

- А давай я буду с тобой дружить?

- Давай.

Котик встал с пенька и сказал:

- Вон посмотри-ка, там кто-то сидит и плачет.

- Пойдем, подойдем.

А котик сказал:

-Давай.

Они подошли к пеньку, а там щенок плакал. Они сказали:

- Собачка, давай с ними дружить.

Собачка сказала:
-Давай.

Они стали хорошо дружить, поживать. Потом они пошли в сарай. Со­бачка рассказала про себя, и все друзья рассказали свои истории. И стали они хорошо жить и никого не обижать. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец, а кто не слушал, тот прянички не кушал».

В создании таких фантазий участвует развивающая защит­ная функция воображения. Воображение помогает малышу ре­шить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психо­логический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Вооб­ражаемые ситуации помощи другим людям, животным говорят о том, что ребенок не чувствует себя значимым, большим в ре­альной жизни и стремится реализовать в фантазии потребность в самоутверждении. Игры с вымышленными персонажами по­зволяют сделать вывод о недостаточном удовлетворении по­требности в общении. Придумывать себе более сильных дру­зей, которые защищают ребенка, побуждают чувство неуверен­ности, страхи. Нередко описание вымышленных событий обу­словлено стремлением быть признанным в группе сверстников, если реальными способами ребенок не может добиться этого признания. Таким образом, происходит становление механиз­ма психологической защиты.

Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В ран­нем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более стар­шем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых со­бытиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные си­туации из жизни ребенка.

Приведем сказку, составленную Сережей Л. (4 года 3 мес.):

«Жил большой Дик. Вот Дик на всех рычал, на маму рычал, на дядю ры­чал, страшно-. А под крылечком жили котятки. И он на них тоже рычал. И все боялись его. Он такой большой и черный, и еще быстро бегает... всегда за ко­тятками».

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средст­ва и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошколь­ном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимае­мую ситуацию.

Наиболее распространенным приемом в словесном творчест­ве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт соци­альных взаимоотношений.

Приведем в качестве примера сказку Светланы Г. (4 года 7 мес.):

«Праздновала лиса день рождения и позвонила зайцу: «Приходи, я тебя угощу. И белку приводи, вы друзья ведь». Заяц звонит белке: «Белка! Пошли к лисе в гости! Покушаем у нее!» А белка говорит: «Пошли! Только накрашусь, прическу сделаю! Приходи попозже». Ну и все. В гости пошли».

Приемом антропоморфизации - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок.

Как в сказке, составленной Машей К. (6 лет):

«Жила-была куколка... Ее звали Алиса.

Вот однажды ее отвезли в магазин. Одна девочка сказала: «Папа, я хочу эту куклу». Папа сказал: «А сколько стоит эта куколка?»

Продавщица ответила: «Нисколько». Девочка тогда сказала: «Почему нисколько? Я хочу».

Папа: «Ну ладно». Поехали домой. Девочка поставила куклу и включила свой компьютер: «Куколка, отгадай, сколько это будет: пятьдесят на пятьде­сят?» А куколка и говорит: «Нисколько».

Девочка: «Давай играть - ты со мной, а я с тобой». Начали играть.

Куколка спросила: «Девочка, как тебя зовут?». А девочка: «Алена». Куколка: «А меня Алиса».

Девочка: «Вот какое у тебя странное имя».

Стали играть, но куколка сломалась. Папа починил, но не всю. Отвезли ее в магазин - поломалась рука. «Но ведь у вас же есть комплекты». - «Она живая, Алиса. Забирайте ее навсегда».

Куколка: «Ура! Я остаюсь навсегда с вами!»

«Ты, куколка, будешь играть со всеми.нашими игрушками!»

Приехали домой. Куколка съела печенье у Алены и сломала телевизор.

Мама сказала: «Раз так, то ее можно сдать обратно в магазин».

Более сложным приемом, который используют дошкольни­ки, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов.

 

Это ярко проявилось в сказке Димы С. (4 года 3 мес.): «Выросли у соболя рога. Ему стыдно по лесу ходить. Прячется он от всех, а все смеются над ним. Позвал он друзей своих - белку и лиса. И говорит: «Помогите! Спасите!» Ничего не могут они. Пошел он к кузнецу, и кузнец спи­лил ему рога. А соболь за это подарил ему свой хвост. Кузнец себе на кепку его привесил и гордился».

Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созда­нию оригинальных образов.

Так, Даша Н. (5 лет 3 мес.) придумывала продолжающуюся историю про маленького сыночка Бабы Яги Бабаёнка (уменьшительное от Бабы Яги муж­ского пола), который, когда вырастет, будет называться Бабаёг.

Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных ска­зок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.

Примером может служить сказка, составленная Настей С. (4 года 8 мес.):

«В лес прикатился Колобок. Там он встретил Зайца, Волка, Медведя и Лису. И все хотели его съесть, а он такой умненький был и от всех укатился. И катался по лесу и песенку свою распевал. А потом дождик пошел сильный. И Колобок покатился к дедушке и бабушке обратно. Дома-то тепло было. А они обрадовались, стали Колобка встречать, накормили, напоили и уложили спать в печку».

Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.

Такова сказка Жени Л.(4 года 6 мес.), составленная по предметным кар­тинкам и по изображениям ежа, зайца и лисы:

«Встретил еж Чебурашку и говорит: «Хочу на Луну лететь. Мне черепаш-ки-ниндзя ракету дали. Хочешь со мной?» - «Хочу».

Идут они, идут. Видят - лиса бежит. И говорят ей: «Лиса! Полетишь с нами на Луну?» - «Нет. Не хочу. Я там была. Там есть нечего и холодно. Лети­те сами, а я здесь останусь, вас подожду!» А еж и Чебурашка улетели и оста­лись на Луне жить».

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребенок рисует фантастическую чудо-машину, исполь­зуя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуа­цию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошколь­ников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Со­храняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмо­циональными, пронизанными эстетическими, познавательны­ми чувствами, личностным смыслом.

Приведем сказку Вани Г. (4 года 2 мес.):

«Жил-был Лис. И были у него грибки, ягоды, цветы росли красивые. Гриб­ки разные и ягодки разные...

В лесу было много- премного грибов, и ягод, и цветов. В лесу было сол­нышко, оно сверкало. Грибки все больше и больше росли, и ягоды больше росли. Грибы тянулись к солнышку. А солнышко все ярче и ярче сияло...

Грибам понравилось, и их стало целый лес и ягод. Грибки и ягоды стали такими красивыми. Солнышко все больше и больше становилось и ярче. И в этом лесу росли деревья, они высокие, стали большими и красивыми. И стал их целый лес тоже. И вдруг солнышко... И вдруг солнышко кончилось, пошел дождь. Грибы и ягоды и все деревья замочились. Стало им грустно, и вдруг опять солнышко появилось, и они опять стали подтягиваться к солнышку. И все цветы теперь стали очень красивыми. И были такие елочки, такие краси­вые. И тоже радостные такие стали они. Так они стали каждый день подтяги­ваться к солнышку, и стал лес красивым.

В сказках старших дошкольников значительное место за­нимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качест­вами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социаль­ными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпи­зоды в придуманных детьми сказочных историях не просто на­низываются один на другой, а приобретают внутреннюю логи­ку развития. Так в словесном творчестве ребят проявляется про­цесс становления личностных смыслов.

Приведем в качестве примера сказку, составленную Мариной Я. (6 лет 4 мес.):

«Жил-был зайка, у него не было друзей, и ему было скучно. Один раз по­шел он в лес собирать ягодки: бруснику, чернику, голубику. Увидел он котен ка бездомного, потому что он весь лохматый и худой. Зайчик сказал: «Что ты такой грустный?» «Меня хозяин бросил. Он хотел меня в реку бросить, но я от него убежал», — сказал котик. Зайка пожалел котика и сказал: «Давай вместе жить!» А котик с улыбкой: «Давай, только сначала я причешусь 'и умоюсь, а то я такой грязный». Зайка пошел варить компот и звать друга щенка Ав-ву. Это самый его любимый друг. Когда котик причесался и умылся, все сели за стол и стали пить компот, а собака Ав-ва и котик закрыли глаза, облизались и сказа­ли: «Ой, как вкусно!» С тех пор у зайки стали жить котик и собака Ав-ва».

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

— воображение приобретает произвольный характер, предпо­лагая создание замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фан­тазирование;

— ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

— воображение переходит во внутренний план, отпадает не­обходимость в наглядной опоре для создания образов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.